Модель эффективного урока и ее характеристика⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
На рисунке 1 представлена модель эффективного преподавания в рамках цикла одного урока (Л.Палмер). Она состоит из двух; частей: планирование (деятельность учителя до урока) и преподавание (деятельность учителя на уроке).
Учебная программа (1) - это работа с содержанием учебного материала, определение темы урока в соответствии с учебной программой курса.
Анализ задачи (2) - это процесс определения знаний, навыков и отношений, необходимых для успешного обучения. Шаги анализа задачи: 1) выберите конечную цель, 2) определите основные компоненты умений, 3) исключите ненужные компоненты, 4) расположите компоненты в нужной последовательности, 5) задайте диагностические вопросы (для проверки уровня подготовки учащихся). План урока (3):
Постановка цели (4а). Цели обучения должны: • быть конкретными и передавать намерения учителя, • точно определять усвоение материала через легко измеряемые действия учащихся. Концентрация внимания (46) - создание интереса учащихся к предстоящему предмету изучения. Приемы концентрации внимания: • вопросы с множественным выбором, • ролевая игра (например, «Путешествие на Остров Сокровищ»), • шутки, анекдоты, • наглядность: картины, рисунки, модели и т.п., • вопросы, нацеленные на получение конкретной информации, • вопросы на доске. Контроль и корректировка(5) (регулирование) — процесс контроля за средой обучения и поведением учащихся во время урока и, если необходимо, изменения методов обучения для достижения желаемых результатов. Объяснение учебного материала (6а)- изложение учебной информации в доступном для учащихся виде. Наиболее распространенный способ изложения - от конкретного к абстрактному (от зрительного восприятия к словесному анализу). Контроль понимания (6б). Приемы, используемые для оценки понимания учащимися учебного материала: 1) вопросы, 2) тесты, 3) ответ с помощью условного сигнала, 4) индивидуальный ответ, 5) ответ хором.
t в блок-схеме означает принятие решения. Если учащиеся поняли материал, то можно переходить к следующему этапу. Работа под контролем(7а): учащиеся выполняют какую-либо деятельность, учитель наблюдает, подсказывает, хвалит, не., мешает. Контроль усвоения(76) - оценка результатов деятельности учащихся, выявление типичных ошибок, проблем, непонимания изложенного материала. u- следующее принятие решения: можно ли дать что-то для самостоятельной работы? Решение принимается на основе анализа результатов контроля усвоения.
Коррекция(8) (переучивание). Если учащиеся не готовы к самостоятельной работе, то причин может быть две: не освоена практическая деятельность или не понят теоретический материал. В первом случае осуществляется «малый круг»: коррекция - работа под контролем - контроль усвоения. Во втором случае - «большой круг»: коррекция — объяснение учебного материала — контроль понимания - работа под контролем — контроль усвоения. В процессе коррекции всегда используются другие способы и приемы объяснения. Самостоятельная работа учащихся(9) - работа без непосредственного контроля учителя. Преимущества самостоятельной работы: Для учащихся: · начинают принимать решения, · учатся выполнять указания, · учатся завершать задания, · учатся быть ответственными. · развивают умение работать в составе самостоятельной группы. Для учителя: · получает информацию об учащихся, · обучение становится не зависимым от присутствия учителя, · можно спокойно работать с малой группой, · готовит учащихся к реальной жизни. Дополнительные задания(10). Этот элемент урок не обязателен, он включается только при наличии свободного времени. Дополнительные задания - это расширение предмета изучения сверх первоначальной цели, обычно какая-то интересная информация. Заключение(11) (повторение) - подведение итогов урока, повторение изученного на уроке, ориентация на будущее (следующий урок). Следующая цель(12) - элемент, связывающий два урока. Следующая цель формулируется на основе анализа результатов предыдущего урока.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|