Лекция 9. Многообразие образовательных программ.
1. Учебная программа как нормативный документ. Структура и назначение. 2. Авторские учебные программы. 3. Педагогические инновации и программы развития.
1. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание – результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый – объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй – собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий – некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.
2. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных). В авторской программе должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный (опыт детей и учителя) компоненты образования, что является первым важнейшим программно-методическим регулятивом творческой деятельности педагога. Второй регулятив – чёткая рефлексия того, где и зачем учитель намеревается внедрить авторскую программу и каким требованиям она должна отвечать. В дидактическом аспекте авторская учебная программа должна соответствовать общедидактическим нормативам её построения, включающим целостность, единство, конкретность, процессуальность; соответствие образовательным стандартам, содержательно-целевым и инструментально-методическим характеристикам; наличие основных структурных элементов( Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М., 1991). Технология конструирования авторской программы такова: 1. Составление введения в изучаемый курс или объяснительной записки, раскрывающей не только цели, структуру учебного предмета или курса, особенности организации учебного процесса, но и то новое. Что внесено в данную программу по сравнению с другими. 2. Разработка содержания, составляющего основную часть, включающую описание обязательного и дополнительного, ведущего и вспомогательного материала для изучения; внутрипредметных и межпредметных связей по всем компонентам содержания. 3. Характеристика ожидаемых результатов обучения, т.е. обязательных и дополнительных знаний; специально-предметных и общеучебных (межпредметных) умений; умений творческой самостоятельной деятельности; мировоззренческих умений и умения систематизации и обобщения понятий, способствующих становлению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. 4. Раскрытие особенностей методического инструментария – индивидуальной модели обучения, оптимальной для данной программы, т.е. совокупность форм, методов, средств и приёмов обучения. 5. Описание методического аппарата учебной программы, включающего методические рекомендации, инструкции, списки рекомендуемой литературы для учащихся и педагогов, различные дополнительные материалы. Чтобы разработанная педагогом образовательная программа получила статус авторской, необходимо пройти экспертизу, которая может включать различные аспекты (частно-методический, юридический, экономический и др.). Но приоритетными являются четыре важнейших аспекта: · общепедагогический, связанный с выявлением степени соответствия авторской программы и процесса её разработки общепедагогическим принципам конструирования учебного процесса; · дидактический, призванный оценить соответствие разработанной учебной программы общедидактическим нормативам её построения; · психологический, предполагающий выявление и прогнозирование психологических последствий и развивающего эффекта учебного курса, сконструированного на основе данной авторской программы; · валеологический, изучающий уровень оптимальности (сложности, посильности) и эргономичности программы, её возможного влияния на здоровье учащихся (их работоспособность, утомление, переутомление вследствие возможных перегрузок).
3. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений: • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; • в систему контроля и оценки уровня образования; • в систему финансирования; • в учебно-методическое обеспечение; • в систему воспитательной работы; • в учебный план и учебные программы; • в деятельность учителя и школьника. Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений: • в целях и содержании образования; • в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; • в формах и способах организации обучения и воспитания; • в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: • локальные и единичные, не связанные между собой; • комплексные, взаимосвязанные между собой; • системные, охватывающие всю школу или вуз. Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: • модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); • комбинаторные нововведения; • радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать: • потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; • достижения комплекса наук о человеке; • передовой педагогический опыт; • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; • опытно-экспериментальная работа; • зарубежный опыт. Целью инновационной работы на начальном этапе в любой системе является проектирование программы развития. Программа развития школы – документ, который характеризует процесс развития школы на трёх его уровнях: · концептуальном: проектируются идеи, принципы, ведущие понятия, ценности; · проективно-управленческом: проектируются цели, условия, средства, технологии; · проктическом: проектируется инструментарий, формы, приёмы. Образовательная программа – это модель пути достижения образовательного стандарта. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности. Программа ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта.
Вопросы и задания 1. Что такое «типовая учебная программа», какова её содержательная часть? 2. Какова структура и назначение школьной рабочей программы? 3. Заполните таблицу:
4. На примере учебной программы по любому предмету проследите, как учтены общие и специальные принципы отбора содержания образования. Дайте оценку полученному материалу. 5.Чем, на ваш взгляд, отличаются образовательные программы инновационных образовательных учреждений от традиционных?
Литература для самостоятельной работы
Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989. Леднёв В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. – М., 1991. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.– СПб., 1997. Коджаспирова Г.М. Педагогика.– М., 2007. Модернизация общего образования. – СПб., 2002. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград, 2007. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., 2006.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|