К теме 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности
Тема 9 «Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности» имеет целью не только ознакомить с общей характеристикой христианства как мировой монотеистической религии, его Священным Писанием и Преданием, основами вероучения и культа, но и возможность студентам проанализировать особенности его становления. Рассматривая вероучительные тексты христианства необходимо учитывать, что они включают Священное Писание (Библию: Ветхий Завет и Новый Завет) и Священное Предание.
Источники христианского вероучения:
православие
| католицизм
| протестантизм
| А) Священное Писание: Библия, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета
| в Ветхом Завете 50 книг:
39 канонических и
11, «второканонических»
| в Ветхом Завете 50 книг:
39 канонических и
11 «неканонических»
| в Ветхом Завете 39 всего книг
| Б) Священное Предание – сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете и включающие в себя каноны, авторизованные церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви.
| – включает признание решений 7 Вселенских Соборов (до раскола 1054 года);
– признаётся законченным и не подверженным дальнейшим изменениям
| – включает признание решений 21 Вселенского Собора (до и после раскола 1054 года), а также документы, составленные всеми римскими папами;
– признаётся постоянно развивающимся элементом веры, тогда
| б) отрицается
|
Сознавая различия разноконфессиональных и материалистических подходов к историчности Иисуса Христа, необходимо усвоить, что существует «историческая» и «мифологическая» школы, объясняющие его земную жизнь. Эти подходы ни коим образом не должны задевать религиозных чувств, ведь именно плюралистичность библейских трактовок и стала одной из причин появления различных конфессий в христианстве.
Основной идеей христианства является учение о том, что Иисус Христос своею жертвой на кресте искупил грехи человеческие (первородный грех Адама и Евы). Христиане верят, что Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, Бог-Сын (Божественный Ло́гос), воплотившееся среди людей. Также его называют Иису́с из Назаре́та, Иису́с Спаси́тель или Спас. Необходимо помнить, что Иисус это имя собственное. Иису́с от древнееврейского Иешу́а (сокращённой формы Иегошу́а) – «Иегова (Бог) спасёт». Христо́с – это греческий вариант слова «помазанник», месси́я. Христиане верят, Иисус – тот мессия, – помазанник божий из дома Давидова, о котором говорилось в писаниях, и который явился, чтобы спасти людей перед Судным днём.
Обычно многих студентов приводит в затруднение вопрос о том, во что верят христиане. Обыденный ответ «в Бога» или «в Христа» в данном случае не будет точным. Необходимо осознавать, что Бог в христианстве понимается как Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух.
В изучении становления христианства необходимо обратить внимание на достаточно трудные для студентов догматические споры и ереси, такие как несторианство и монофизитство, а также на гностиков как соперников молодой мировой религии.
Основы христианского вероучения изложены в «Символе веры». Нике́о-константино́польский Си́мвол ве́ры – краткое и точное изложение всех истин/догматов христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах (325 и 381 гг. в городах Никея и Константинополь). Символ веры состоит из двенадцати членов:
СОДЕРЖАНИЕ
| ЗНАЧЕНИЕ
| 1-й член. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
| Догмат о Боге Отце:
Бог Отец – творец мира;
| 2-й. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено;
| Догмат о Боге Сыне:
Иисус Христос – Сын Божий
рождён от Бога Отца до сотворения мира,
не сотворён,
имеет одно существо с Богом Отцом;
| 3-й.Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
| Догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа
Иисус Христос родился от Девы Марии;
и Догмат о боговоплощении:
Иисус Христос – Богочеловек (и Бог, и человек);
| 4-й.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
| Догмат об искуплении:
Иисус Христос искупил грехи человеческие (первородный грех) своею мукой на кресте
| 5-й. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими);
| Догмат о воскресении:
Иисус Христос воскрес на 3-й день;
| 6-й.И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;
| Догмат о телесном вознесении Иисуса Христа:
Иисус Христос вознёсся на небеса и сел справа от Отца;
| 7-й.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству, Которого не будет конца.
| Догмат о втором пришествии :
Иисус Христос придёт судить живых и мёртвых, после чего на земле будет царство Христово.
| 8-й.(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
| Догмат об исхождении Святого Духа:
Святой Дух исходит от Бога Отца – в православии;
Святой Дух исходит от Бога Отца и от Сына (по-латински – «филиокве») – в католицизме.
| 9-й.(Верую) и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь.
| Догмат о церкви
Церковь (все христиане, живущие и умершие):
– единая – она одна (её глава – Христос)
– святая – на неё снизошёл Святой Дух
– соборная – заключает в себе всех верующих всей вселенной; потому она ещё называется вселенской (православная по-гречески, «кафолической»; по-латински – «католической»)
– апостольская – получила учение Христа через апостолов (в противовес православной, католической, армянской и др. апостольским церквам, протестантские церкви называются «евангельскими», т.к. черпают знание из Евангелий).
| 10-й. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
| Догмат о таинстве крещения
Для оставления грехов крещение принимают лишь один раз.
| 11-й.Чаю воскресения мёртвых.
| Догмат о воскресении из мёртвых.
| 12-й. И жизни будущего века. Аминь.
| Догмат о царстве Христовом после всеобщего воскресения мёртвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова настанет вечная жизнь.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|