Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель эффективного урока и ее характеристика



На рисунке 1 представлена модель эффективного преподавания в рамках цикла одного урока (Л.Палмер). Она состоит из двух; частей: планирование (деятельность учителя до урока) и преподавание (деятельность учителя на уроке).

 

Учебная программа (1) - это работа с содержанием учебного материала, определение темы урока в соответствии с учебной программой курса.

 

Анализ задачи (2) - это процесс определения знаний, навыков и отношений, необходимых для успешного обучения.

Шаги анализа задачи:

1) выберите конечную цель,

2) определите основные компоненты умений,

3) исключите ненужные компоненты,

4) расположите компоненты в нужной последовательности,

5) задайте диагностические вопросы (для проверки уровня подготовки учащихся).

План урока (3):

 

Компоненты Функции:
Тема Как этот урок соотносится с другими в этом разделе?
Учебная цель   Какова главная цель урока?
Промежуточные цели Что конкретно учащиеся должен выучить?  
Обоснование Почему урок важен?
Содержание Какие основные идеи преподносятся на занятии?  
Деятельность учителя Как помочь уч-ся все освоить?  
Оценка Как усвоение материала может быть измерено?  
Средства Какое оборудование необходимо для занятия?

 

Постановка цели (4а). Цели обучения должны:

• быть конкретными и передавать намерения учителя,

• точно определять усвоение материала через легко измеряемые действия учащихся.

Концентрация внимания (46) - создание интереса уча­щихся к предстоящему предмету изучения. Приемы концентрации внимания:

• вопросы с множественным выбором,

• ролевая игра (например, «Путешествие на Остров Сокровищ»),

• шутки, анекдоты,

• наглядность: картины, рисунки, модели и т.п.,

• вопросы, нацеленные на получение конкретной информации,

• вопросы на доске.

Контроль и корректировка(5) (регулирование) — процесс контроля за средой обучения и поведением учащихся во время уро­ка и, если необходимо, изменения методов обучения для достиже­ния желаемых результатов.

Объяснение учебного материала (6а)- изложение учебной информации в доступном для учащихся виде. Наиболее распро­страненный способ изложения - от конкретного к абстрактному (от зрительного восприятия к словесному анализу).

Контроль понимания (6б). Приемы, используемые для оценки понимания учащимися учебного материала:

1) вопросы,

2) тесты,

3) ответ с помощью условного сигнала,

4) индивидуальный ответ,

5) ответ хором.

 

t в блок-схеме означает принятие решения. Если учащие­ся поняли материал, то можно переходить к следующему этапу.

Работа под контролем(7а): учащиеся выполняют какую-либо деятельность, учитель наблюдает, подсказывает, хвалит, не., мешает.

Контроль усвоения(76) - оценка результатов деятельности учащихся, выявление типичных ошибок, проблем, непонимания изложенного материала.

u- следующее принятие решения: можно ли дать что-то для самостоятельной работы? Решение принимается на основе ана­лиза результатов контроля усвоения.

 

Коррекция(8) (переучивание). Если учащиеся не готовы к самостоятельной работе, то причин может быть две: не освоена практическая деятельность или не понят теоретический материал. В первом случае осуществляется «малый круг»: коррекция - работа под контролем - контроль усвоения. Во втором случае - «большой круг»: коррекция — объяснение учебного материала — контроль по­нимания - работа под контролем — контроль усвоения. В процессе коррекции всегда используются другие способы и приемы объясне­ния.

Самостоятельная работа учащихся(9) - работа без непо­средственного контроля учителя. Преимущества самостоятельной работы: Для учащихся:

· начинают принимать решения,

· учатся выполнять указания,

· учатся завершать задания,

· учатся быть ответственными.

· развивают умение работать в составе самостоятельной группы.

Для учителя:

· получает информацию об учащихся,

· обучение становится не зависимым от присутствия учителя,

· можно спокойно работать с малой группой,

· готовит учащихся к реальной жизни.

Дополнительные задания(10). Этот элемент урок не обя­зателен, он включается только при наличии свободного времени. Дополнительные задания - это расширение предмета изучения сверх первоначальной цели, обычно какая-то интересная информа­ция.

Заключение(11) (повторение) - подведение итогов урока, повторение изученного на уроке, ориентация на будущее (следую­щий урок).

Следующая цель(12) - элемент, связывающий два урока. Следующая цель формулируется на основе анализа результатов предыдущего урока.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.