Лекция 4-5. Теория целостного педагогического процесса
1. Педагогический процесс как система. 2.Сущность, движущие силы, противоречия образовательного процесса. 3.Закономерности и принципы педагогического процесса. 4. Формы организации педагогического процесса.
1. Педагогический процесс – процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые ( Г.М.Коджаспирова). Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный. Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты: 1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы. 2. Содержание обучения и воспитания. 3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания. 4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований. 5. Ученики, обучение и воспитание которых — главная задача системы. 6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.). 7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности. 8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные). 9. Организация и управление. В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса — педагогическое взаимодействие.
2. Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов) Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического. В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Движущими силами целостного педагогического процесса являются противоречия. Внешние противоречия: · Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать. · Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе. · Между обобщённым опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности. · Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися. Внутренние противоречия: · Между долгом, поведением и чувствами. · Между притязаниями и возможностями. · Между оценкой и самооценкой. Разрешение этих противоречий обеспечивает эволюцию педагогических систем.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|