Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



Теоретическая педагогика

 

Учебно-методическое пособие

для студентов историко-филологического факультета

 

Тара 2011

 

УДК 371 Печатается по решению

редакционно-издательского сектора

филиала Омского государственного

педагогического университета в г. Таре

ББК 74.58я73

К 93

 

 

Курашева С.В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара: КМЦ ТФ ОмГАУ, 2007.

132 с.

 

 

Рецензент:

Градусова Т.К., к.п.н., доцент кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ.

 

 

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Теоретическая педагогика» и содержит теорию по данному курсу, описание форм, приёмов и методов организации учебной и практической деятельности студентов на занятии. Пособие предназначено студентам заочной формы обучения, но может быть полезно и студентам-очникам, и преподавателям, ведущим курс «Теоретическая педагогика».

 

 

Курашева С.В., 2007.

КМЦ ТФ «ОмГАУ», 2007.

 

 

Предисловие

Уважаемые студенты!

«Теоретическая педагогика» – одна из фундаментальных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога. Учебно-методическое пособие поможет организовать процесс образования по данной дисциплине.

Хотелось бы, чтобы информация по теоретической педагогике осмысливалась и понималась Вами, для этого после каждой лекции предлагаются вопросы и задания. Содержание лекционного курса – это краткое изложение теории, представленной в учебниках по педагогике:

· Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2008.

· Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. –М., 2004.

· Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

· Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

· Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М. 2004.

· Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. – М., 2000.

 

 

Пояснительная записка

Российская система образования на современном этапе своего развития вышла на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признаётся подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педагогической действительности. А качество подготовки такого специалиста во многом зависит от сознательного усвоения основ педагогической науки. При всём многообразии имеющихся систем обучения и воспитания основными критериями их отбора и рассмотрения в данном курсе выступают природосообразность, личностно ориентированный подход, опора на творческую продуктивность обучения. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы.

Цель курса: формирование основополагающих представлений о сущности и значимости педагогической науки, её методологии; структуре, особенностях, содержании, конструировании целостного педагогического процесса.

Задачи:

1) формирование системы знаний об объекте, предмете, структуре и функциях педагогической науки, её роли и месте в системе гуманитарных наук;

2) выявление аксиологического, гуманитарного и личностного смыслов педагогики;

3) формирование интереса к изучению проблем педагогической науки, развитие педагогической культуры студентов и формирование культурно-нравственных ценностей.

 

Изучение данного курса создает теоретическую основу для последующего усвоения теорий и технологий педагогики, так как является фундаментальным, базовым в структуре дисциплин педагогического блока, раскрывает ведущие идеи современной педагогики.

 

В ходе изучения данного курса студенты должны

· научиться пользоваться понятийным аппаратом современной педагогической науки (знать определения педагогических категорий, анализировать различные подходы к трактовке понятий, уметь ими пользоваться при анализе педагогических явлений);

· знать основные методы педагогических исследований (уметь формулировать задачи, цель, гипотезу, определять методы исследования; описывать на языке педагогической науки педагогические факты и явления; уметь подобрать научно-педагогическую литературу по теме исследования);

· знать трактовку понятия «методология» и использовать его при анализе явлений педагогической науки и практики, уметь определить эффективность педагогической деятельности;

· анализировать теории целостного педагогического процесса (знать сущность понятия «педагогический процесс», его структуру, знать, как организовать педагогический процесс с учётом логики и этапов его реализации);

· знать основные понятия теорий обучения и воспитания и уметь использовать их на практике;

· понимать сущность компетентностного подхода к построению педагогического процесса (знать сущность понятий «компетентность», «компетенция», профессиональная компетентность» и уметь ими оперировать; уметь различать традиционный и компетентностный подходы в обучении; знать, как организовать процесс обучения с целью развития ключевых компетентностей учащихся;

· знать особенности конструирования содержания образования в соответствии с возрастными особенностями школьников (знать, что способствует умственному развитию и познавательной активности школьников и уметь организовать педагогический процесс с учётом положительных качеств личности),

· ориентироваться в многообразии образовательных программ (знать основные теории формирования образования и концепции содержания образования; уметь проанализировать содержание, структуру и назначение школьной учебной программы; уметь разработать учебную программу по какому-либо предмету, преподаваемому в школе).

 

 

Содержание лекционного курса

ТЕМА 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Цель: на основе анализа иопределения основных понятий сформировать представление об объекте и предметепедагогической науки, её задачах, принципах и функциях, об уровнях методологии науки.

Знать:

- место педагогики в системе антропологических наук и её структуру;

- базовые категории, которыми оперируют все педагогические дисциплины;

- принципы и методы педагогического исследования.

Уметь: выявлять систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики; оперировать педагогическими понятиями, используя их как «базальную схему» (П. Я. Гальперин) теоретического знания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.