Здавалка
Главная | Обратная связь

Занятия проводится по кейс – технологии (смотрите отдельный файл)



1 час
7. Теории и модели современной демократии 7.1. Определение демократии. Многообразие подходов определения демократии. 7.2 Специфика представлений о демократии в Античности и Средневековье. 7.3 Классические концепции демократии, определение их различий и сходства. Историческое значение классических концепций демократии. Экономические основы классических теорий демократии 7.4 Модели демократии: сообщественная, теория полиархии, делегативная, партисипаторная, элитарная. Современная политическая практика демократических государств. 7.5 Современная модель демократии в Казахстане Особенности переходного периода: политико-правовой аспект. 7.6 Демократия и личность.     2 часа 6. Теории и модели современной демократии. Модель демократии в Казахстане 6.1 Современные модели демократии. Заполните таблицу:
Теории демократии Осн. положения Экон.основа Социально-психологическая основа Полит основа Позитивные стороны Негативные стороны Исторические примеры
1.Либеральная   Рыночная экономика… Управление на основе сотрудничества… Разделение ветвей власти      
2.Плюралистическая              
3.Элитарная              
4.Концепция полиархии Р.Даля              
5. Делегативная              
6. Сообщественная              

 

6.2 Модель демократии в Казахстане в соответствие с типологизацией. Специфика переходного периода.

Эссе на одну из предложенных тем:

- Формирование социальных основ становления демократического общества в Казахстане;

- Пути демократизации в Казахстане (социально-психологический аспект).

(письменная сдача эссе)

Методические рекомендации по выполнению задания:

1. Сформулировать социальные механизмы формирования демократического общества;

2. Обратить внимание на психологические особенности формирования демократическо образа жизни

3. Выявить социально-психологические аспекты демократических методов управления в казахской государственности, возможности их возрождения в современном Казахстане.

(Объем задания 2-3 страницы)

 

1 час
8. Избирательные системы. Избирательная система Республики Казахстан. 13.1 Избирательная система: виды, принципы, цензы 13.2 Пропорциональная и мажоритарная системы. Избирательная кампания. Особенности применения пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. 13.3 Избирательная система в Казахстане: эволюция, современное состояние. 13.4 Социально-психологические особенности проявления ксенофобии в избирательных системах в различных политических режимах   1 час     1 час
9. Формы правления и государственное устройство 9.1.Формы правления. Республика и монархия. Их проявления в современном мире. Соотношение монархической формы правления и демократических методов правления. 9.2 Разновидности республик. Типы республик в системе сдержек и противовесов. Исторические особенности различных типов республик. 9.3 Формы государственного устройства. Позитивные и негативные стороны унитарного, федеративного устройств. Тенденции эволюции государств в контексте форм государственного устройства. 1 час    
10. Правовое государство и гражданское общество 10.1 Теории происхождения государства. Проблемы становления государственности на территории Казахстана. 10.2 Определение сущности и основных принципов правового государства. 10.3 Необходимость становления гражданского общества как инструмента развития демократии, многообразие видов его проявления. 10.4 Специфика становления гражданского общества и правового государства в Казахстане: политико-правовой аспект. 10.5 Социально-психологические аспекты правового государства и формирования гражданского общества. 1 час    
11. Политические партии, партийные систем и общественные движения. Формы взаимоотношения государства и гражданского общества в Казахстане. Партийная система в РК 11.1. Определение сущности, функций, типов партий. 11.2 Анализ различий между типами партийных систем. 11.3 Анализ становления многопартийности в Казахстане. Проблемы и перспективы. Особенности формирования партий в Казахстане. 11.4 Общественно-политические движения в Казахстане, их роль в развитии гражданского общества. 11.5 Проблемы формирования социально благоприятного имиджа полититических партий 2 часа 7.1 Политические партии, партийные систем и общественные движения. Формирование гражданского общества в Казахстане. Партийная система в РК 7.1 Определение политической партии. Сущность и разновидности партийных систем. 7.2 Заполните таблицу:  
Типы партий Основные черты Примеры партий (можно использовать опыт истор. развития Казахстана) Роль и значение в развитии общества
1. Массовые 2. Кадровые 1.Социальная направленность; Многочиленность… 1. Коммунистическая Способствует уменьшению бедного слоя населения; консолидации общества; формирует сильную идеологию…
Патронажные Идеологические      
Сословные Классовые      
Консервативные Реформистские Революционные      
С индивидуальным членством С коллективным членством      
Харизматические Традиционные Рациональные      

