Дисгармоничные типы воспитания.
Вопрос Существуют различные определения понятия «родительская позиция». Спиваковская: Р.П. – реальная направленность, в основе которой лежит сознательная и бессознательная ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. А.А. Бодалев, В.В. Столин: Р.П. – система родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним. А.Я. Варга, В.А. Смехов: Р.П. – триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка. Родительская позиция включает три компонента: эмоциональный: в терминах принятия/ отвержение; когнитивный: особенностями родительского образа ребенка; поведенческий: стиль общения ребенка, включающий структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения; дисциплину как систему родительских требований, степень устойчивости и последовательности родительского отношения. Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения и в форме атрибуций, т. е. наделяемых ребенку определенной системы качеств и причинное объяснение его поведения. Выделяется глобальный и дифференцированный образы ребенка. Глобальный образ характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический портрет «глазами родителя». Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость. Факторы формирования родительского образа: - культурно-историческая природа образа детства - позиция родителя по отношению к ребенку. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность: предполагает умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его внутреннем мире. Гибкость: способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность: позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств ребенка. Термины «родительская позиция» и «родительская установка» используются для характеристики родительского отношения и нередко употребляются как синонимы, однако они отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно выработанными, принятыми взглядами, установка менее однозначна и осознаваема.
Вопрос Существуют различные критерии типов классификации типов семейного воспитания.
Гармоничный тип воспитания: · взаимное эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка; · высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи; · признание права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение автономии ребенка; · отношения взаимного уважения, равноправие в принятии решений в проблемных ситуациях; · признание самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратеги воспитания; · обоснованная возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований; · систематический контроль с постепенной передачей функции контроля самому ребенку; · разумной и адекватной системой санкций и поощрений; · устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого родителя на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствие с возрастом ребенка. Дисгармоничный тип воспитания: · недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка; · низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания; · высокий уровень противоречивости, непоследовательность в отношениях родителей с детьми; · ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; · завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность; · неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их отсутствие; · недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями, лежащими в основе классификации, были характер эмоционального отношения и тип родительского контроля. Авторитетный:характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Стиль общения – демократический, системе требований гибка. Авторитарный:отвержение или низкий уровень эмоционального принятия и высокий уровень контроля. Стиль общения – командно-директивный, по типу диктата, системе правил, требований ригидна. Либеральный:теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в виде вседозволенности и всепрощения. Требования и правила практически отсутствуют. Индифферентный:низкая вовлеченность родителей в воспитание, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостаток протекции. Хаотический:отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств м/у родителями. Опекающий(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть рядом с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Дисгармоничные типы воспитания. Типология дисгармоничного семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса: Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков: Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. Степень удовлетворения потребностей ребенка Количество и качество требований к ребенку: представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-обязанностей, строгость санкций. Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько несколько характерных негармоничных стилей воспитания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|