Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы проведения занятия



1 этап.Воспроизведение знаний путём диалога со студентами.

Вопросы для обсуждения:

· Воспитание как целенаправленный и организованный процесс.

· Особенности и закономерности процесса воспитания.

· Принципы процесса воспитания. Конкретизация принципов в правилах воспитания.

· Сущность концепций бихевиористической, когнитивистской, деятельностной, культурологической, гуманистической концепций воспитания.

· Сравнительный анализ закономерностей процесса обучения и воспитания.

· Проблемы воспитания и их решение (по материалам журнала «Воспитание школьников»).

· Оцените воспитывающее влияние деятельности современных средств массовой информации, Интернета, печати. Что в их деятельности оказывает негативное воспитывающее влияние? Какую систему мер предложили бы вы, чтобы исключить негативное и усилить положительное влияние СМИ на молодёжь?

2 этап.Усвоение знаний на уровне распознавания. В предлагаемых педагогических задачах студентам с помощью преподавателя удаётся увидеть, как в реальном педагогическом процессе, в совместной деятельности учителя и воспитанника проявляются закономерности и принципы воспитания.

Педагогические задачи для обсуждения в микрогруппах:

Задача для 1 микрогруппы:

Покажите, как в процессе воспитания нарушается принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

«Мне 17 лет. Я такой, как все. По крайней мере как большинство. Увидев меня, вряд ли отличишь от других…

Но давайте по порядку. Ничей – значит, никому не нужен. А в моей жизни было только так. Нет, не думайте, я не сирота и не детдомовец. И родители у меня люди вполне нормальные – не хулиганы, не воры, не пьют. Помню, в 5 или 6 лет у меня сестра родилась. Сколько радости было! Они её ждали, а меня нет, потому что я родился, когда мои родители были на втором курсе института. И посему была «пятидневка» – садик такой, в понедельник отдают, а в пятницу – и то не всегда – забирают. Я не мог там играть с детьми. Воспитательница всегда на меня жаловалась маме: угрюмый как медведь – может, с психикой у него не все в порядке?

В школе тоже посчитали меня ненормальным. Можете смеяться, но я часами мог сидеть на корточках и смотреть, как бегают муравьи, или наблюдать, как охотится паук или гусеница поедает лист. Я таскал в карманах всяких жуков и пауков, и однажды учительница (это, кажется, было во втором классе) полезла в мой портфель – проверить, что я там ношу, и напоролась на рогатого жука – крику было и замечание для родителей: запретить носить в школу всякую гадость. А потом пошло и поехало: двойки, замечания…

И самое обидное: меня возненавидел учитель ботаники. Он потом и зоологию, и анатомию преподавал. За мелочь какую – то кстати. Я заумный вопрос ему задал. Одним словом, из школы меня вытолкнули. Мне казалось, что все на мне сгоняли свою злость – учителя, директор и даже родители. Понимаю, что у всех были свои неприятности и проблемы, и нужна была разрядка. Я стал служить ею. Для меня самое обидное, что перестал сопротивляться.

Два года учусь в ПТУ. И ничему не научился. Потому что и здесь никому не нужен. Через день я слышу ласковое «скотина» от женщин – преподавательниц и, само собой, кое – что покруче от мужиков – мастеров. Хороший станок я видел один раз, когда на экскурсию к шефам водили. Благо, что живу не в общаге. Был там и видел, что творится: и пьют, и шантрапа всякая шатается, и девушки бывают все попробавшие.

Поймите, оставаться все время наедине с самим собой невыносимо. И я каждый день ближе к вечеру отправляюсь на «стометровку». Собираются такие же, как я, неприкаянные. Мы просто сидим, стоим или кофе пьем в забегаловке. И все же, хотя нас, в принципе, ничего не объединяет, чувствуешь себя частью всех этих людей.

Знаете, почему я все – таки удержался на плаву и никуда не встрял? Меня спасли мои жучки – червячки. Я держусь за них. Много читаю. И, кончив училище, я поступлю на биофак, чтобы все увидели – и родители, и учителя, и та воспитательница в детском саду, – что я чего – то стою (Статья «Наедине со всеми» // Учительская газета. – 1993. – № 5).

 

Задача для 2 микрогруппы:

Я учусь в 7 классе школы №30 г. Новороссийска. Я очень прилежна, учусь легко, отличница. Но есть у меня одно нехорошее качество: я плохо схожусь с людьми, у меня мало друзей. Нет никого, с кем я могла бы поговорить, кому я могла бы доверить мои настоящие чувства.

Однажды учительница Алла Петровна Курина (наш классный руководитель) пришла и сказала: «Дети, через месяц мы будем отмечать неделю английского языка. Наш класс должен подготовить сказку «Золушка» на английском языке для праздника Хеллоуин – «День всех святых». Все ребята согласились. Но когда начали выбирать тех, кто будет исполнять роли в сказке, многие просто отказались, ссылаясь на занятость. Наконец роли были утверждены общим голосованием.

