Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 9. Многообразие образовательных программ.



1. Учебная программа как нормативный документ. Структура и назначение.

2. Авторские учебные программы.

3. Педагогические инновации и программы развития.

 

1. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание – результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый – объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй – собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий – некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

 

2. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

В авторской программе должны быть представлены не только «знаниевый» (т.е. образовательный стандарт), но и личностный (опыт детей и учителя) компоненты образования, что является первым важнейшим программно-методическим регулятивом творческой деятельности педагога. Второй регулятив – чёткая рефлексия того, где и зачем учитель намеревается внедрить авторскую программу и каким требованиям она должна отвечать.

В дидактическом аспекте авторская учебная программа должна соответствовать общедидактическим нормативам её построения, включающим целостность, единство, конкретность, процессуальность; соответствие образовательным стандартам, содержательно-целевым и инструментально-методическим характеристикам; наличие основных структурных элементов( Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М., 1991).

Технология конструирования авторской программы такова:

1. Составление введения в изучаемый курс или объяснительной записки, раскрывающей не только цели, структуру учебного предмета или курса, особенности организации учебного процесса, но и то новое. Что внесено в данную программу по сравнению с другими.

2. Разработка содержания, составляющего основную часть, включающую описание обязательного и дополнительного, ведущего и вспомогательного материала для изучения; внутрипредметных и межпредметных связей по всем компонентам содержания.

3. Характеристика ожидаемых результатов обучения, т.е. обязательных и дополнительных знаний; специально-предметных и общеучебных (межпредметных) умений; умений творческой самостоятельной деятельности; мировоззренческих умений и умения систематизации и обобщения понятий, способствующих становлению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

4. Раскрытие особенностей методического инструментария – индивидуальной модели обучения, оптимальной для данной программы, т.е. совокупность форм, методов, средств и приёмов обучения.

5. Описание методического аппарата учебной программы, включающего методические рекомендации, инструкции, списки рекомендуемой литературы для учащихся и педагогов, различные дополнительные материалы.

Чтобы разработанная педагогом образовательная программа получила статус авторской, необходимо пройти экспертизу, которая может включать различные аспекты (частно-методический, юридический, экономический и др.). Но приоритетными являются четыре важнейших аспекта:

· общепедагогический, связанный с выявлением степени соответствия авторской программы и процесса её разработки общепедагогическим принципам конструирования учебного процесса;

· дидактический, призванный оценить соответствие разработанной учебной программы общедидактическим нормативам её построения;

· психологический, предполагающий выявление и прогнозирование психологических последствий и развивающего эффекта учебного курса, сконструированного на основе данной авторской программы;

· валеологический, изучающий уровень оптимальности (сложности, посильности) и эргономичности программы, её возможного влияния на здоровье учащихся (их работоспособность, утомление, переутомление вследствие возможных перегрузок).

 

3. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учителя и школьника.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

• в целях и содержании образования;

• в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

• в формах и способах организации обучения и воспитания;

• в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

• локальные и единичные, не связанные между собой;

• комплексные, взаимосвязанные между собой;

• системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

• модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

• комбинаторные нововведения;

• радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.

В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

• опытно-экспериментальная работа;

• зарубежный опыт.

Целью инновационной работы на начальном этапе в любой системе является проектирование программы развития. Программа развития школы – документ, который характеризует процесс развития школы на трёх его уровнях:

· концептуальном: проектируются идеи, принципы, ведущие понятия, ценности;

· проективно-управленческом: проектируются цели, условия, средства, технологии;

· проктическом: проектируется инструментарий, формы, приёмы.

Образовательная программа – это модель пути достижения образовательного стандарта. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности. Программа ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта.

 

Вопросы и задания

1. Что такое «типовая учебная программа», какова её содержательная часть?

2. Какова структура и назначение школьной рабочей программы?

3. Заполните таблицу:

 

Наименование программы Содержание программы
1.Типовая программа  
2. Рабочая программа  
3. Авторская программа  

 

4. На примере учебной программы по любому предмету проследите, как учтены общие и специальные принципы отбора содержания образования. Дайте оценку полученному материалу.

5.Чем, на ваш взгляд, отличаются образовательные программы инновационных образовательных учреждений от традиционных?

 

Литература для самостоятельной работы

 

Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.

Леднёв В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.– СПб., 1997.

Коджаспирова Г.М. Педагогика.– М., 2007.

Модернизация общего образования. – СПб., 2002.

Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград, 2007.

Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., 2006.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.