Здавалка
Главная | Обратная связь

Воля в структуре личности: волевые качества, волевой акт, физиология воли.



Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабаты­вает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся:

- целеустремлен­ность,

- настойчивость,

- смелость,

- мужество,

- инициатив­ность,

- решительность,

- самостоятельность,

- выдержка,

- дисциплинированность,

- стойкость,

- самообладание и др.

Целеустремленность – волевое свойство личности,проявляющееся, как способность человека подчинять все свои действия и поступки сознательно поставленным, общественно-значимым целям. Человек, обладающий целеустремленностью, как правило, достигает высоких результатов в своей жизни и деятельности. Он не разменивается на мелочи, хорошо понимает общественные потребности и интересы и, в соответствии с ними, ставит перед собой цели. При этом общественные и личные цели гармонически сочетаются. Целеустремленный – это одержимый (в самом положительном понимании этого слова) человек.

С целеустремленностью тесно связано такое волевое качество, как настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, пре­одолевая всякие препятствия на пути к ней. Настойчивость проявляется в способности человека к длительному и неослабному напряжению энергии, проявлению высокой волевой активности в соответствии с поставленной целью. Настойчивого человека трудности не пугают, он неуклонно движется к намеченной цели, не останавливаясь перед неудачами. Не настойчивые люди не способны к длительному напряжению своих физических и духовных сил, перед трудностями пасуют, останавливаются перед неудачами, поддаются постоянному чувству сомнения, встретив препятствия, откладывают исполнение принятого решения или совсем отказываются от него. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства и негативизма, свидетельствующих о слабости воли человека.

Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Упрямство – особенность поведения, как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении, во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева отмечают, что упрямец признает лишь собст­венное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Инициативность как волевое качество – это умение и способность человека проявить активность, не стимулированную извне и не определяемую не зависящими от него обстоятельствами.

Она находит свое выражение в его почине, в умении отыскать лучшие средства и приемы достижения цели. Инициативность противоположна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу. Одной из ее предпосылок является хорошо развитое мышление, готовность нести ответственность за последствия своих действий.

Инициативный человек, как правило, обладает и таким волевым качеством, как решительность. Она представляет собой способность своевременно принимать обоснованные и продуманные решения и без промедления переходить к их выполнению. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях. Решительность – качество личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли.

Нерешительность у различных людей проявляется по-разному. Для одних свойственны колебания, сомнения или торопливость при принятии решения (чтобы поскорее избавиться от мучительной для них процедуры). Другие – безвольны в исполнении решения, допускают сомнения, колебания в выборе путей и средств или откладывают его без достаточных оснований.

Инициативность и решительность предполагают самостоятельностьчеловека - волевое свойство лич­ности, проявляющееся в умении по собственной инициа­тиве ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не ждет подсказки, указаний от других людей, не боится проявить инициативу, взять на себя всю полноту ответственности за предпринимаемые действия. Самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, высокую ответственность.

Противоположностью самостоятельности является внушаемость – легкая податливость чужому влиянию, безоговорочное принятие советов других людей. Человек, легко поддающийся внушению, может совершить поступки, которые до этого сам считал неправильными.

К числу важных волевых качеств относится и смелость. Смелость — волевое свойство личности, способность преодоле­вать чувство страха и растерянность. Смелость прояв­ляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Сме­лость требует разумного, здравого отношения к действи­тельности. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточ­но продумывает действия.

Со смелостью неразрывно связана храбрость – способность вести борьбу в обстановке непосредственной опасности. Если смелость может проявляться в повседневной жизни, то храбрость наиболее ярко обнаруживается в бою с врагом. Большое значение для проявления храбрости имеет уверенность в своих силах. Храбрые и смелые действия, как правило, связаны с риском. Если действия, хотя бы и сложные, совершаются в безопасной, знакомой обстановке, то их нельзя назвать ни смелыми, ни храбрыми.

Выдержкой, или самообладанием, назы­вают волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Это умение человека владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях. Самообладание помогает проявить выдержку в случае неудачи или неожиданного изменения обстановки, удержаться от неправильных действий, подавить отрицательные чувства и желания. Самообладание основывается на устойчивости убеждений, привычек и чувств человека, а также на ясном понимании им обстановки, в которой он находится.

Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побужде­нию, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Стойкость– это моральная и физическая выносливость в длительной борьбе с трудностями, временными неудачами и невзгодами. Упорство и настойчивость в действиях, направленных на достижение цели, – основной признак стойкого поведения человека.

Со стойкостью неразрывно связано мужество – сложное волевое качество личности, которое позволяет человеку действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности. Обладая мужеством, человек всегда остается хозяином своих чувств и стремлений, в любых условиях сохраняет ясность ума. Мужество проявляется как в сложных и опасных обстоятельствах, так и в повседневной жизни. Человек может мужественно переносить свое горе, переживать неудачи, преодолевать жизненные затруднения и неудобства.

Дисциплинированность — это волевое свой­ство личности, проявляющееся в сознательном подчине­нии своего поведения общественным правилам и нор­мам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязатель­ным выполнять правила трудовой, учебной дисципли­ны, социалистического общежития и борется за выпол­нение их другими.

Структура волевого действия. Волевая деятельность всегда состоит из определен­ных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

По словам С.Л.Рубинштейн, в простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за преде­лы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посред­ством привычных действий, которые производятся почти автомати­чески, как только дан импульс. (Рубинштейн, Основы общей психологии)

Так, например, для более глубокого изучения предмета нужна дополнительная литература. Учащийся решает приобрести необходимые книги. Деньги для этого у него есть. Он идет в ближайший книжный магазин, где, как он знает, имеется нужная ему литература и приобретает ее. Действие, которое здесь приведено, в своей структуре имеет такие компоненты: цель — приоб­рести книги; мотив — более глубокое изучение предмета; средства — деньги, необходимые для приобре­тения; способы выполнения действия — учащийся сам идет в книжный магазин (а мог попросить то­варища, идущего в магазин, сделать такую покупку).

В этом действии можно отчетливо выделить следую­щие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание возможностей достижения цели; 3) при­нятие решения; 4) исполнение решения. Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для про­стого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намере­ния его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представ­лены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достиже­ния цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном дей­ствии. Если цель задана извне и ее достижение обя­зательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ буду­щего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возмож­ность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,— это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание— это существующее идеаль­но (в голове человека) содержание потребности. Же­лать чего-либо — это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Вот что пишет о желании С.Л.Рубинштейн: «… наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о сред­ствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего человек не уверен.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Но деятельность воображения, в которой взаимо­действуют чувство и представление, может заместить действитель­ную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожела­нию. Желать еще не значит хотеть.

Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к зна­нию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами».

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему об­суждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. «Прежде всего, естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаружи­вает, что желание, порожденное одной потребностью или определен­ным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное само по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным послед­ствиям». (Рубинштейн, Основы общей психологии)

Поскольку у человека в лю­бой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоя­щих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Человек вовлекается в конфликт. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — мыслительное действие, являю­щееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей дан­ного человека. Результатом этого этапа является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возмож­ных путей. По мере проявления мотивов, утверждаю­щих или отрицающих проанализированные возмож­ности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап «борьба мотивов и выбор» оказывается цент­ральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является сле­дующий этап — принятие одной из возможностей в ка­честве решения. Здесь уточняются средства, способы, последователь­ность их использования, т. е. осуществляется уточнен­ное планирование.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения порождает чувство ответственности.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что принятие решения может протекать по-разному:

1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие.

2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, человек приходит к решению не потому, что считает нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно.

3. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу. Ни одна возможность сама по себе еще не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальные. Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия.

Сама «техника» решения, те процессы или операции, посредством которых к нему приходят, в разных условиях бывают различными.

В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только вновь представившийся случай включен в какую-то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть. Так решаются, прежде всего, более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения могут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесет надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осозна­вая это, иногда намеренно оттягивают решение, ожидая, что изме­нение ситуации само принесет желанный результат или сделает при­нятие решения более легким, вынудив принять его.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным, не зависящим от их решения, обстоятельствам, при наличии которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час. Окончательное решение или, по крайней мере, исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения — как бы условное — этим облегчается. Таким образом, тактика принятия решения может быть многообразной и достаточно сложной.

Принять решение — еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена воле­вой акт не завершен.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать во­левые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной це­ли опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возни­кать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внут­ренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека) раз­решается либо последовательным движением к цели, а, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от воле­вого усилия, а, в конечном счете — от цели.

