Здавалка
Главная | Обратная связь

ХРИСТИАНСКИЙ СТРИПТИЗ.

(Материалы для лекции

по христианству.)

 

Христианство – религиозное учение, основанное на общечеловеческих ценностях и принципах строгой морали, служащее духовному росту человека, сохраняющее преемственность исторических традиций и вместе с тем содержащее ключ к разрешению современных проблем, – этических, демографических, экологических и прочих.

Чтобы опровергнуть эту самооценку христианства, не требуется даже специального исследования фактов его современного состояния. Для достижения этой цели я только процитирую богословскую классику, которую использовал Л. Фейербах в своём знаменитом трактате «Сущность христианства». Философская же критика этих богословских высказываний пусть останется «за кадром». Я уверен, что она была необходима в XIX веке, а в веке XXI мыслящему человеку достаточно лишь напомнить основополагающие идеи отцов христианской церкви, чтобы ему стала очевидной несостоятельность вышеприведённой самооценки христианской религии.

При этом я вовсе не хочу сказать, что взгляды Л. Фейербаха не верны или устарели. Напротив, я убеждён в том, что данная им с антропологических позиций критика христианства исчерпывающа. Этико-философское обоснование атеизма после этого немецкого мыслителя невозможно развивать; оно может быть только уточнено или повторено.

Уточнил Л. Фейербаха К. Маркс в ранних рукописях. Повторять же немецкого философа не имеет смысла. Игнорировать же его доводы может только философское невежество, либо богословский фанатизм.

Но поскольку предмет атеистической критики ещё обретается в современности, то остаётся только одно – дать ему самому обнажить потустороннее тело своей любви и посюстороннюю душу своей веры.

По поводу некоторых сентенций старых богословов иной читатель может сказать, что они нуждаются в интерпретации. Однако требовать толкования текстов, освящённых традицией, значит требовать теоретического обоснования их, а это, в свою очередь, означает относиться к ним неадекватно, не по-христиански: без веры. Требовать интерпретации и сомневаться в буквальном смысле этих сентенций значит привносить научный принцип доказательства в ту сферу, которая его полностью исключает – в сферу религиозного верования.

Многие из нижеприведённых мыслей считались само собой разумеющимися в то время, когда в сердцах верующих христиан ещё горел огонь истинного христианства. Насколько же далеко и успешно продвинулось христианство вперёд в своём самоотрицании, если свои собственные древние истины оно воспринимает теперь как непомерные требования, или как клевету, или как некое новое откровение!

Итак, перед вами перлы истинного христианского сознания, не испорченного светскими гуманистическими предрассудками и суевериями эпохи интернета, атомных бомб и социальных программ.

 

1.

 

С. 45[1]. Ансельм: «Кто презирает себя, тот в чести у бога; кто себе не мил, тот мил богу. Будь поэтому ничтожен в твоих собственных глазах, чтобы быть великим в глазах Господа; тем больше будет тебя ценить бог, чем презреннее ты будешь во мнении людей».

Как, однако, преуспели в самоуничижении: 1/ современный клир, тратящий на свои нужды бюджетные (государственные) деньги; 2/ христианствующие чиновники, лоббирующие интересы клира в местных и федеральных органах власти; 3/ обыватели, с равнодушием взирающие на всё это!

2.

 

С. 75. Лютер: «Претерпевать зло несравненно лучше, чем делать добро».

А вы думали, что нет ничего лучше добрых поступков? Отбросьте же этот атеистический предрассудок!

 

3.

 

А вот истинно христианский способ решать коммуникативные проблемы:

С. 78. И. Таулер: «Если ты хочешь обрести отца[2]тварей, ты должен отречься от тварейЧем меньше тварей, тем больше бога. Поэтому гони от себя всех тварей со всей их утехой».

Г. Арнольд. «Если человек не может в сердце своём правдиво сказать: бог и я только и существуем в мире, и ничего иного не существует, то нет ещё покоя в нём».