7.2 Проблемы формирования социально благоприятного имиджа полититических партий

(письменная сдача эссе)

Методические рекомендации по выполнению задания:

1. Сформулировать особенности формирования политических партий в Казахстане

2. Обратить внимание на социально-психологические аспекты взаимоотношений партий и электората

3. Наметить векторы изменения политического сознания граждан в целях формирования социально ответственного отношения к партиям и партийным программам

(Объем задания 2-3 страницы)

1 час
12. Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан 12.1 Определение политической культуры 12.2 Типология политических культур 12.3 Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии 12.4 Формирование национальной идеологии в суверенном Казахстане (по работам Н.Назарбаева, Стратегии развития Казахстана - 2030) 12.5 Социально-психологические аспекты влияния политической культуры на развитие общества. 2 часа 8. Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан 6.1 Понятие политической культуры. Типология Алмонда, Вербы. Функции политической культуры. 6.2 Цивилизационная классификация политических культур (мусульманская, западная конфуцианско-буддйская) Занятие проводится в форме круглого стола Студентам разбиться на подгруппы и подготовить материалы по одному из видов политических культур: мусульманская политическая культура, православная политическая культура, конфуцианско-буддийская политическая культура. При подготовке освятить следующие вопросы: Религиозная основа, морально-нравственные основания, экономические стимулы культуры, социально-психологические основания, основные приоритеты, негативные аспекты, успехи и результаты.   1 час
13. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношение электората 13.1 Феномен политического лидерства 13.2 Основные социально-психологические типологии лидерства 13.3 Социально-психологические аспекты проболемы политического имиджа 13.4 Анализ восприятия политических лидеров различными группами электората     1 час 9 Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношение электората 13.1 Основные подходы к изучению феномена политического лидерства 13.2 Основные социально-психологические типологии лидерства 13.3 Социально-психологические аспекты проболема политического имиджа 13.4 Факторы, влияющие на восприятие электората. Анализ восприятия политических лидеров различными группами электората     1 час
14 Социально-психологические аспекты политической модернизации 14.1 Сущность политической модернизации. Трудности реформирования 14.2 Роль образования и положение женщин 14.3 Проблема политического руководства (социально-психологические аспекты) 14.4 Индексы человеческого развития.   2 часа    
15. Социальная политика современного Казахстана 15.1 Понятие социальной политики: категории, принципы 15.2 Демографические аспекты социальной политики 15.3 Этнографические аспекты современной социальной политики 15.4 Социальная политика Казахстана: проблемы пенсионного обеспечения, жилищная реформа, охрана здоровья 1 час 10. Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира. 10.1 Геополитика. Основные концепции геополитики 10.2 Студентам разбиться на 2 подгруппы, подготовить и публично защитить один из предложенных проектов (использовать видеоматериалы, статистические данные): 1. Соотношение национальной психологии и политики государственных интересов в отношениях между Казахстаном и Китаем 2. Развитие казахстанско-российских отношений: социально-политическое сотрудничество. Занятие проводится в форме круглого стола    
16. Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире. 16.1 Основные приоритеты внешней политики РК 16.2 Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе 16.3 Международные организации, сотрудничающие с Казахстаном в рамках обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе: перспективы сотрудничества. 16.4 Внешнеполитические инициативы Казахстана. Их роль и влияние на развитие Казахстана. 1 час    

 

 

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС

Наименование дисциплины модуля: Политология. Социально-психологические аспекты политики
№ тем СРСП СРС
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи (неделя и объем в часах) Форма проведения Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи (неделя и объем в часах) Форма контроля
1. Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии 1.1 Письменно подготовить и прокомментировать различные определения и высказывания о политике, соотношение психологии политики. 1.2 Заполнить таблицу по методам политологии
Методы Содержание метода Значение
Институциональный изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий…)… Пол. институты обеспечивают стабильное развитие общества. Составляют основу функционирования власти…
Бихевиористский…    
Психологический    
Социологический    

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. В раскрытии содержании метода обратить внимание на основании данного метода (в приведенном примере – основании составляет институты власти);

2. при определении значения обратить внимание на сущностное значение использования данного метода.