Результаты любого волевого действия имеют для че­ловека два следствия: первое — это достижение конк­ретной цели; второе связано с тем, что человек оценива­ет свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Еще в процессе деятельности человек контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее. На завершающем этапе деятельности оценка ее результатов, анализ процесса достижения цели приобретают самостоятельное значение. Это необходимо, чтобы выявить и учесть в дальнейшем как положительное, так и недостатки в действиях человека.

Особо значимое волевое действие (героический поступок, подвиг) совершается как порыв в предельно короткое время при мобилизации всех сил личности. В таких условиях все звенья волевого действия как бы сливаются воедино, взаимно пронизывают друг друга. Осознание цели, принятие решения, программы действий, определение способов достижения цели здесь вплетается в непосредственные практические действия человека. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных действиях, авариях, катастрофах и т.д.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда недостаточно намерения. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей слож­ного ряда действий, необходимо наметить путь, к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения,— составить себе план действий.

При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что является средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не исключена возможность и того, чтобы та­кая подчиненная цель-средство на время стала для субъекта само­целью. В сложной деятельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель — средством.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая к исполнению принятого решения, стремятся все предусмотреть и как можно более детально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы и узловые точки. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются дальнейшие действия.

В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. План для них превращается в застывшую, безжизненную схему, остающуюся неизменной при любом изменении обстоятельств. Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления,— это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, никак не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед тем, чтобы ввести в предварительный план действий все изме­нения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажут­ся необходимыми для достижения цели.

Физиологические основы воли.Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функци­ей мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты.

Причина их возникновения лежит вовне, в окружаю­щем мире. Еще И. М. Сеченов отмечал, что «все созна­тельные движения... называемые обыкновенно произ­вольными, суть в строгом смысле отраженные», т. е. рефлексы.

Физиологические основы воли составляет взаимодействие первой и второй сигнальных систем коры головного мозга. С помощью, главным образом, первой сигнальной системы осуществляется непосредственное отражение окружающей обстановки, условий деятельности человека. Постановка же цели, обдумывание путей ее достижения, сознательные усилия, преодоление трудностей, управление собой основываются на активности второй сигнальной системы. Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регу­лирующую функцию. «Человек, - говорил И.П. Павлов, - прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление)».

Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами ана­лизаторов и двигательной областью мозга. Раздражи­тели второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми сигналами» воле­вого действия, регуляторами волевого акта. Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии и апраксии.

Абулия— это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при пони­мании необходимости принять решение действовать или испол­нять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоря­жение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». Например, человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказа­лась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было, и делать ему в другом помещении нечего.

Апраксия сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции Движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксиясравнительно редкие явления,присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

«Воля, - писал И.М. Сеченов, – не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства» (Сеченов, Полное собр. соч.).

Заключение

Воля представляет собой особую форму активнос­ти человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. В структуре сложного волевого действия наиболее напряженным этапом является борьба мотивов. Он сопровождается высоким эмоциональным напряжени­ем, обусловленным необходимостью осуществления выбора.

Принятие решения — сложный интеллектуально-волевой акт, включающий процедуру выработки вариантов решения и процедуру анализа и оценки этих вариантов.

К важнейшим волевым качествам человека отно­сятся инициативность, самостоятельность, решитель­ность, принципиальность, настойчивость и др.

Воспитание воли предполагает формирование во­левых качеств личности и овладение ею техникой во­левого действия.

Воля представляет собой особую форму активнос­ти человека. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть препятствие, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его начальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действия, т.е. строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

«Воля как общая способ­ность сознания направлять поведение... выражается в сознательных, целенаправленных действиях человека» (И.И. Новинский). Итак, воля есть способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, пре­одолевая при этом препятствия.

 

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – Питер 2010.

2. Немов Р. С. Общая психология. – Питер, 2009.

3. Иванников В.А. Основы психологии. – Питер, 2010.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Питер, 2004.

5. Ильин Е.П. Психология воли. – Питер, 2009.

6. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991.

7. Левитов Н. Д. Психология характера. - М., 1969.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.:, 2007.

9. Рогов Е.И. Эмоции и воля.- М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.