Здавалка
Главная | Обратная связь

Прагматический текст



Типология текстов СМИ.

По книге: Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. : учеб. пособие. – М.: КДУ, 2006.

По мнению автора журналист профессионал должен свободно владеть любым стилем: деловым, респектабельным, «высоколобным», скандальным… А уровень журналиста определяется глубиной понимания, какой из стилей будет адекватен реальному психо-историческому состоянию общества. Оно ощущается в массовой коммуникации как мощный энергетический поток коллективных чувств (в широком спектре от энтузиазма до отчаяния), который сложен из личных переживаний людьми тех реальных неурядиц или удач, в которые ввергает их общественная жизнь.

Мифологический тексториентирует прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддержки и.т.д.

Т.о. сообщение воспринимается тоже иррационально: факты и цифры забываются, остается только общее впечатление, эмоционально окрашенный образ и твердое убеждение: «Это хорошо, а это плохо!»

Чтобы подготовить текст такого типа журналисту приходиться погружаться в магическое мышление, смешивая реальность и символику догадки, которые придают желаемый смысл событиям и фактам, которые «сами по себе упрямая вещь».

Такие тексты переполняют каналы СМИ.

Выразительные средства:

1) освещение фактов в символическом аспекте;

2) рассуждение по аналогии;

3) образ врага;

4) превозношение «светлых сил»; и.т.д.

Социально-коммуникативные функции:

1) пробуждение эмоций и непроизвольных импульсивных реакций;

2) внушение иррациональных убеждений;

3) формирование иррационального отношения к объекту;

4) отключение самоконтроля; и.т.д.

Убеждающий текст

Должна быть рабочая идея, рекомендующая конкретный и практически эффективный способ действия. Она должна быть доказана рационалистически, т.е. логически осознанно: четкая последовательность аргументов и ясность выводов.

Выразительные средства:

1) менторский тон;

2) дедуктивное умозаключение (от общего к частному);

3) высокая лексика перемежается просторечными сравнениями и словечками;

4) замедление темпоритма в ключесвых моментах изложения;

5) ссылки на постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, которые не требуют доказательства (опорная идея); и.т.д.

Социально-коммуникативные функции:

1) продвижение или низвержение научных концепций, социальных программ, идеологических систем;

2) формирование народных убеждений; и.т.д.

Прагматический текст

Деритуализированное, безоценочное и конструктивное описание факта не оставляет места ни для заказных идей, ни для собственных предубеждений. Фактологический прогноз с пользой служит тем, кто самостоятельно принимает решения, ни для кого не делая преимуществ.

Выразительные средства:

1) презентация событий как практически значимых лично для воспринимающего;

2) индуктивное умозаключение;

3) аппеляция к данным статистики, прецедентам, мнениям специалистов и очевидцев;

4) перебои (замедления / ускорения) темпоритма изложения;

5) безоценочность, «обезличенность» речи; и.т.д.

Социально-коммуникативные функции:

1) информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события не доступны для индивидуального наблюдения;

2) распространение полезных сведений, навыков, умений; и.т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.