 

4.

 

С. 138. Августин, «Исповедь»: «…Случалось нередко со мной, что на меня больше действовало само пение, нежели его содержание, и тогда я раскаивался, что согрешил, и уже не хотел больше слушать певца».

Иначе говоря, для христианства эстетические ценности ничтожны. Для него существуют лишь ценности утилитарные – ценности ритуала.

 

5.

 

С. 153. Лютер: «Жизнь для бога не есть естественная жизнь, которая подвержена тлению… Не должны ли мы томиться по будущему и относиться враждебно ко всему преходящему?.. Поэтому мы должны презирать эту жизнь и этот мир и всем сердцем стремиться к будущей славе и радости вечной жизни».

…Претерпевать испытания и трудиться во имя светлого будущего… Совсем недавно мы слышали что-то подобное, не так ли?

Но главные слова здесь, конечно, «враждебно» и «презирать»

 

 

6.

 

С. 154. Бернард: «Кто стремится к небесному, тому не нравится земное. Кто жаждет вечного, тому преходящее тягостно».

Тертуллиан: «Нет ничего в этой жизни ближе нашему сердцу, как умереть возможно скорее».

Лютер: «…Скорее следует советовать человеку-христианину, чтобы он терпеливо переносил болезнь, даже желал смерти, чем скорее, тем лучше. Ибо, как говорит св. Киприан, ничто так не полезно христианину, как близкая смерть. Но мы предпочитаем слушать язычника Ювенала, который говорит: «Orandum est ud sit mens sana in corporo sano».». («Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом».)

Заметьте: «ничто так не полезно христианину, как близкая смерть» - это сказал не «воинствующий атеист», а авторитетнейший и почётнейший христианский адепт!

А о здравом уме в здоровом теле сказал язычник.

Бернард: «Тот совершенен, кто духовно и телесно отрешился от мира».

В чём же тогда социальная ответственность христианской церкви?

 

7.

 

С. 156. Таулер: «Вы хотите нераздельно обладать и богом, и тварью, но это невозможно. Нельзя одновременно радоваться и богу и тварям».

Иероним: «Трудно, даже невозможно одновременно наслаждаться настоящими и будущими благами».

Он же: «Ты слишком хитроумен, брат мой, если предполагаешь теперь участвовать в наслаждениях мира, а потом царствовать вместе с Христом».

Вспоминая монашек с сотовыми телефонами, священнослужителей на иномарках и т.п., комментариев не имею.

 

8.

 

А вот христианские рецепты решения демографических проблем:

С. 158. Тертуллиан: «Кто желает войти в рай, должен отрешиться от всего, что несвойственно раю».

Иоанн Дамаскин: «Безбрачие есть подражание ангелам».

Климент Александрийский: «Незамужняя помышляет только о боге, и у неё только эта мысль, а замужняя разделяет свою жизнь между богом и мужем».

То есть, надо понимать, изменяет богу с мужем?

Феодорит: «Избравший жизнь одинокую помышляет только о божественном».

 

 

9.

С.159. Апостол Павел. Первое послание к Коринфянам (7, 32-33): «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене».

С какой стати, в таком случае, брак и семья, а так же любовь, как основа семейных отношений, объявляются христианскими ценностями? «Как я могу любить бога как бога и в тоже время любить смертную женщину? Могу ли я ставить бога на одну доску с женщиной?» -задает по этому поводу риторический вопрос Л. Фейербах.

 

10.

 

С. 159. Иероним: «О, как блаженна та дева, в груди которой, кроме любви ко Христу, нет другой любви!»

Он же: «Посмотри, как блаженна та, которая утратила даже имя своего пола. Дева не называется больше женщиной».

Великое несчастье женского бесплодия у христианина вызывает только восторг…

 

11.