Мы начали репетировать сказку. Но через неделю учительница нам сказала: «Я должна уехать на конференцию в Москву. И я вернусь только к началу праздников. Вы должны будете прорепетировать сами, а ответственной за проведение репетиций предлагаю назначить Ларису (это я)». Она сказала еще, что у меня все получится, ведь я ответственная, добросовестная, а главное – хорошо учусь. И она уехала, а мы остались. Скажу сразу, у меня ничего не получилось. Не вышло из меня руководителя. Не могу я организовывать других. В общем, сказку мы не подготовили, и праздник был сорван, а во всем обвинили меня. Потом со мной перестали разговаривать одноклассники. И вот сейчас я думаю о том, чтобы перейти в другую школу. Ведь здесь меня никто не любит…( «Меня никто не понимает»(письмо в редакцию) // Пионерская правда. – 1988. – № 10).

 

Задача для 3 микрогруппы:

В ряде школ до сих пор существует традиция преподносить воспитателям подарки в определённые дни: 8 Марта, день рождения, окончание учебного года и т.п.

Как вы относитесь к таким традициям? Как поступили бы вы, если бы ученики преподнесли вам подарки?

Проанализируйте предложенные ответы.

1. Подарки воспитателям? В этом нет ничего антипедагогичного. Наоборот – проявления уважения воспитанников к учителям.

2. От подарков воспитанников необходимо решительно отказываться. Это порождает угодливость, ставит воспитателя в зависимость от воспитанников, развивает низменные чувства.

3. Не вижу в этом ничего предосудительного. Преподнося подарки воспитателям, школьники овладевают хорошими традициями, которые складывались давно. Но чтобы упредить возникновение нездоровых чувств – проявление лести, соревнование в угодливости, следует установить заранее потолок стоимости подарков.

4. Принимать подарки не следует. Это антиморально. Подношение подарков пагубно сказывается и на учителях, и на учениках. Учителя, получая меньшей ценности подарки завидуют тем, кто получил подарки более дорогие, и испытывают чувство досады на учеников, «обидевших» их. Это может отразиться на отношениях учителей и учащихся друг к другу. Ученики же, стремясь отличиться, требуют денег у родителей. На этой почве в малообеспеченных семьях могут возникать конфликты. Появляются конфликты и между воспитанниками: тех, кто сдал меньше денег на подарки, товарищи обвиняют в скупости.

5. Подарки принимать можно. Но здесь должно быть чувство меры. Ребятам заранее необходимо объяснить, что учителю в день рождения, 8 Марта и др. можно подарить цветы, а также изделия, изготовленные своими руками.

6. Правильного ответа нет.

 

Задача для 4 микрогруппы:

На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

– Ты что делаешь? – возмущённо вскрикнула мать мальчика. – Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?

– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.

– А пусть не плюётся на перемене! – с искренней убеждённостью в правоте содеянного ответил тот.

– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребёнку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель всё же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

 

1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.

2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если вы учитель, у которого учатся мальчик и девочка?

3 этап.Формирование творческого подхода к усвоенным знаниям о формах обучения.

Проведение деловой игры с использованием кейс – метода. Руководитель микрогруппы, обсудив все, предложенные студентами ситуации, решает, какую ситуацию микрогруппа предложит для обсуждения.

 

Занятие 8 –9. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе

Цель работы

Развитие конструктивных умений будущего учителя.

Задачи

1. Отбор и воспроизведение общепедагогических знаний.

2. Усвоение базы знаний на уровне распознавания. Предлагаются планы воспитательной работы реального процесса воспитания, где студент узнает элементы базы знаний, определяющих сущность планирования воспитательной работы.

3. Усвоение знаний на уровне деятельности по образцу. В ходе ролевой игры студент по предложенным алгоритмам действия отрабатывают технику планирования воспитательной работы и методику взаимодействия (сотрудничества) педагога с учащимися и их родителями при планировании.

4. Усвоение базы знаний на уровне их творческого применения.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Воспитательные задачи в системе воспитательной работы.

2. Различные подходы планирования воспитательной работы.

3. Как соотносятся понятия: Культура – Социализация – Воспитание?

Воспитывающая среда – совокупность окружающих обстоятельств и социальных ценностей, которые способствуют вхождению ребёнка в культуру общества. В ней следует различать 4 главных фактора: среда как

· предметное окружение,

· социально-поведенческое окружение,

· событийное окружение,

· информационное окружение.

Как вы это понимаете? Покажите на примерах. Как педагог может организовать воспитывающую среду?

4. Методика планирования воспитательной работы в классе.

5. Представление планов воспитательной работы, где возможно применить базовые знания на уровне распознавания.

6. Ролевая игра: обсуждение плана работы на собрании учеников.

7. Творческое задание: составление плана воспитательной работы класса по одному из направлений воспитания: гражданское, нравственное, эстетическое и т.д.

 

Литература:

1. Вальтер Ю. «Родительский ринг». План совместного с учениками родительского собрания // Педагогическая техника. – 2009. – № 2.

2. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя: Методические рекомендации.-М., 1992.

3. Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. Ростов-на Дону, 1994.- С. 17-33.

4. Интернет- ресурсы в помощь классному руководителю // Классный руководитель. – 2010. – №5.

5. Круглова И.В. Несколько советов молодым классным руководителям // Классный руководитель. – 2010. – №5.

6. Маслова Н.В. Использование информационных технологий в работе с классом // Классный руководитель. – 2010. – № 5.

7. Нечаев М.П. Основы деятельности классного руководителя // Классный руководитель. – 2010. – № 5.

8. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Педагогика. – 2009. – №3.

9. Петрова Е. Код да Винчи. Социокультурные уклады классного руководства // Народное образование. – 2009. – № 6.

10. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель // Народное образование. – 2010. – №2.

11. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.