Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для проведения контроля остаточных знаний по учебной дисциплине.



· Вскройте причины, определяющие развитие педагогики как науки.

· Составьте схему связей педагогики с другими науками.

· Педагогика – наука или искусство? Что входит в понятие педагогика, дайте определение педагогики как науки.

· Определите понятия, характеризующие методологическую грамотность педагога.

· Что понимается под термином «методологическая культура» в педагогической науке?

· Охарактеризовать составные части методологической культуры: проектирование, конструирование учебно-познавательного процесса, осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач, методическая рефлексия.

· Сформулируйте тему педагогического исследования. Определите проблему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи гипотезу исследования.

· Назовите закономерности педагогического процесса.

· Какие положения «Конвенции о правах ребенка» являются основными и должны учитываться в педагогическом процессе? Каким должно быть взаимодействие учителя и учащихся с учетом положений конвенции?

· Дать характеристику основным категориям педагогической науки: «обучение», «воспитание», «образование», «формирование», «развитие», «педагогическая деятельность». Их роль в практике образования.

· Назвать методы педагогического исследования.

· Почему педагогический процесс развивается под влиянием противоречий? Логика целостного педагогического процесса.

· В чем заключается сущность процесса обучения как целостной системы( цель, деятельность субъектов процесса обучения, система принципов, методы обучения, формы, результат).

· Докажите правомерность всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

· Обозначьте критерии по которым можно анализировать ход и результаты педагогического процесса

· Перечислите и обоснуйте особенности инновационных учебных заведений

· Выделите компоненты профессиональной педагогической деятельности.

· В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?

· В чем заключены особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса?

· Ключевые компетентности учащихся. Каковы условия их развития?

· Что такое индивидуальные особенности? Какие подходы по реализации индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе существуют в современной педагогической науке?

 

Темы рефератов

1.Методологическая культура учителя.

2.Методология и методы педагогической науки.

3.Педагогический процесс как система, его закономерности.

4.Структура целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика целостного педагогического процесса.

5.Формы организации педагогического процесса.

6.Сущность процесса обучения как целостной системы.

7.Основные виды и теории обучения в современной педагогике.

8.Процесс развития личности, движущие силы и факторы развития.

9.Сущность и специфика процесса воспитания.

10.Основные методы и формы организации воспитательного процесса.

11.Закономерности и принципы воспитания.

12.Основные направления модернизации Российского образования на современном этапе.

13.Структура профессиональной компетентности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

14.Традиционный и компетентностный подходы к обучению.

15.Организация и содержание педагогического процесса в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

16.Современные концепции содержания образования.

17.Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа.

18.Идеи продуктивного обучения в современной школе.

 

 

Термины, знание которых обязательно:

Педагогика, воспитание, обучение, образование, формирование личности, методология педагогики, уровни методологии, методы педагогического исследования, метод обучения, мониторинг, критерий, целостный педагогический процесс, принципы и закономерности обучения и воспитания, дидактика, парадигма, дидактическая концепция, средства обучения, приём обучения, мотивация, государственный образовательный стандарт, гуманизация образования, дифференциация в обучении, индивидуализация обучения, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность учителя, концепция образования, личностный подход, педагогическое мастерство, рефлексия.

 

Тестовый контроль

1. Вставьте пропущенные слова в текст определения.

Процесс обучения – ………….. деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения.

2. В левой колонке названы принципы обучения, в правой – их содержание.

Установите соответствие.

1.Принцип научности 1.Направленность процесса обучения на формирование у учащихся системы научных знаний.
2. Принцип системности 2. Направленность процесса обучения на личностное развитие, удовлетворение потребностей учащихся.
3. Принцип вариативности 3. Направленность процесса обучения на раскрытие научных знаний.
4. Принцип личностной ориентации обучения 4. Создание различий в учебном процессе для различных групп учащихся.

 

3.Дополните недостающие методы в классификации по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, ………… проблемного изложения, частично-поисковые, …………. .

4. Назовите объединяющим понятием следующие виды уроков: уроки-конкурсы, уроки-эстафеты, уроки-путешествия, уроки-пресс-коференции.

5. Выберите правильное определение личностно ориентированного обучения:

1. …обучение, при котором ученик ставится в центр образовательного процесса;

2. …обучение, учитывающее индивидуальные особенности ученика;

3. …обучение, делающее акцент на социализацию ученика.

6. Найдите ошибку в определении и сформулируйте его правильно

 

Гипотеза – это некое теоретическое положение, достоверность которого доказана.