 

С. 171. Иоанн Дамаскин: «После воскресения мёртвых время уже не будет измеряться днями и ночами. Будет единый день без вечера».

То есть экологическая катастрофа, которую христиане называют «концом света» и которую они считают необходимом условием своего будущего блаженства, коснётся не только Земли, но и Солнечной системы в целом.

 

12.

 

С. 174. Фома Кемпийский: «Твоё спасение да будет твоей единственной мыслью, а бог – твоей единственной заботой».

Бернард: «Не помышляй ни о чём вопреки собственному спасению. Нет, это слабо сказано: вместо вопреки мне следовало сказать кроме».

Климент Александрийский: «Кто ищет бога, тот заботится о своём собственном спасении».

Это ли не эгоизм христианина? Как же, будучи обеспокоенным лишь о своём собственном спасении, он думает воплощать общечеловеческие ценности?

 

13.

 

С. 183. Лактанций: «Вне божественного промысла и всемогущества природа есть ничто».

Августин: «Хотя всё созданное богом прекрасно, но по сравнению с творцом несовершенно и даже ничтожно, ибо он приписывает лишь себе бытие в высшем и собственном смысле, когда говорит: «Я есмь сущий»»

Он же: «Писание запрещает нам (2. Кор., 4, 18 ) обращать свои помыслы на видимое. Поэтому должно любить только бога, и презирать весь этот мир, т.е. всё чувственное, хотя им и можно пользоваться для потребностей этой жизни».

Вот какая экологическая озабоченность! О каком союзе науки и религии может идти речь?

14.

 

С. 194. Клерикус (о том же пишет, по словам Л. Фейербаха, и Лютер): «Многое совершил Самсон, чего нельзя было бы извинить, если бы он не был орудием бога, от которого зависят люди».

А Самсон, между прочим, не костоправом был, а как раз наоборот.

 

15.

 

С. 199. Псевдо-Августин: «Кто познал всеведущего, тот не может не быть всезнающим».

Это ли не оправдание невежества верующих?

 

16.

 

С. 226. Лютер: «Если я хочу быть христианином, я должен веровать и поступать не так, как другие люди».

Это тоже к вопросу об «общечеловеческих ценностях» христианства.

 

17.

 

С. 227. Фома Аквинский: «Люди обязываются законом божиим к правой вере. Раньше всех других богом установлена правая вера в следующей заповеди: «Слушай, Израиль, господь бог наш есть единый владыка». Этой заповедью исключается заблуждение утверждающих, что для спасения человека безразлично, какой верой служит он богу».

Для спасения безразлично, что ты – человек. Для него лишь важно, иноверец ты или свой.

«Общечеловеческие ценности» христианства.

 

18.

 

С. 229. Лютер: «Главное зло есть неверие».

А вы думали, смертоубийство? Так нет же. Атеизм, неверие, иноверие есть «главное зло»!

 

19.

 

С. 232. Дивус Бернардус: «Христианин гордится убийством язычника, поскольку этим он прославляет Христа».

И это – не оговорка фанатика, а последовательное следствие религиозного эгоизма, присущего, кстати, любой религии, избегнувшей «тлетворного» влияния светского гуманизма.

Лютер: «При имени Христа да устрашится всякое неверие и безбожие на небе и на земле».

Может ли быть уважение и любовь основано на страхе?

Пётр Ломбардский: «Избранные будут смотреть на муки безбожников, не проникаясь состраданием; напротив, эти невыразимые муки заставят их восторженно благодарить бога за своё спасение».

Драгоценное доказательство христианского селективного гуманизма (то есть гуманизма только для своих).

Буддеус (в пересказе Л. Фейербаха): «не дети людей вообще, а только дети христиан удостоятся благодати божьей и блаженства, если умрут некрещёнными».

И это называется религией любви и милосердия!

 

20.

 

С. 233-234. 2 Коринф., 6, 14-17: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Валиалом? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма божия с идолами? Ибо вы – храм бога живого, как сказал бог: «вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду их богом, и они будут моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и я приму вас»».

