Задания для проведения контроля остаточных знаний по учебной дисциплине.
· Вскройте причины, определяющие развитие педагогики как науки. · Составьте схему связей педагогики с другими науками. · Педагогика – наука или искусство? Что входит в понятие педагогика, дайте определение педагогики как науки. · Определите понятия, характеризующие методологическую грамотность педагога. · Что понимается под термином «методологическая культура» в педагогической науке? · Охарактеризовать составные части методологической культуры: проектирование, конструирование учебно-познавательного процесса, осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач, методическая рефлексия. · Сформулируйте тему педагогического исследования. Определите проблему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи гипотезу исследования. · Назовите закономерности педагогического процесса. · Какие положения «Конвенции о правах ребенка» являются основными и должны учитываться в педагогическом процессе? Каким должно быть взаимодействие учителя и учащихся с учетом положений конвенции? · Дать характеристику основным категориям педагогической науки: «обучение», «воспитание», «образование», «формирование», «развитие», «педагогическая деятельность». Их роль в практике образования. · Назвать методы педагогического исследования. · Почему педагогический процесс развивается под влиянием противоречий? Логика целостного педагогического процесса. · В чем заключается сущность процесса обучения как целостной системы( цель, деятельность субъектов процесса обучения, система принципов, методы обучения, формы, результат). · Докажите правомерность всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания. · Обозначьте критерии по которым можно анализировать ход и результаты педагогического процесса · Перечислите и обоснуйте особенности инновационных учебных заведений · Выделите компоненты профессиональной педагогической деятельности. · В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство? · В чем заключены особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса? · Ключевые компетентности учащихся. Каковы условия их развития? · Что такое индивидуальные особенности? Какие подходы по реализации индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе существуют в современной педагогической науке?
Темы рефератов 1.Методологическая культура учителя. 2.Методология и методы педагогической науки. 3.Педагогический процесс как система, его закономерности. 4.Структура целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика целостного педагогического процесса. 5.Формы организации педагогического процесса. 6.Сущность процесса обучения как целостной системы. 7.Основные виды и теории обучения в современной педагогике. 8.Процесс развития личности, движущие силы и факторы развития. 9.Сущность и специфика процесса воспитания. 10.Основные методы и формы организации воспитательного процесса. 11.Закономерности и принципы воспитания. 12.Основные направления модернизации Российского образования на современном этапе. 13.Структура профессиональной компетентности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. 14.Традиционный и компетентностный подходы к обучению. 15.Организация и содержание педагогического процесса в соответствии с возрастными возможностями учащихся. 16.Современные концепции содержания образования. 17.Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа. 18.Идеи продуктивного обучения в современной школе.
Термины, знание которых обязательно: Педагогика, воспитание, обучение, образование, формирование личности, методология педагогики, уровни методологии, методы педагогического исследования, метод обучения, мониторинг, критерий, целостный педагогический процесс, принципы и закономерности обучения и воспитания, дидактика, парадигма, дидактическая концепция, средства обучения, приём обучения, мотивация, государственный образовательный стандарт, гуманизация образования, дифференциация в обучении, индивидуализация обучения, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность учителя, концепция образования, личностный подход, педагогическое мастерство, рефлексия.
Тестовый контроль 1. Вставьте пропущенные слова в текст определения. Процесс обучения – ………….. деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения. 2. В левой колонке названы принципы обучения, в правой – их содержание. Установите соответствие.
3.Дополните недостающие методы в классификации по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, ………… проблемного изложения, частично-поисковые, …………. . 4. Назовите объединяющим понятием следующие виды уроков: уроки-конкурсы, уроки-эстафеты, уроки-путешествия, уроки-пресс-коференции. 5. Выберите правильное определение личностно ориентированного обучения: 1. …обучение, при котором ученик ставится в центр образовательного процесса; 2. …обучение, учитывающее индивидуальные особенности ученика; 3. …обучение, делающее акцент на социализацию ученика. 6. Найдите ошибку в определении и сформулируйте его правильно
Гипотеза – это некое теоретическое положение, достоверность которого доказана.
7. Тема исследовательской работы «Проектная технология как средство повышения качества урока». Сформулируйте её цели и задачи.
8. Представьте такую ситуацию. В 7-м классе, учащиеся которого учились достаточно стабильно, в конце учебного года произошло резкое разделение учеников по успеваемости по преподаваемому вами предмету: отметки одних учащихся улучшились, успеваемость других резко ухудшилась.