 

7. Тема исследовательской работы «Проектная технология как средство повышения качества урока». Сформулируйте её цели и задачи.

 

8. Представьте такую ситуацию. В 7-м классе, учащиеся которого учились достаточно стабильно, в конце учебного года произошло резкое разделение учеников по успеваемости по преподаваемому вами предмету: отметки одних учащихся улучшились, успеваемость других резко ухудшилась.

 

Сформулируйте проблему и предложите тему своей научно-методической работы.

 

9. Профессиональная компетентность педагога – это…

а) интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая качество его деятельности, выражающаяся в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации, отражающая готовность к самооценке и к саморазвитию;

б) совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

в) совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьника).

 

10. Движущие силы педагогического процесса – это …

а) закономерности;

б) принципы;

в) противоречия.

 

11. Продолжите предложение

Логика учебного процесса – это…

 

12.Дополните:

Противоречия учебного процесса – это противоречия

· между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями;

·

 

13.Допишите недостающее:

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания:

· цель образования;

· учёт международного опыта;

· уровень возможностей учеников и воспитанников;

 

14.К. Д. Ушинский писал: «… Но не только за дверьми класса, а часто и в самом классе научаются воспитанники убивать время …, приобретают гнусную привычку оставаться целые часы ничего не делая и ничего не думая…»

Какая педагогическая закономерность лежит в основе данного явления, и при каких нарушениях учебного процесса это происходит?

 

15.Какие задачи призвано решать общее образование? Выберите правильный ответ.

А). Развивать познавательную активность, творческие силы и способности учеников.

Б). Прививать общетехнические знания, умения и навыки.

В). Формировать мировоззренческие взгляды.

Г). Дать широкий круг знаний из области науки, искусства, культуры, практической деятельности.

 

16.Выберите правильный ответ

Исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определённого периода – это …

 

а) система;

б) парадигма;

в) гипотеза.

 

17.Продолжите предложение:

Рефлексия – это способность учителя … .

 

18.Определите сначала существенное сходство, а затем существенное различие парных понятий: либеральный стиль воспитания – попустительский стиль воспитания.

19.Приведите три правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию.

20.Выскажите по 2 аргумента «за» и «против» по поводу приведённой точки зрения: «Учителем-мастером может стать лишь талантливый человек с определённым наследственным предрасположением. Учителем надо родиться».

21.Продолжите предложение

Профессиональная компетентность учителя – это … .

22. Дайте краткий ответ на вопрос:

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?

 

 

Вопросы к экзамену

1.Педагогическая наука. Ее предмет и задачи.

2.Система педагогических наук, их взаимосвязь.

3.Роль педагогики в общечеловеческой культуре и системе отношений.

4.Методологическая культура учителя.

5.Методология и методы педагогической науки.

6.Педагогический процесс как система, его закономерности.

7.Структура целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика целостного педагогического процесса.

8.Формы организации педагогического процесса.

9.Сущность процесса обучения как целостной системы.

10.Основные виды и теории обучения в современной педагогике.

11.Процесс развития личности, движущие силы и факторы развития.

12.Сущность и специфика процесса воспитания.

13.Основные методы и формы организации воспитательного процесса.

14.Закономерности и принципы воспитания.

15.Основные направления модернизации Российского образования на современном этапе.

16.Структура профессиональной компетентности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

17.Традиционный и компетентностный подходы к обучению.

18.Организация и содержание педагогического процесса в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

19.Современные концепции содержания образования.

Научные основы содержания образования.

Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа.

20.Педагогические инновации в современном образовании.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2007.

2. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007.

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград. – 2006.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 2005.

4. Патрушева Л.К. Дидактика образовательной области «Технология»: в таблицах и схемах. – Киров, 2006.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.

7. Педагогика: учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М., 2007.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. – 2-е издание, переработанное. – М., 2007.

 

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общей редакцией В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М., 2006.

3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990

4. Закон РФ «Об образовании» (любое издание).

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003

6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.– М. –Ростов-на-Д., 2005.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

9. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ – Ростов н/Д., 2002

10.Лихачев Б. Педагогика: курс лекций. 3-е изд. М., 1999

11.Осмоловская И. М. Дидактика. – М., 2006.

12.Педагогика/ Под.ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд. – М., 1988

13.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

14.Педагогика: Учеб.пособ./ Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 2000.

15.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн.2 Процесс воспитания. М., 2001.

16.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999

17.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб.пособ. М., 2001

18.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М, 2004.

19.Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

20.Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн, 2002.

 

 

Приложение

И. Я. Лернер







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.