Здавалка
Главная | Обратная связь

Тесты для самоконтроля



1. Основная программа, стратегия развития Казахстана: (Стратегия развития Казахстана- 2030; Программа индустриально-инновационного развития Казахстана; Послание Президента -2012)?

2. Согласно Конституции, кто ежегодно должен выступать перед народом Казахстана с Посланием: (Президент; Парламент; Премьер-министр).

3. Выделите основные приоритеты развития, согласно Стратегии развития Казахстана – 2030 (Национальная безопасность; Внутриполитическая стабильность и консолидация общества; Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; Энергетические ресурсы; Рахзвитие туризма и спорта; Инфраструктура, в особенности транспорт и связь; Профессиональное государство, ограниченное до основных функций; Формирование гражданск5ого общества)

4. Каковы векторы политики государства в обеспечении национальной безопасности (развитие образования; заключение международных договоренностей по безопасности; формирование бюджета).

5. Что составляет основу приоритета - внутриполитическая стабильность и консолидация общества (модель политического согласия; развитие трехъязычной среды; развитие среднего класса).

6. Основным документом, определяющим развитие экономики Казахстана на ближайшие десятилетия, является: (Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы; Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы; Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы)

7.Какой символ выбран в качестве основного в Стратегии Развития – 2030 (барс; лев; волк; лошадь).

8. Развитие энергетического рынка является стратегическим направлением развития Казахстана. Какие меры были предприняты государством для стабилизации и успешного роста данного сектора экономики.

9. В области развития транспорта и связи определите основную программу развития транспортной инфраструктуры государства. (Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы; Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы; Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан; Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года)

10. В качестве основных целей глава государства в Стратегии - 2030 выделяет: (становление Казахстана как суверенного независимого государства и широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы; формирование внешней и внутренней политики; формирование трехъязычной среды: казахской, русской и англоязычной).

 

 

Тема 5

Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы

План

5.1 Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.

5.2 Определение содержания, функций, основных элементов системы политической власти. Распределение власти в современном обществе.

5.3 Природа политического господства, классификации. Легитимность, легальность власти

Список литературы:

1. Политология: Вчера и сегодня. Вып.II. – М., 2006.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995.

3. Васильев Н. Политология. – М., 2004

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. – М., 2004.

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Панарин А.С. Политическое прогнозирование. – М., 1999.

8. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004.

9. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах.

«Власть необъяснима, и в этом ее сила» Э. Шартье

Цель – определение места политической власти в системе общественных отношений. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Властные отношения характерны для церкви, профсоюзов, семьи, особенно для отношений между родителями и детьми, которые, однако, нельзя назвать политическими. Следует учесть и то, что часто понятие «власть» используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, предрассудков, идей, любви, о власти человека над самим собой и т.д. Однако свое наиболее адекватное выражение понятие «власть» находит в политической сфере.

Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, необходимый для устойчивого существования любой общественной организации. Она отличается совершенством внутренней организации, монополией на регламентацию жизни общества и возможностью принуждения в отношении личности и общества. Именно поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Власть существовала задолго до возникновения государства. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состоянию безвластия, отсутствия власти. Началу архэ (власти) противопоставлялось начало анархэ (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствует всякая власть. Ксенофан называл «анархией» время без Архона, то есть без высшего правителя государства. Таким образом, еще с античных времен это слово употреблялось с отрицательным оценочным оттенком. Для подавляющего большинства античных мыслителей был очевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается в архэ, то есть властном начале, регулирующем порядок и призванном укротить стихийные импульсы людей. Уже первобытная община была немыслима без конкретных обязательных норм, правил, табу. В этом смысле рудиментарные элементы власти первоначально возникли в форме отдельных табу, или запретов на те или иные действия или акты. Иначе говоря, первоначально власть коренилась в системе табу. Первым властным актом нужно считать именно табу, то есть запрет что-то делать. По-видимому, первого, кто произнес сакраментальное выражение: «Ты не должен…», можно считать основателем власти и закона. Данные действия, выражая ограничение, подавление биологических инстинктов, отражали необходимый для человека объективный процесс объединения людей в социум. Стало быть, власть возникла не на определенном этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком и вместе с ним прошла длительный путь развития.

Французский мыслитель М. Дюверже выделяет три исторических типа власти. В период первобытнообщинного строя власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину. Таким образом, в примитивных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не носила политического характера.

С усилением социальной дифференциации, интенсивности взаимодействий индивидов возникает необходимость концентрации власти в руках вождей, групп с тем, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие проблемы. Анонимная власть уступает свое место индивидуализированной. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним.

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживал неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Это стимулировало процесс институализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты. Так власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства, партий и других организаций.

Борьба за власть – тайная пружина политической истории. За пестрым калейдоскопом политических событий часто скрывается сильнейшая борьба за власть. Приход к власти монархов, диктаторов и президентов сопровождается напряженной закулисной борьбой, в ходе которой могут использоваться самые разнообразные средства.

Ученые утверждают, что политическая власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Власть – это инструмент политика, поэтому самое главное заключается в том, в чьих руках находится данный инструмент.

Восточная мудрость гласит:

Проходя мимо подножия горы Тай, Конфуций заметил горько плачущую женщину. Учитель поспешил вперед и быстро подошел к ней. Затем он попросил Це Ю расспросить ее. «Ваши рыдания таковы, - сказал тот, - что заставляют думать о горчайшем из переживаний». Женщина ответила: «Отца моего мужа убил тигр. Мой муж также был убит, и сын погиб таким же образом». Учитель сказал: «Почему вы не покинете это место?» В ответ он услышал: «Здесь не гнетет правление». Тогда учитель сказал: «Запомните это, дети мои. Угнетающее правление ужаснее тигров».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.