Сформулируйте проблему и предложите тему своей научно-методической работы.
9. Профессиональная компетентность педагога – это… а) интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая качество его деятельности, выражающаяся в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации, отражающая готовность к самооценке и к саморазвитию; б) совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации; в) совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьника).
10. Движущие силы педагогического процесса – это … а) закономерности; б) принципы; в) противоречия.
11. Продолжите предложение Логика учебного процесса – это…
12.Дополните: Противоречия учебного процесса – это противоречия · между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями; ·
13.Допишите недостающее: Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания: · цель образования; · учёт международного опыта; · уровень возможностей учеников и воспитанников;
14.К. Д. Ушинский писал: «… Но не только за дверьми класса, а часто и в самом классе научаются воспитанники убивать время …, приобретают гнусную привычку оставаться целые часы ничего не делая и ничего не думая…» Какая педагогическая закономерность лежит в основе данного явления, и при каких нарушениях учебного процесса это происходит?
15.Какие задачи призвано решать общее образование? Выберите правильный ответ. А). Развивать познавательную активность, творческие силы и способности учеников. Б). Прививать общетехнические знания, умения и навыки. В). Формировать мировоззренческие взгляды. Г). Дать широкий круг знаний из области науки, искусства, культуры, практической деятельности.
16.Выберите правильный ответ Исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определённого периода – это …
а) система; б) парадигма; в) гипотеза.
17.Продолжите предложение: Рефлексия – это способность учителя … .
18.Определите сначала существенное сходство, а затем существенное различие парных понятий: либеральный стиль воспитания – попустительский стиль воспитания. 19.Приведите три правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию. 20.Выскажите по 2 аргумента «за» и «против» по поводу приведённой точки зрения: «Учителем-мастером может стать лишь талантливый человек с определённым наследственным предрасположением. Учителем надо родиться». 21.Продолжите предложение Профессиональная компетентность учителя – это … . 22. Дайте краткий ответ на вопрос: В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?
Вопросы к экзамену 1.Педагогическая наука. Ее предмет и задачи. 2.Система педагогических наук, их взаимосвязь. 3.Роль педагогики в общечеловеческой культуре и системе отношений. 4.Методологическая культура учителя. 5.Методология и методы педагогической науки. 6.Педагогический процесс как система, его закономерности. 7.Структура целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика целостного педагогического процесса. 8.Формы организации педагогического процесса. 9.Сущность процесса обучения как целостной системы. 10.Основные виды и теории обучения в современной педагогике. 11.Процесс развития личности, движущие силы и факторы развития. 12.Сущность и специфика процесса воспитания. 13.Основные методы и формы организации воспитательного процесса. 14.Закономерности и принципы воспитания. 15.Основные направления модернизации Российского образования на современном этапе. 16.Структура профессиональной компетентности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. 17.Традиционный и компетентностный подходы к обучению. 18.Организация и содержание педагогического процесса в соответствии с возрастными возможностями учащихся. 19.Современные концепции содержания образования. Научные основы содержания образования. Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа. 20.Педагогические инновации в современном образовании.
Рекомендуемая литература: 1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2007. 2. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007. 1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград. – 2006. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004. 3. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006. 4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 2005. 4. Патрушева Л.К. Дидактика образовательной области «Технология»: в таблицах и схемах. – Киров, 2006. 5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 2004. 6. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2007. 7. Педагогика: учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007. 8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М., 2007. 5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. – 2-е издание, переработанное. – М., 2007.
Список литературы 1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982 2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общей редакцией В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М., 2006. 3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990 4. Закон РФ «Об образовании» (любое издание). 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990 7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.– М. –Ростов-на-Д., 2005. 8. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006. 9. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ – Ростов н/Д., 2002 10.Лихачев Б. Педагогика: курс лекций. 3-е изд. М., 1999 11.Осмоловская И. М. Дидактика. – М., 2006. 12.Педагогика/ Под.ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд. – М., 1988 13.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 14.Педагогика: Учеб.пособ./ Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 2000. 15.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн.2 Процесс воспитания. М., 2001. 16.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999 17.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб.пособ. М., 2001 18.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М, 2004. 19.Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006. 20.Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн, 2002.
Приложение И. Я. Лернер ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|