Соблюдение общечеловеческих ценностей по-христиански.

 

21.

 

С. 234. 2 Иоанна, 9-11: «Кто приходит к вам и не приносит сего (христианского – А. К.) учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

Христианская доброта и христианское гостеприимство!

 

22.

 

С. 235. Лютер (в пересказе Л. Фейербаха): добрые дела не служат оправданием перед богом (очевидно, для грешника – А. К.), т.е. оправдаться перед богом и достичь блаженства можно «помимо дел, в силу одной лишь веры».

В этом – весь аморализм христианства. Добродетель не самодостаточна. Сама по себе она – ничтожна. Важна только вера, которая выше добродетели, а раз так, то может и обходиться без неё…

Но вера без любви, без добра – это и есть фанатизм.

 

23.

 

С. 236. Concil. Trid., Sess. VI, De justif., can. 28: «Если кто утверждает, что тот не христианин, кто верует, но не любит, да будет проклят!»

То есть для христианина достаточно веровать, а не любить. Аминь.

 

24.

 

С. 245. Лютер: «Бог творит благо через начальство, господ и всякую тварь, вследствие чего народ бывает привержен к твари, а не к творцу и не восходит через них к своему создателю. Отсюда произошло, что язычники обращали в богов своих царей… Ибо человек или не может, или не хочет понять, что всякое деяние, или благо приходит от бога, а не от твари, хотя и она является средством, которым бог действует, помогает и наделяет нас».

Если вам задерживают зарплату, так это благо, творимое богом через начальство…

 

25.

 

С. 246. Иерем., 17, 5 и 7: «Так говорит господь: проклят человек, надеющийся на человека… Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь».

Стало быть, солидарность (кстати, имеющая статус общечеловеческой ценности) – понятие нехристианское, даже антихристианское…

Лютер: «Бог не требует наших денег, тела и имущества, всё это он предаёт кесарю и через кесаря – нам. Лишь сердце, которое есть высшее и лучшее в человеке, оставил он ему, и это сердце надо отдать богу, если мы верим в него».

Богу, а не человеку. «Религия любви».

 

26.

 

С. 254. Фома Аквинский: «Созерцательная жизнь имела у богословов (т.е. у христиан) и у философов (т.е. язычников) не одно и то же значение. Философы полагают блаженство, цель созерцания, в мудрости, в упражнении силы мышления, а богословы полагают его больше во вкушении, чем в мышлении, больше в любви и сладости, чем в созерцании»…

Nota bene: «больше во вкушении, чем в мышлении»… Как же требовать от них культуры мысли, вообще культуры?… Христианство враждебно культуре, и это – не атеистическая пропаганда, а горделивое признание самих христиан.

 

27.

 

С. 266. Ориген: «Христиане должны страдать и скорбеть в этом мире, ибо им принадлежит вечная жизнь».

Христиане общества потребления, понятно, чем вы должны заниматься?

 

28.

 

Не атеистическая наука, а христианские политики и народы привели планету к экологической катастрофе. Об этом свидетельствуют сами христиане:

С. 273. Меланхтон: «Вся природа создана на благо благочестивых и на пользу им».

Hermas in Pastore: «Христианская церковь была создана раньше всего, и ради неё сотворён мир».

Мальбранш: «Всё сотворено для человека, человек для Христа, Христос для бога. Бог при сотворении мира не имел другой цели, кроме учреждения церкви».

С. 274. Л. Фейербах цитирует магометан, сравнивая их с христианами: «Мир со всем, что находится на поверхности земного шара, принадлежит нам».

С. 277. Лютер: «Мы Господа не только над птицами, но и над всеми живыми тварями, и все вещи предоставлены в наше распоряжение и ради нас созданы».

 

29.

 

С. 286. 1 Посл. Петра, 4, 1: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслию; ибо страдающий плотию перестаёт грешить».

