Здавалка
Главная | Обратная связь

посредством тестопластики

Развитие сенсорной культуры дошкольников

СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА - (< лат. sensus — чувство, ощущение) — понятие, употребляемое в педагогике для обозначения уровня ощущений и восприятия ребенка как основы его успешной познавательной деятельности.

Важное значение она имеет в умение различать высоту и тембр звуков, их длительность и силу, цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов дает возможность лучше понимать произведения музыкального и изобразительного искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптур и т. п.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов, времени, пространственных представлений, эталоны осязания. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Исходя из наблюдений, можно сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах и вкус.

Значение сенсорного развития и воспитание сенсорной культуры в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

В семье и в ДОУ необходимо создать предметно-развивающую среду, которая способствовала развитию сенсорного развития. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д., игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука, шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться.

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который так же можно применить в работе с дошкольниками о развитию сенсорной культуры. Тестопластика, как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций). В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему закреплять ранее полученные знания и умения по восприятию сенсорных эталонов, умение преобразовывать имеющиеся знания, планировать предстоящую деятельность.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок частично овладевает приемами лепки, а так же знаниями о сенсорных эталонах. Таким образом, тестопластика является мощным стимулирующим средством по развитию сенсорной культуры дошкольников.

 

Благодарим за внимание.

Подготовил: воспитатель Комягина Оксана Павловна

Г.Котлас МДОУ «Детский сад №10 «Зоренька»

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.