Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели продуктовых циклов.



При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются два подхода, или две модели:

1) модель лага - подход, при котором продуктовые и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга, т.е. осуществление одного типа инноваций приводит через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа;

Две основные разновидности модели лага

- модель продуктового цикла,

- модель обратного продуктового цикла,

Модель продуктового цикла (моделью Абернаси-Аттербек по фамилиям исследователей, которыми она была впервые построена) Описывает на уровне отрасли изменение темпов продуктовых и процессных инноваций в течение основных фаз развития определенного класса продуктов.

1 фаза, - подвижная, темп продуктовых инноваций выше темпа процессных инноваций.

Появление нового класса продуктов сопровождается появлением на рынке множества разновидностей продуктов этого класса (телефон). Шквал продуктовых инноваций заканчивается с появлением доминирующего дизайна:

− Технологический дизайн, спецификация компонентов, схем. Важна для пользователя только при проявления в ходе функционирования.

− Технический дизайн характеристики продукта, позволяющие потребителю взаимодействовать с различными устройствами, кнопками и т.п.

− Эстетический дизайн, внешняя привлекательность, цвет, материал, форма и тд. Иногда говорят, что это образ продукта, с которым потребитель хотел бы ассоциироваться.

Появление нового класса программ, например Web-браузеров, сопровождалось выбросом на рынок многими фирмами своих оригинальных браузеров. Но этот поток иссяк, как только доминирующим стал дизайн Netscape Navigator и Internet Explorer.

На первой фазе развития продуктов нового класса идет поиск такого продукта из этого класса, который бы наилучшим образом удовлетворял потребности конечного пользователя.

2 фаза – промежуточная – темп продуктовых инноваций замедляется, а процессных увеличивается, инновационная деятельность концентрируется на повышении эффективности производства стандартного продукта.

3 фаза – определенная – темпы инноваций обоих типов уменьшаются и их динамика приобретает более сбалансированный характер.

Первые две фазы – периоды радикальных изменений, сменяются периодом приростных изменений.

Опыт практического использования этой модели доказал ее наибольшую применимость к производству инновационных товаров в продуктовых отраслях.

В отраслях же услуг больше соответствует модель обратного продуктового цикла, (модель Барраса по имени разработчика) В сервисных отраслях либо сфере услуг зачастую внедряются инновационные технологии, которые первоначально были разработаны и реализованы в продуктовых отраслях. Поэтому взаимосвязи развития продуктовых и процессных инноваций здесь, как правило, имеют обратную направленность.

три фазы развития по модели Барраса:

1фаза - преобладают приростные процессные инновации, Их реализация означает использование новых технологий (как правило, уже освоенных в продуктовых отраслях) для увеличения эффективности предоставляемых услуг (характер услуг принципиально не меняется).

2фаза - приростные процессные инновации сменяются на радикальные, цель - не столько повысить эффективность предоставляемых услуг а улучшить их качественные характеристики.

3 фаза - генерация качественно новой услуги путем радикальных продуктовых инноваций.

Таким образом, в модели обратного продуктового цикла приростные процессные инновации сменяются радикальными процессными инновациями, ведущими к радикальным продуктовым инновациям и приводят к появлению принципиально новых услуг.

Р. Баррас иллюстрирует обратный продуктовый цикл на примере введения новых информационных технологий в розничные банковские услуги. С середины 1960-х по середину 1970-х гг. (первая фаза) стали коммерчески доступными компьютеры общего назначения, и банки использовали эту технологию, чтобы автоматизировать свои услуги, финансовые записи с целью приростного увеличения эффективности основных банковских операций. С середины 1970-х по середину 1980-х гг. (вторая фаза), когда дальнейшее развитие компьютерных технологий позволило осуществлять электронный перевод средств, банки инвестировали средства в корпоративные сети, привязав «глупые» терминалы в форме банковских автоматов к своему центральному компьютеру. Эта новая технология позволила банкам автоматизировать часть функций, улучшив таким образом качество услуг, предоставляемых клиентам. С середины 1980-х гг развитие компьютерных технологий позволило банкам применять интерактивные и интегрированные компьютерные сети с интеллектуальными терминалам. Когда интерактивные сети устанавливаются между банками, магазинами, домами, тогда банки могут предлагать новые услуги своим клиентам: персональные банковские услуги (оказание банковских услуг на дому, консультационные и другие услуги по налогообложению, страхованию, выбору инвестиций, найму жилья и т.н.); безналичные расчеты в магазинах.

Модели продуктового цикла и обратного продуктового цикла - это примеры модели лага, построенные на уровне отрасли. Динамика производственных инноваций на уровне определенной организации также часто может быть описана в рамках циклического подхода, когда один тип инноваций через определенный временной лаг сменяется инновациями другого типа. Однако некоторые специалисты в области инновационного менеджмента отмечают, что на уровне организации предпочтительным оказывается синхронный подход к осуществлению продуктовых и процеϲϲных инноваций, когда инновации разных типов осуществляются одновременно.

В сфере услуг достаточно сложно разделить продуктовые и процессные инновации. Если следствием инновации является улучшение характеристик услуги предоставляемой потребителем то она продуктовая, если улучшается оборудование, квалификация работников предоставляющих услугу, то она процессная, если и то и другое то она и продуктовая и процессная одновременно.

2) синхронная модель - подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций.

Синхронный подход к развитию производственных инноваций позволяет организации одновременно ориентироваться и на уменьшение затрат, повышение эффективности деятельности (на что ориентированы главным образом процессные инновации), и на повышение качества продукции, более полное удовлетворение запросов потребителей (чему способствуют в основном продуктовые инновации).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.