Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЯ



Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами , интересами и потребностями . Существенная сторона социального конфликта состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей , которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента :

-во-первых, степень значимости более широкой системы связей , преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

-во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

-в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга , способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :

1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания , т.е. понимания интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация , ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

Природа человека и социальный конфликт - вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.

Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия.

Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.

В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.

 

СПОСОБЫ УБЕЖДЕНИЯ

1. Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

Как пример можно использовать переговоры, когда требуется полностью аргументировать свою позицию и убедить человека согласиться с вашими требованиями. Аргументы заранее готовятся, в предварительном этапе.

 

2. Для получения положительного решения

по очень важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два

коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения скажет вам «да».

 

Приглашение человека на конференцию. Перед, можно задать два вопроса, не обязательно касающиеся темы разговора, но чтобы ответ точно был да, поэтому нужно знать человека и его интересы. к примеру "Согласны ли вы, что погода чудесная" "Нравится ли вам..?" и после этого задать основной вопрос.

 

3. правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо».

Удачный пример применения данного правила дает Инструкция налогового ведомства США. В ней напоминается, что декларировать необходимо даже нелегальные доходы и платить с них налог. И хотя в самой декларации нет пункта «нелегальные дохо­ды», дается понять, что их можно приплюсовать к легальным поступлениям. Подавляющее большинство американцев так и поступают. Ведь, неровен час, скрываемое станет явным, и налоговое ведомство взыщет задним числом не только налог с укрытых доходов, но и возьмет огромный штраф плюс про­центы по ним. Неуплата налога в США — одно из наиболее тяжких и осуждаемых обществом наруше­ний закона.

4. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Идут три человека примерно одного возраста и о чем-то оживленно беседуют. С высокой степенью вероятнос­ти можно заключить, что находящийся в центре являет­ся лидером. Ведь это наиболее удобная позиция, не надо говорить через кого-то, а остальные чувствуют себя оди­наково приближенными к лидеру.

5. Не загоняйте в угол себя, не принижайте свой статус.

Нередко неудачными, непродуманными высказыва­ниями человек загоняет себя в угол.

Доброхот уговаривает пьяницу бросить пить.

— Да мне уже поздно...

— Нет, никогда не поздно.

— Раз никогда не поздно, так я как-нибудь потом...

Как видим, доброжелатель загнал себя в угол. Но вот другая, не такая серьезная история.

Мальчика заставляют нянчить маленькую сестренку.

Соседка в шутку попросила его, чтобы он продал ей сест­ренку. Тот не согласился. Но когда ему надоело нянчиться, он сам принес девочку для продажи. «У меня нет денег», — сказала соседка. «А вы возьмите в долг, под зарплату», — не растерявшись, посоветовал ей мальчик.

 

6. Не принижайте статус и имидж собеседника

Хозяин кабинета повышает свой статус и влияние на посетителя с помощью изменения формы своего кресла и расположения стула для посетителя.

Кресло с завышенной спинкой как бы повышает статус сидящего в нем. Неслучайно, поэтому импера­торы, короли, Папы Римские, а также судьи тради­ционно восседают в креслах с высокими (до 2,5 метра) спинками.

7. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

Пример. Человек приходит к начальнику и начинает говорить с того, через сколько они вместе прошли, сколько сделали для фирмы. И почти незаметно переходит к теме, которая важна для него, например к повышению зарплате.

8. Проявите эмпатию к собеседнику.

9. Будьте хорошим слушателем.

На прием к психотерапевту пришла женщина посове­товаться, выходить ли ей замуж за человека, сделавшего ей предложение. Рассказывая, что в нем нравится, а что не нравится, она, в частности, сказала: «Он зачесывает волосы с одной стороны на другую, чтобы прикрыть лыси­ну, — это так раздражает. Ну ничего, у меня он так ходить не будет!».

Эти слова показали, что фактически посетительница уже решила для себя вопрос, а пришла за «советом» лишь для того, чтобы утвердиться в фактически созревшем решении. Когда ей об этом сказали, она, подумав, согласи­лась.

11. Следите за мимикой, жестами и позами — своими и собеседника.

12. Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-либо из потребностей собеседника.

Например, специалисты по рекламе утверждают, что страх безотказно действует на людей, когда речь идет о

риске и опасности. На том же построено все страховое дело. Эксплуатация потребности человека в безопасно­сти делает страховой бизнес одним из самых прибылъных.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.