Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:
Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции. Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):
Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции в судебных коллегиях может осуществляться, как правило, единоличным судьей (им может быть председатель, его заместитель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уголовные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассматриваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству обвиняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей). При рассмотрении дела в кассационном порядке судебная коллегия суда среднего звена действует в составе председательствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиумом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивидуальные склонности каждого из членов суда. В судах со значительным объемом работы и достаточным количеством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, который, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях. В судебный состав поступают дела из определенных районов республики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда закрепляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в отдельности и всех судов такого рода соответствующего района в целом. Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Ответственность за надлежащую организацию работы в верховном суде республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа несут в первую очередь председатель суда и его заместители. Председатель суда отвечает за организацию всей работы данного суда. Он созывает заседания президиума, определяет их повестку дня, в том числе перечень конкретных дел, связанных с проверкой вступивших в законную силу решений, приговоров, определений районных судов, постановлений районных судей о назначении судебных заседаний, а также кассационных определений судебных коллегий, и председательствует на этих заседаниях; председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении дел по первой или второй инстанции либо назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; распределяет обязанности между своими заместителями; принимает решения по постановлениям судей, касающимся жалоб и представлений, содержащих ходатайства о проверке судебных решений в порядке надзора; организует работу по обобщению судебной практики. Председатель суда как лицо, на которое персонально возложены общее руководство работой суда и ответственность за эту работу, кроме того, утверждает перспективные и текущие планы работы, организует контроль за исполнением принимаемых судом решений. С целью обеспечения разбирательства уголовных дел с участием присяжных заседателей он определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении основных и запасных списков потенциальных присяжных, организует работу аппарата суда со списками такого рода. Он ведает кадрами суда — администратора, помощников судей, консультантов, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей и других работников аппарата суда, организует деятельность по повышению их квалификации и профессионального мастерства, контролирует финансовую деятельность и отчетность суда, организует прием населения и работу по рассмотрению писем, заявлений и жалоб граждан, обеспечивает общее руководство делопроизводством суда. Председатель суда среднего звена имеет заместителей (как правило, двух). Они одновременно являются председателями судебных коллегий. Заместители председательствуют в судебных заседаниях своих коллегий, осуществляют прием граждан, обеспечивают исполнение поручений председателя, осуществляют организационное руководство соответствующей коллегией. В некоторых верховных судах республик, краевых, областных судах созданы научно-консультативные советы, цель которых — укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых- юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике. Аппарат судов среднего звена включает помощников председателя суда, его заместителей и судей, администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архивариуса и др. Помощники председателей судов и судей призваны выполнять работу, сходную с той, которая возлагается на упомянутых выше помощников председателей и судей районных судов. На администраторов судов этого уровня, как и на администраторов других судов, возлагаются функции по непосредственному организационному обеспечению деятельности. Консультанты выполняют работу, требующую юридического образования и соответствующего опыта. Заведующий канцелярией руководит работниками канцелярии суда, организует прием посетителей, докладывает председателю или его заместителям о поступившей в суд корреспонденции, выдает и высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителей копии различных судебных документов. Он же сам либо с участием помощника председателя суда обеспечивает поддержание в рабочем состоянии списков присяжных заседателей, а также организует отбор и вызов в суд для рассмотрения конкретных уголовных дел кандидатов в присяжные заседатели. Секретари судебных коллегийорганизуют исполнение указаний председателей коллегий, обеспечивают хранение судебных дел и иных материалов коллегии, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения и т. д. Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных разбирательств дел по первой инстанции, выписывают повестки участникам судопроизводства, извещают стороны о времени слушания дела, организуют доставку в суд в определенный день и час подсудимого, находящегося под стражей, и т. д. Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и прокурора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению вопросов, оформляет протоколы. Соответствующие их должностям обязанности выполняют и другие работники аппарата суда — делопроизводители, курьеры, машинистки, архивариусы. Все они в той или иной мере способствуют организации работы суда. Важным средством обеспечения работы областного суда является перспективное и текущее планирование. Перспективное планирование позволяет сосредоточить внимание областного суда на основных направлениях его работы. Оно способствует осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу. Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы, например, по рассмотрению вопросов, возникающих при производстве в порядке надзора, разрешению уголовных и гражданских дел. В этих планах работы предусматриваются и такие виды деятельности, как проведение занятий по изучению нового законодательства, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и других документов, имеющих значение для судебной деятельности, организация совещаний судей и работников аппарата и т. д. Прием населения осуществляют председатель суда, его заместители, судьи, другие работники суда. Прием проводится в строго установленное время. Во время приема граждан им разъясняют необходимые правовые вопросы, принимают у них заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т. д. Работу с кадрами осуществляет председатель суда, его заместители, администратор суда, заведующий канцелярией. Она касается всего суда в целом, его коллегий, отдельных судебных составов, технических работников суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессионально-деловых и нравственных качеств судей и других работников. Большое значение придается повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (вечернего, заочного и послевузовского обучения), направлению на стажировки в Верховный Суд РФ. Существенную роль играют также совещания (с участием всех судей, в том числе районных и мировых, а также работников аппаратов судов), на которых обсуждаются актуальные вопросы деятельности судов. Важным направлением деятельности верховных судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов является изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику президиума, суды этого уровня на основе изучения конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе. Это позволяет выявлять их причины, составлять более полное представление о качестве работы районных судов, определять меры по улучшению их деятельности. В зависимости от целей кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам: по определенным категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материальных и процессуальных законов и т. п. Это позволяет определять эффективность проверки приговоров и решений, вскрыть недостатки работы по изучению доводов, приведенных в кассационных и надзорных жалобах и представлениях. Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного районного суда или нескольких таких судов. Работа по учету и систематизации законодательства здесь, как и в районных судах, заключается в учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий кодексов и иных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, инструкций, положений, других актов министерств и ведомств и т. д., а кроме того, и в проведении мероприятий по обеспечению такого рода материалами всех гражданских судов общей юрисдикции, действующих на территории соответствующего субъекта РФ. Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по утвержденным формам и в установленные сроки. Эта работа охватывает также сбор и обработку соответствующих сведений о деятельности нижестоящих судов. Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью судебной документации и движением дел в суде, ведут регистрационные журналы, учетные карточки и наряды установленной формы.
Жилищное право.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|