по дисциплине «Инженер – техносфера - социум»
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Инженер – техносфера - социум»
Направление подготовки:080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ
Форма обучения: заочная сокращенная
Составитель: Н.И. Лобковская,доцент кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины» ВИТИ НИЯУ МИФИ
Волгодонск, 2014
Тематика семинаров
| Форма занятия
| Трудоемкость (ч)
| 1. Компетенции и компетентность инженерного работника
Содержание:
Исторические формы инженерной компетенции. Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Системное проектирование. Социальная компетентность инженера. Техническая компетентность инженера. Социальный анализ компетенций инженера. Инженерные специальности. Качества квалифицированного инженера.
Устная и письменная коммуникация. Целевые установки и их классификация. Способность воспринимать инновации. Знание английского языка. Профессиональные навыки. Способность работать в группе. Требования к публичной речи. Интеллектуальные способности. Навыки планирования и организации своей деятельности. Лидерские качества. Ответственность и самостоятельность.
Компетентность инженера состоит из двух взаимодополняющих частей и обладает целостным характером. Поэтому для развития и совершенствования квалификационных и личностных характеристик инженерных работников, необходимо периодически производить их обследования. Причем диагностика компетентности может носить входной, промежуточный и результирующий характер. Входной контроль должен показать начальный уровень компетентности: базовые знания, умения и навыки испытуемых, а также их отсутствие.
Промежуточная диагностика компетентности позволяет определить, насколько эффективны методы формирования и развития компетентности. Результирующий контроль позволяет выявить улучшенные квалификационные и личностные характеристики испытуемых, а также исправленные или предупрежденные профессиональные деформации в процессе подготовки инженеров. Компетенции студента технического вуза: склонность к инновациям, профессиональные навыки, аналитическое мышление, лидерские качества, планирование и организация, коммуникация, командная работа, стрессоустойчивость, мотивация, корпоративность, ориентация на достижение…
При изучении вопроса формирования профессиональной компетентности в условиях технического вуза в период обучения должна быть проявлена активность, которая впоследствии перерастет в производственную инициативность, возможность и желание развивать производство, технологии и свои профессиональные навыки.
| Практикум – диагностика
|
| 2. Философия техники, 2 ч.
Содержание:
Возникновение философии техники, ее основоположники и этапы и направления развития. Особенности и основные проблемы философии техники. Осмысление техники, уяснение ее природы и сущности. Поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники. Философия техники и поиск в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов.
Эрнст Капп – основоположник философии техники. Философствующие инженеры Гартиг и Бекман, Ридлер и Рело. Теория техники Рело. Трактовка технологии Альфредом Эспинасом. Теория техники Фридриха Дессауэра. Мартин Хайдеггер и его философия техники. Понимание техники Карлом Ясперсом. Анализ техники в трудах Хосе Ортеги-и-Гассета. Значение трудов Петра Климентьевича Энгельмейера в философии техники. Социальные функции техники по Николаю Бердяеву.
| Кроссворд
|
| 3. Основные подходы к осмыслению значения техники, 2 ч.
Содержание:
Теория органопроекции и антропологический принцип Каппа, теория неотомизма изобретений-идей Дессауэра, техника и праксеология (технология) Эспинаса, методы освоения природы Рело, этика техники Бона, теория по-става Хайдеггера, техносистема Бердяева, теория развития техники и капитализма Ортега-и-Гассета, фундаментальная теория техники Энгельмейера.
Организация дискуссии по следующим положениям. Техника не является ценностно нейтральной. Моделирование возможных последствий функционирования технического объекта. Изменение среды и природы под воздействием новой техники, изменение деятельности и инфраструктур общества, «антропогенные изменения». Новый характер инженерного мышления. Ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и т.п. оценки техники.
| Тест
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|