Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная аккредитация



Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 26.08.96 N 37-М

РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения.

Общие положения

Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования; способствуют возможности выбора родителями образовательных услуг на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечивают защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных
педагогических воздействий.
Аттестация - комплексная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятия решения о его государственной аккредитации.
Государственная аккредитация - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения его типа, вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой ДОУ.

Аттестация

Для проведения аттестации ДОУ представляет следующие документы:
заявление;
копию устава ДОУ;
копию лицензии ДОУ на образовательную деятельность;
материалы самообследования (самоанализа) ДОУ;
гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения осуществляется в два этапа: I-й этап - самообследование (самоанализ); II-й этап - работа аттестационной комиссии.
Самообследование (самоанализ) проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (приложение 1).
Таким образом, первоначальный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе аттестации осуществляют администрация, работники и родители воспитанников.
Задачи самоанализа - выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного образовательного учреждения и ее возможные улучшения.
При проведении самоанализа используются следующие процедуры:
наблюдение в группах;
анкетирование родителей;
анализ документации.

На основании полученных результатов администрация и работники проводят в своей работе необходимые улучшения и составляют сводные данные по самоанализу, которые представляются в аттестационную комиссию.
Самоанализ дошкольного образовательного учреждения проводится на основании системы критериев, посредством которых оцениваются следующие аспекты его деятельности:
содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (образовательные программы и педагогические технологии, характер взаимодействия персонала с детьми);
кадровое обеспечение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации работников);
организация деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и управление);
материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья).

Аттестационная комиссия анализирует представленные ДОУ документы и осуществляет свои наблюдения по указанным аспектам деятельности дошкольного образовательного учреждения, используя систему критериев, утвержденную приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (приложение 1).

Присутствие членов аттестационной комиссии в образовательном учреждении не должно менять ни режима работы ДОУ, ни расписания занятий
. Членам аттестационной комиссии рекомендуется заранее изучить расписание занятий и других мероприятий, которые планируются на время их пребывания в ДОУ.

Работа членов аттестационной комиссии должна быть нацелена на то, чтобы как можно полнее познакомиться с деятельностью учреждения, используя для этого разнообразный спектр наблюдений: посещение занятий в разных группах, наблюдение за прогулкой и другими режимными моментами, общение с детьми, беседы с родителями и персоналом, знакомство с устройством и оформлением помещений и участка, с оборудованием, игровым и дидактическим материалом, продуктами детского творчества, изучение документации ДОУ, анализ медицинских карт детей. При этом члены аттестационной комиссии должны осуществлять анализ, направленный на сопоставление собственных наблюдений и результатов самоанализа, т.е. выборочную проверку результатов самоанализа на основании одних и тех же критериев.

Аттестация ДОУ федерального подчинения проводится Министерством образования Российской Федерации. Делегирование права проводить их аттестацию государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации производится в установленном законом порядке. Аттестация ДОУ всех других организационно-правовых форм и
подчиненности проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы управления образованием, проводящие аттестацию, обеспечивают дошкольные образовательные учреждения, проходящие аттестацию, необходимыми материалами, методическими разработками; составляют график проведения аттестации дошкольных образовательных учреждении с учетом поданных заявлении.

На каждое ДОУ, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых ДОУ на аттестацию; заключения аттестационной комиссии; приказа органа управления образованием о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным и других документов, связанных с аттестацией. Аттестационное дело хранится в органе управления образованием, проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации ДОУ.

Аттестационная комиссия создается органом управления образованием, проводящим аттестацию. В состав комиссии входят: специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представитель органа местного самоуправления, общественности. При наличии соответствующих специалистов в состав комиссии включаются: преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования различного профиля, работники учреждений послевузовского и дополнительного образования, а также работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений органов здравоохранения, специалисты методических служб. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного образовательного учреждения, проходящего аттестацию.

При аттестации ведомственных дошкольных образовательных учреждений в состав аттестационных комиссий включаются представители органов управления образованием соответствующих ведомств. Состав аттестационной комиссии и ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа управления образованием. При этом органам управления образованием, проводящим аттестацию, рекомендуется обеспечивать предварительную профессиональную подготовку членов аттестационной комиссии. Порядок работы комиссии, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются специальным протоколом. Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным образовательным учреждением требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также соответствие дошкольного образовательного учреждения типу, виду и категории. Если дошкольное образовательное учреждение, по мнению аттестационной комиссии, заслуживает присвоения повышенной категории (второй или первой), в заключении даются рекомендации в адрес учредителя об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. (см. раздел "Категории дошкольных образовательных учреждений").