 

1 час, 3-я неделя Конспект, устный опрос     Сдача эссе
2. Основные этапы становления и развития политической мысли 2.1 Заполнить таблицу (Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Маркс, Вебер)
Политический мыслитель Период жизни Достижения в области политической мысли Значимость данных достижений Труды
1. Аристотель Античность 1.Анализ форм государственного правления (правильные - …, неправильные - …) 2. Определение человека как общественного животного 1.Определил негативные стороны демократии 2 Определил, что самое важной в природе человека – общественная сущность… «Политика»

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. При заполнении графы № 2 (период жизни) указывать не года, а название эпохи, что важно для понимания соотношения эпохи и основных направления общественной мысли

2. При заполнении четвертой графы (Значимость достижений) вывести общее значение для эпохи, а также значение с точки зрения сегодняшней политической практики.

1 час, 4-неделя   1. Основные этапы становления и развития политической мысли 1.1 По теме каждому студенту письменно подготовить 20 тестов. Методические рекомендации к выполнению задания При составлении тестов рекомендуется: 1. Ознакомление с трудами Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка и др.; 2. Тесты не должны содержать информацию о биографических данных мыслителей. 3. Тест должен отражать существенные стороны политических представлений мыслителя. Пример теста: В чем различие взглядов Локка и Гоббса по вопросу происхождения государства: А. Локк придерживался договорной, а Гоббс патриархальной модели государства. В. Локк считал причиной происхождения государства понимание совместного проживания людей как разумный шаг, Гоббс считал причиной происхождения государства страх людей друг перед другом; С. Локк обосновывал происхождение государства врожденным стремлением жить в обществе; Гоббс причиной государства считал внешний фактор (войны) 1.2 Написать эссе на одну из предложенных тем: «Правила политического искусства Конфуция», «Сравнительный анализ политических взглядов Локка и Гоббса», «Сравнительный анализ политических взглядов Платона и Аристотеля», «История развития теории разделения ветвей власти: от Аристотеля до современности», «Считаете ли вы взгляды Макиавелли современными», «Политическое наследие аль-Фараби».   7 часов, 7-я неделя    
3 Политика суверенного государства РК на этапе ускоренной модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана 3.1Основные векторы внутренней политики РК 3.2 Приоритетные задачи внутренней политики РК 3.3 Приоритетные задачи в области социальной политики. Программы социально-экономического развития.   Занятие проходит в форме круглого стола. Студентам разбиться на 3 подгруппы, каждая из которых готовит материал по основным положениям одной из программ развития Казахстана (Программа – 2030, Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана, Послание Президента) Задание готовится в форме видеоматериалов, необходимо использование статических данных по уровню ВВП, демографические данные, инвестиции Проведение кейсового занятия (отдельный файл).   1 час, 5-неделя Конспект 2. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 2.1 Составить глоссарий по теме к следующим терминам: политика, субъект политики, объект политики, источники власти, ресурсы власти, власть, парламент, правительство, государство, страна, политический институт, интервенция, глобализация, справедливость, этатизм, экспансия, тирания, патернализм, патриархальное государство, деспотия, разделение ветвей власти, диктатура, гегемония, геноцид, анархизм, власть, легитимность, легальность, традиционная легитимность, харизматическая легитимность, рациональная легитимность, идеологическая легитимность, форма государственного устройства, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, политическая система, политический режим, тимократия, олигархия, аристократия, бюрократия, райтократия, партократия, медиакратия, геронтократия, технократия, плутократия, демократия, теократия, автократия, бихевиоризм, институциональный метод, натуралистическая парадигма, социальная парадигма, элита, железный закон олигархических тенденций. Методические рекомендации к выполнению задания 1.При составлении глоссария уделять внимание наиболее существенным признакам понятий; 2. Глоссарий составлять как можно более кратким, понятным и доступным языком. Студент, который не проработает термин, получит только 50 % Пример глоссария: Медиакратия – власть СМИ; возникла в связи с ростом научно-технического прогресса; присуща только демократическим режимам; четвертый вид власти; носит публичный характер; основана на формировании общественного мнения; содержит большой преобразующий потенциал. 7 часов, 8-я неделя    
4. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 4.1 Заполните таблицу:  
Вид и определение власти Основания власти Период функционирования Исторические примеры Социально-психологические основания
Аристократия – это власть привилегированной знати… Наличие сословных привилегий, уровень образованности… С возникновением государства до … Монархии, империи. Чувство достоинства, понятие чести

