Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа системы смазки двигателя ЯМЗ-238



 

В передней части двигателя внутри картера закреплен двухсекционный шестеренчатый масляный насос, приводимый в действие от шестерни колен­чатого вала через промежуточную шестерню 18 (рис. 111). Передняя сек­ция 17 насоса, снабженная редукционным клапаном 15, нагнетает масло в систему смазки двигателя, а задняя секция 16, имеющая перепускной кла­пан 14, — в масляный радиатор 24. Редукционный клапан отрегулирован на предельное давление 7,5—8,0 кГ/см2, а перепускной клапан — на давле­ние 0,8—1,2 кГ/см2. Обе секции насоса трубопроводом соединены с непод­вижным маслоприемником 13, снабженным сетчатым фильтром и располо­женным в поддоне картера.

Масляные фильтры 20 и 21 закреплены с левой стороны блока в перед­ней части.

При работе двигателя передняя основная секция 17 насоса засасывает масло через маслоприемник 13 из поддона картера и по каналу в блоке нагне­тает его в фильтр 20 грубой очистки, имеющий предохранительный клапан 19. Фильтр состоит из чугунного корпуса 1 (рис. 112, а), на центральном стержней которого гайкой закреплен на прокладке стальной колпак 3. Под колпаком установлен двойной фильтрующий элемент 4. Каждая секция элемента со­стоит из металлического гофрированного цилиндра с отверстиями, являю­щегося каркасом, на котором натянуты и закреплены внутренняя стальная и наружная латунная мелкая сетки. Масло через обе сетки проходит после­довательно. Фильтр включен в магистраль последовательно и оборудован предохранительным клапаном 5, перепускающим масло при загрязне­нии фильтра в случае перепада давлений в нем 2—2,5 кГ/см2. Часть масла от фильтра грубой очистки ответвляется и проходит через фильтр тонкой очистки, представляющий собой масляную центрифугу с реактивным приво­дом ротора 6 (рис. 112, б) и включенный в систему смазки параллельно. Работа центрифуги была рассмотрена ранее. Очищенное в центрифуге масло сливается обратно в картер.

Из фильтра 20 (см. рис. 111) грубой очистки масло проходит в главную магистраль 12, расположенную в блоке с левой стороны. Из главной маги­страли по каналам в перегородках блока масло проходит ко всем коренным подшипникам 11 коленчатого вала и опорам распределительного вала 7. Из коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу и через гря­зеуловители подается к шатунным подшипникам 9 и по каналам 6 в шату-нах — к поршневым пальцам.

У дизелей, работающих с турбонаддувом и имеющих более тяжелый на­грузочный режим, вместо заглушки в отверстии на верхней головке шатуна ставится специальный распылитель, через который на днище поршня выбрыз­гивается масло, охлаждающее его.

В канале средней перегородки блока установлен сливной клапан 10, который перепускает в неизношенном двигателе излишнее масло, подавае­мое насосом, имеющим большую производительность, обратно в картер. Клапан открывается при давлении 5—5,5 кГ/см2. При увеличении зазоров в подшипниках расход масла через них возрастает, вследствие чего давле­ние в магистрали падает. При этом перепуск масла клапаном прекращается, что обеспечивает хорошую смазку деталей двигателя даже при некотором его износе и повышенном расходе масла.

Из передней опоры распределительного вала масло через отверстия в шейке вала подается пульсирующей струей в полую ось 1 толкателей для смазки их втулок. Далее масло по каналам в толкателях 2 проходит к нижним наконечникам штанг и по штангам 5 — к верхним наконечникам и ко втул­кам коромысел 4, обеспечивая смазку клапанного механизма. Скапливаю­щееся в головках масло сливается обратно в картер по сливным каналам в блоке. Под давлением масло подается также к упорному фланцу распределительного вала и оси промежуточной шестерни 18 привода насоса.

Все остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым при вращении коленчатого вала или поступающим на детали самотеком.

Задняя секция 16 насоса подает масло по трубке 26 в масляный радиа­тор 24, устанавливаемый перед водяным радиатором автомобиля, откуда охлажденное масло сливается по другой трубке 27 в поддон картера. Вклю­чение радиатора осуществляется краном 25, расположенным на штуцере под­водящего шланга.

Масло заливают в картер через заливную горловину 3, расположенную на крышке клапанного механизма левой секции блока. Уровень масла прове­ряют стержнем, установленным в трубке с левой стороны блока.

Контроль

за работой системы смазки осуществляется по электрическому указателю 23, расположенному на щитке приборов. Датчик 22 указателя присоединен к магистрали блока.

Вентиляция картера проточная, закрытая. Воздух поступает в картер через неплотности соединений двигателя. Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке 8, расположенной с левой стороны двигателя в задней его части и выведенной вниз. Верхний конец трубки соединен через маслоулови­тель с внутренней полостью камеры штанг двигателя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.