Здавалка
Главная | Обратная связь

Политика учебной дисциплины



Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Методология религиоведения»является важным компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой и рабочей программой учебной дисциплины.

В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят программа дисциплины (силлабус), вопросы для экзамена, методические указания по подготовке и написанию письменных работ.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов относятся:

  • Написание рефератов и эссе на тему прочитанных текстов (объем – 3000 знаков):

Требования к письменным работам:

· Реферат представляет собой изложение взглядов того или иного автора по определенному вопросу. Реферат должен иметь введение, основную часть и заключение. Необходимо излагать взгляды автора своими словами и избегать цитат, более длинных, чем 5-6 строк. Цитаты должны выделяться курсивом и иметь сноску на страницу источника.

· Эссе должно быть построено следующим образом: введение, содержащее постановку проблемы; основная часть, в которой самостоятельно на основе прочитанной литературы раскрывается поставленная проблема; заключение, в котором формулируются общие выводы. Цитаты должны выделяться курсивом и иметь сноску на страницу источника.

Изложение материала в письменной работе должно быть последовательным и логичным. Текст работы должен продемонстрировать:

· умение выделить проблему и определить методы ее решения;

· умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Работа должен быть напечатан на стандартном листе писчей бумаги в формате А4 (296х210 мм). Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, количество знаков на странице - примерно 2000. Текст должен быть отформатирован. Рекомендуется использовать 14 или 12 кегль шрифта.

Чтение к семинарам.

Семинар1.

М.М.Шахнович. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006. С. 5-23

 

Семинар 2.

Е.М.Мелетинский. От мифа к литературе. М., 2000. Гл.1. С.11-23.

М.М.Шахнович. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006. С. 24-73

 

Семинар 3.

Ф.М.Мюллер. Вторая лекция, прочитанная в Королевском институте// Классики мирового религиоведения. Хрестоматия. М., 1996. C.71-94.

 

Семинар 4.

Л.Я.Штернберг.Эволюция религиозных верований// Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. Л., 1936. С. 272-281.

 

Семинар 5.

В.Г.Богораз. Чукчи. Религия. Глава I. Л., 1939. С.3-25.

 

Семинар 6.

М.Элиаде. Священное и мирское. М. 1994. С. 22-48.

 

Семинар 7.

Э.Дюркгейм. ( Из книги «Элементарные формы религиозной жизни») // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996: С.111-145; 438-441; 469-471.

Л.Леви-Брюль. (Из книги «Первобытное мышление») // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996. С. 252-259.

 

Семинар 8.

М.Вебер (Из книги «Протестантская этика и дух капитализма) // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996: С. 313-334; 562-596.

 

Семинар 9.

О.Конт (Из книги «Курс позитивной философии»)// Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996: С. 70-80.

К.Маркс. Фрагменты о религии// Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996: С. 80-88.

Б.Малиновский. Функциональный анализ. //Антология исследований культуры. М., 2006. С. 681-703.

 

Семинар10.

Э.Фромм. (Из книги «Психоанализ и религия») // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996: С. 364-375.

З. Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб, 1997.Гл.2.

 

Семинар 11.

К.Леви-Стросс. Структурная антропология. М., 1985.Глава XI. Структура мифов. С. 183-208.

В.Тэнер. Символ и ритуал. М., 1983. С. 168-185.

 

Семинар 12.

В.Н.Топоров. О ритуале. Введение в проблематику.//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках М., 1988. С. 7-22.

Е.М.Мелетинский. Миф и сказка// Е.М.Мелетинский. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 284-293.

 

Семинар 13.

К.Гирц. Религия как культурная система.// К.Гирц. Интерпретация культур. М., 2004. С.104-149.

 

Семинар 14.

Проблемы изучения религиозной повседневности

А.Я.Гуревич. Народная магия и церковный ритуал//Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М.,1990. С.279-300.

 

Семинар 15.

М.М.Шахнович. Когнитивная наука и исследования религии.//Государство, религия и церковь в России и за рубежом, № 3, 2013. С. 32 – 63.

 

 

Примерные вопросы к экзамену:

1. Становление сравнительного изучения религий.

  1. Сравнительно-историческое языкознание и натурическая школа в религиоведении.
  2. Мифологическое направление в российской фольклористике.
  3. Классический эволюционизм о религии.
  4. Дж. Фрейзер: соотношение мифа и ритуала.
  5. Развитие антропологического религиоведения в первой трети 20 века.
  6. Основные этапы развития феноменологии религии
  7. М.Элиаде: концепция «архаического человека» и «вечного возвращения».
  8. Э.Дюркгейм: религия как символическое выражение социальной реальности.
  9. Л.Леви-Брюль. Особенности первобытного мышления
  10. Проблема первобытных классификаций.
  11. Место социологии религии М.Вебера в истории науки о религии.
  12. Проблема социокультурных функций религии.
  13. К.Маркс о религиозном отчуждении и социальных функциях религии.
  14. Б.Малиновский. Функциональная интерпретация религии.
  15. Структурный функционализм и сравнительное изучение религий.
  16. Т.Парсонс. Религия как функциональная подсистема общества.
  17. Классический психоанализ о религии.
  18. Религия в юнгианском психоанализе.
  19. Э.Фромм. Проблема религиозных потребностей. Типология религий.
  20. К.Леви-Стросс. Первобытная религия как универсальная модель структуры человеческого сознания.
  21. Метафора и ее роль в создании языковой картины мира. Метафоризация и формирование мифологии.
  22. Язык и мифологическая модель мира.
  23. В.Тэрнер. Ритуальный символизм.
  24. К.Гирц. Религия как символическая система.
  25. Феноменологическая социология религии.
  26. Основные направления современной исторической науки в их отношении к истории религий.
  27. Когнитивная теория ритуальных действий
  28. Современные проблемы и теории религиогенеза.
  29. Проблемы изучения религиозной повседневности.

 

Силлабус (Рабочая учебная программа) разработан:

___________ ____________________________

(подпись) (Ф.И.О. преподавателя)

______________ 20____г.

 

Рассмотрен на заседании кафедры______________________________________

протокол № ______ от «______» __________20__ г.

 

 

Последняя страница

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.