Здавалка
Главная | Обратная связь

Дисгармоничные типы воспитания.

Вопрос

Существуют различные определения понятия «родительская позиция».

Спиваковская: Р.П. – реальная направленность, в основе которой лежит сознательная и бессознательная ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.

А.А. Бодалев, В.В. Столин: Р.П. – система родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним.

А.Я. Варга, В.А. Смехов: Р.П. – триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.

Родительская позиция включает три компонента: эмоциональный: в терминах принятия/ отвержение; когнитивный: особенностями родительского образа ребенка; поведенческий: стиль общения ребенка, включающий структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения; дисциплину как систему родительских требований, степень устойчивости и последовательности родительского отношения.

Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения и в форме атрибуций, т. е. наделяемых ребенку определенной системы качеств и причинное объяснение его поведения.

Выделяется глобальный и дифференцированный образы ребенка. Глобальный образ характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический портрет «глазами родителя». Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость.

Факторы формирования родительского образа:

- культурно-историческая природа образа детства

- позиция родителя по отношению к ребенку.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность: предполагает умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его внутреннем мире.

Гибкость: способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность: позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств ребенка.

Термины «родительская позиция» и «родительская установка» используются для характеристики родительского отношения и нередко употребляются как синонимы, однако они отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно выработанными, принятыми взглядами, установка менее однозначна и осознаваема.

 

Вопрос

Существуют различные критерии типов классификации типов семейного воспитания.

 

Гармоничный тип воспитания:

· взаимное эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка;

· высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;

· признание права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение автономии ребенка;

· отношения взаимного уважения, равноправие в принятии решений в проблемных ситуациях;

· признание самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратеги воспитания;

· обоснованная возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

· систематический контроль с постепенной передачей функции контроля самому ребенку;

· разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

· устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого родителя на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствие с возрастом ребенка.

Дисгармоничный тип воспитания:

· недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка;

· низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания;

· высокий уровень противоречивости, непоследовательность в отношениях родителей с детьми;

· ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

· завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

· неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их отсутствие;

· недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

 

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями, лежащими в основе классификации, были характер эмоционального отношения и тип родительского контроля.

Авторитетный:характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Стиль общения – демократический, системе требований гибка.

Авторитарный:отвержение или низкий уровень эмоционального принятия и высокий уровень контроля. Стиль общения – командно-директивный, по типу диктата, системе правил, требований ригидна.

Либеральный:теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в виде вседозволенности и всепрощения. Требования и правила практически отсутствуют.

Индифферентный:низкая вовлеченность родителей в воспитание, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостаток протекции.

Хаотический:отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств м/у родителями.

Опекающий(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть рядом с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

 

Дисгармоничные типы воспитания.

Типология дисгармоничного семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса:

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков:

Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Количество и качество требований к ребенку: представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-обязанностей, строгость санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько несколько характерных негармоничных стилей воспитания.

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Уровень протекции Степень удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкци
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция +   + - + - + + -
Повышенная моральная ответственность +   - +   + - + -
Эмоциональное отвержение - - + - + - + -
Жестокое обращение - - + - + - +  
Гипопротекция - - - - + -

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.