Назначение, общее устройство, принцип
Работы и основные ТТХ системы охлаждения И подогрева двигателей И выпуска отработанных газов» Время-20 мин. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, в целях поддержания температуры этих деталей в пределах, допустимых для нормальной работы двигателя. В качестве охлаждающей жидкости летом применяется чистая пресная вода, зимой - низкозамерзающие жидкости марки 40 и марки 65. Жидкость марки 40 применяется при температуре окружающего воздуха не ниже -35°С. Жидкость марки 65 применяется при температуре не ниже -60°С. Система охлаждения поддерживает определенный тепловой режим двигателя, при котором он развивает максимальную мощность при минимальном удельном расходе топлива. Оптимально допустимой считается температура охлаждающей жидкости в пределах +70-120° Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже оптимального уровня приводит к увеличению: - продолжительности процесса сгорания; - снижению мощности; - увеличению расхода топлива; - увеличению износов.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДИЗЕЛЯ ЯМЗ-238 Двигатель ЯМЗ-238 имеет водяную, принудительную, закрытую систему охлаждения. Радиатор 11 (рис. 89) с трехрядной сердцевиной трубчато-ленточного типа, закреплен на раме в двух точках на резиновых подушках и дополнительно крепится растяжками к балкам рамы. Горловина радиатора закрыта . пробкой 10 с паровоздушным клапаном. Перед радиатором установлены жалюзи 12 с горизонтальными створками, имеющие ручное управление из Кабины. Снаружи радиатор закрыт облицовочной решеткой. Патрубок нижнего бачка радиатора соединяется гибким шлангом 23 с подводящим патрубком водяного насоса 25, расположенного с правой стороны в передней части двигателя. Чугунный корпус 30 насоса с помощью фланца отводящего патрубка 34 болтами крепится к крышке распределительных шестерен и соединяется с отлитым в ней водяным каналом 20. Корпус закрыт крышкой 35. 28 27 26 25 24 23 22 21 Рис. 89. Система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 Вал 28 насоса с крыльчаткой 32 установлен в корпусе на шарикоподшипниках 29, уплотненных сальниками. Вал уплотняется самоподжимным уплотняющим устройством с графитизированной текстолитовой шайбой 31, установленной в пазах крыльчатки насоса. Шайба упирается во втулку корпуса. На наружном конце вала закреплен шкив 22, соединяемый трапециевидным ремнем со шкивом 21 коленчатого вала. Масло к подшипникам подается через пресс-масленку, ввернутую в прилив корпуса насоса. Натяжение ремня регулируется перемещением обода шкива насоса с помощью регулировочных прокладок 27. Температура охлаждающей жидкости двигателя регулируется автоматическими термостатами 7 и вручную — шторкой 14 за счет изменения количества воздуха, проходящего через радиатор.
Система охлаждения двигателя включает в себя: 1 — водяной радиатор; 2 — шланг соединительный радиатора с бачком; 3 — расширительный бачок; 4 — трос привода шторки с оболочкой: 5 — трубка направляющая троса; 6 — цепочка; 7 — коробка термостата; 8 — шланг соединительный термостата с патрубком; 9 — вентилятор; 10 — патрубок; 11 — балка барабана шторки; 12 — боковой уплотнитель радиатора; 13 — направляющий стержень барабана шторки; 14 — шторка радиатора с барабаном в сборе; 15 — масляные радиаторы; 16 — полотно шторки; 17 — пароотводящая трубка; 18 — кожух вентилятора (диффузор); 19 — сливной краник; 20 — распределительный патрубок водяного насоса; 21—водяной насос двигателя; 22 — пресс-масленка; 23 — тяга крепления радиатора; 24 — натяжное устройство ремня привода компрессора; 25 — компрессор; 26 — соединительный шланг, бачка с распределительным патрубком водяного насоса.
Радиаторчетырехрядный, трубчато-ленточного типа; установлен впереди двигателя и крепится к лонжеронам рамы через переходные кронштейны. В вертикальном положении радиатор удерживается с помощью тяг 23 бокового крепления. Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных между собой охлаждающим элементом-остовом. Остов радиатора собран из плоских латунных трубок и медных гофрированных пластин и вместе с бачками крепится к рамке радиатора. В верхний бачок радиатора вмонтирована заливная горловина, герметически закрываемая пробкой. К стойкам рамки радиатора (со стороны двигателя) прикреплен кожух вентилятора (диффузор) 18, в результате чего вентилятор 9 создает более интенсивный поток воздуха через остов радиатора.
Расширительный бачок.Для предотвращения выброса охлаждающей жидкости из радиатора и улучшения теплового режима работы двигателя на автомобиле установлен расширительный бачок 3, соединенный с водяным радиатором перепускной трубкой 2. Пробка заливной горловины расширительного бачка имеет два клапана: впускной (воздушный) и выпускной (паровой). Впускной клапан должен открываться при воздушном разрежении в бачке, равном 0,01—0,13 кгс/см8, а выпускной — при избыточном давлении, равном 0,45—0,55 кгс/см2. К заливной горловине бачка присоединена пароотводящая трубка 17, которая соединяет систему охлаждения с атмосферой>во время действия одного из клапанов пробки расширительного бачка. Для создания подпора воды и увеличения производительности водяного насоса двигателя, обеспечивающего наиболее эффективную работу системы охлаждения, расширительный бачок 3 соединен с водораспределительным патрубком 20 при помощи шланга 26. При кипении воды в радиаторе пар по трубке 2 поступает в расширительный бачок 3 и там конденсируется, перемешиваясь с жидкостью, заполняющей бачок. С понижением температуры в бачке создается разрежение, при котором открывается впускной клапан пробки и атмосферный воздух поступает внутрь бачка. Под действием атмосферного давления часть жидкости перетекает из расширительного бачка 3 в радиатор.
Шторка радиатора -14установлена впереди водяного радиатора и предназначена для обеспечения нормального теплового режима двигателя в условиях низких температур. Шторка состоит из барабана с намотанным на него полотном. Внутри барабана имеется пружина, один конец ее закреплен на оси, а второй — на втулке; пружина предварительно закручена на 6—7 оборотов для обеспечения полного наматывания полотна на барабан. На оси барабана с обеих сторон установлены вилки-кронштейны, которые охватывают направляющие стержни 13 и перемещаются по ним при подъеме и опускании шторки. Привод шторки осуществляется с помощью троса 4 и цепочки 6. При вытянутой до отказа цепочке радиатор закрывается полотном 16. Шторка может фиксироваться в различных положениях установкой звена цепочки в прорези направляющей трубки 5. При опущенном барабане трос 4 привода шторки должен быть натянут и зафиксирован. Свободный конец цепочки навесить на крючок.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|