 

(аристократия, бюрократия, райтократия, партократия, медиакратия, геронтократия, технократия, плутократия, демократия, теократия, автократия)

Методические рекомендации к выполнению задания:

1. Во второй графе выделить сущностные основания власти (например, для аристократии основанием является правовое закрепление привилегированного положения, с отменой которого власть аристократии не имеет формальной силы)

2. В графе третьей (период функционирования) важно выделить причину возникновения данной власти. Например, возникновение аристократии связывают с государством, поскольку в государстве закрепляется их особый статус.

1 час, 5-неделя Конспект Сдача в интерактивном режиме (Интернет - ресурс) 3. Политическая система. Политический режим и его типы. 3.1 Составить 20 тестов по теме. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. тесты должны отражать содержательные аспекты проблемы; 2. уделить внимание на различие между политическими режимами. Пример теста: Найдите правильное соотношение политического режима и его принципа: А. Тоталитаризм – наличие системы сдержек и противовесов В. Авторитаризм - полное отсутствие прав и свобод граждан В. Демократия – надзор за инакомыслием С. Тоталитаризм – отсутствие разделения ветвей власти, концентрация власти в руках исполнительной   7 часа, 8-я неделя    
5 Политическая система. Формы государственного устройства. 5.1 Заполните таблицу:
признак Федерация Конфедерация
1.кем принимаются основные решения    
2. территория    
3. степень самостоятельности адм.-территор. единиц    
4. конституция    
5. гражданство    
6. субъект внешней политики    

5.2. Подготовить небольшой научный проект на одну из предложенных тем:

1. «Плюсы и минусы различных форм государственного устройства»

2. «Соотношение принципов демократии и форм правления»

3.«Социально-психологические перспективы различныех форм государственного устройства»

4. «Республики Казахстан: перспектива унитаризма или федерализма: социально-политический аспект»

1 час, 6-неделя Конспект, устный опрос      
6. Теории и модели современной демократии 6.1 История демократии (античные, средневековые представления о демократии) 6.2 Классические концепции демократии Нового времени (либеральная, коллективистская, плюралистическая). Социально-психологические аспекты различных теорий демократии.   1 час, 7-неделя Конспект, устный опрос 4. Формы правления и государственное устройство По теме занятия составить глоссарий к следующим терминам: консерватизм, коммунизм, идеология, национализм, расизм, эгалитаризм, социальная демократия, анархизм, либерализм, фашизм, шовинизм, сепаратизм, консерватизм, либерализм, неолиберализм (кейнсианство), центрально-азиатские республики, Ближний Восток, страны Бенилюкса, гражданское общество, правовое государство, президентская республика, парламентская республика, президентско-парламентская республика, монархия, федерация, конфедерация, унитаризм, импичмент, право вето, сецессия, суверенитет, референдум, рекрутация элиты, полиархия, патернализм, диссиденты, лоббизм, коммунизм, абсентизм, политическая культура, конфуцианско-буддийская политическая культура, мусульманская политическая культура, закон Фойера, мажоритарная система, пропорциональная система, прямые выборы, косвенные выборы, двухпартийная система, многопартийная система, партийная система два с половиной, однопартийная система, антрепенерская система, конформизм. Методические рекомендации к выполнению задания 1.При составлении глоссария уделять внимание наиболее существенным признакам понятий; 2. Глоссарий составлять как можно более кратким, понятным и доступным языком. Студент, который не проработает термин, получит только 50 % Пример глоссария: Рекрутация элиты – вид отбора элиты; как феномен возникает в эпоху буржуазных революций; различают систему гильдий и антрепренерскую.   7 часа, 8-я неделя    






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.