Если ДОУ реализует, помимо программы дошкольного образования, программу начального общего образования, они оцениваются на основе требований соответствующего государственного образовательного стандарта, а именно: программа дошкольного образования - в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программа начального общего образования - в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Заключение подписывается всеми членами аттестационной комиссии; член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
ДОУ и представляется в орган управления Заключение доводится до сведения работников образованием, проводящий аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в двухнедельный срок с момента оформления заключения органом, проводящим аттестацию, приказа о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным. Приказ и копия заключения аттестационной комиссии
в трехдневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) дошкольному образовательному учреждению. Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения дошкольным образовательным учреждением
государственной аккредитации. По результатам аттестации дошкольное образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.
Повторная аттестация может проводиться по требованию ДОУ не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
Аттестация ДОУ проводится по его заявлению один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Первая аттестация вновь созданного дошкольного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению не ранее чем через три года после получения лицензии.
Затраты на проведение аттестации оплачиваются ДОУ.

3. Механизм проведения аттестации дошкольного образовательного учреждения

Система критериев, с помощью которых проводится аттестация ДОУ, является основой государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет психолого-педагогические требования к условиям воспитания и обучения детей (требования к образовательным программам и технологиям, к характеру взаимодействия взрослого с ребенком, к развивающей среде), а также максимальный объем нагрузки на детей на занятиях. Поскольку данный материал достаточно объемен, проведение самоанализа потребует от работников дошкольных образовательных учреждений длительной и углубленной работы. Педагоги подробно изучают критерии и оценивают их (проставляют баллы по трехзначной шкале). При этом педагоги получают возможность внимательно и подробно проанализировать
сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности
, ознакомиться с новыми направлениями развития дошкольного образования и осознать собственные пути необходимых позитивных изменений. Именно развернутый и тщательный самоанализ является одной из форм рефлексивной деятельности педагога, а значит, средством его профессионального и личностного роста. Указанные критерии в свою очередь оцениваются по трехзначной шкале аттестационной комиссией на основе результатов самоанализа: члены аттестационной комиссии принимают за основу баллы, проставленные педагогами ДОУ, и вносят в эти оценки свои коррективы по результатам собственных выборочных наблюдений. Таким образом, по одним критериям члены аттестационной комиссии проставляют оценки (баллы) из результатов самоанализа, по другим критериям они подтверждают или изменяют оценки самоанализа, основываясь на собственных наблюдениях. В результате оказываются оцененными все критерии.

Указанная система критериев ориентирована на поддержку вариативности и разнообразия программ дошкольного образования. Она содержит достаточно полный набор разнообразных направлений, по которым может строиться дошкольное образование в целом. При этом ни одно дошкольное образовательное учреждение практически не может (и не должно) осуществлять указанные направления в полном объеме. Каждое дошкольное образовательное учреждение, определяя собственный путь развития, реализует из данного набора конкретные критерии с учетом своих условий деятельности. Поэтому одни критерии, которые выступают как приоритетные для деятельности ДОУ и реализуются полностью, получают оценку "3", другие реализуются частично - на "2". Ряд критериев не попадает в сферу деятельности ДОУ, получая соответственно оценку "1". В результате реализуемые в ДОУ направления деятельности, соответствующие определенному набору критериев, обусловливают направленность его образовательной программы (вид), уровень реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования (коэффициенты примерных (временных) требований), являются основой для члена аттестационной комиссии при определении категории ДОУ.

Государственная аккредитация

Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения проводится:
государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации - дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории этих субъектов Российской Федерации;
ведомственными государственными органами управления образованием - дошкольных образовательных учреждений, находящихся в ведении этих органов.

Для получения государственной аккредитации ДОУ представляет в государственный орган управления образованием следующие документы:
заявление;
копию заключения аттестационной комиссии;
копию приказа о признании дошкольного образовательного учреждения аттестованным;
копию лицензии на ведение образовательной деятельности.

Государственный орган управления образованием рассматривает представленную документацию и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации дошкольного образовательного учреждения. При вынесении положительного решения дошкольному образовательному учреждению присваиваются (подтверждаются) соответствующие тип, вид, категория и выдается свидетельство установленного образца сроком на 5 лет.
Свидетельство о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации выдается (высылается) ДОУ в трехдневный срок со дня оформления свидетельства о государственной аккредитации или принятия решения об отказе в государственной аккредитации.
В случае реорганизации (изменения организационно-правовой формы, статуса) ДОУ свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

5. Категории дошкольных образовательных учреждений

Устанавливаются три категории дошкольных образовательных учреждений.
Категория определяется на основе "Критериев отнесения дошкольного образовательного учреждения к соответствующим виду и категории", утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448, приложение 3.
Дошкольные образовательные учреждения первой и второй категорий по результатам государственной аккредитации получают право на дополнительное финансирование, которое может предусматривать: введение дополнительных должностей в штатное расписание; и (или) 15-процентную надбавку к заработной плате работникам (всем или нескольким); и (или) ассигнования на развитие материально-технической базы учреждения; и (или) другое.
Объем дополнительного финансирования и его целевое назначение устанавливаются учредителем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.