Как редко увидишь попа, «страдающего плотию»!

 

30.

 

С. 288. Псевдо-Бернард: «Целомудрие сочетает человека с небом. Хорошо брачное целомудрие, но ещё лучше воздержанность вдовства, а всего лучше девственная непорочность».

Иоанн Дамаскин: «Христос на себе показал, что девственная жизнь есть истинная и совершенная».

А не желать совершенства – значит грешить!

 

31.

 

Амвросий: «Причина греха лежит во плоти».

Следовательно, лучший педагог – телесные наказания.

 

32.

 

С. 289. Августин: «Всякий зачатый проклят».

Бернард: «Человек рождён от женщины и потому – во грехе».

Св. Павел: «Всё, что рождается в мире от мужа и жены, греховно, над ним тяготеют гнев божий и проклятие, и оно осуждено на смерть».

Когда у нормального человека рождается ребёнок, он с умилением берёт его на руки, радуется первым проявлениям человеческой жизни, веселится от каждой улыбки младенца. Нормальный же христианин уныло толдычет про грехопадение, гнев божий и проклятие…

Человеколюбец.

 

33.

 

С. 290. 1.Коринф.,7,38: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше».

Монастырь – вот идеальное место для земной жизни христианской женщины.

34.

 

С. 291. Тертуллиан: «Что побуждает мужчин и женщин к браку и разврату? Плотское смешение; и эту похоть Господь приравнял к распутству… Отсюда и превеликая святость девы, ибо она не повинна совсем ни в каком распутстве».

Петр Ломбардский: «Брак есть второстепенное благо, не заслуживающее награды и имеющее значение лишь целебного средства. Первый брак, брак в раю, был вмещён в обязанность, а второй брак, брак после рая, разрешен лишь из снисхождения, ибо мы слышали от апостола, что брак разрешён человеческому роду только во избежание распутства».

Лютер: «Если сопоставить брак и девственность, то, конечно, целомудрие есть более благородный дар, чем брак».

Он же: «Кого слабость природы не понуждает к браку, кто может отказаться от него, тот поступает хорошо, воздерживаясь от брака».

Итак, целомудрие, то есть отрицание половых признаков в поведении человека, есть основа нравственности. Стало быть, повышение рождаемости, что невозможно без ликвидации целомудрия, – безнравственно. Бедная Россия, слушающая этих скопцов!

Ты вымрешь!

 

35.

 

С. 301. Левит, 24, 15, 16: «Кто будет злословить бога своего, тот понесёт грех свой; и хулитель имени господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество».

Милосердие!!!

Второзаконие, 13, 6: «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, (сын отца или) сын матери твоей, или сын твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоём, или друг твой, который для тебя как душа твоя, говоря: «пойдём, и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, …, тот не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; НО УБЕЙ ЕГО; твоя рука прежде всех должна быть на нём, чтобы убить его, а потом руки всего народа. ПОБЕЙ ЕГО КАМНЯМИ ДО СМЕРТИ: ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».

Как раз на этот текст любили ссылаться католики, сжигавшие еретиков на кострах.

Религия любви!!!

Минуций Феликс: «…Не ведать всевышнего Отца и Господа столь же преступно, как и оскорблять его».

Paulus Cortesius: «Если подделыватели монет наказываются смертью, то как же должны быть наказаны те, которые подделывают веру?»

Для нормального христианина инакомыслие есть преступление.

 

36.

 

С. 303. Августин: «Вы можете веровать и не любить».

No comments.

Он же: «…Задачей религиозных государей составляет наказывать с должной строгостью не только прелюбодеяние или убийство или иные преступления, но так же и осквернение религии».

Христианская терпимость.

Он же (в пересказе Л. Фейербаха) оправдывает применение принудительных мер для насаждения христианской веры, так как и апостол Павел был обращён в христианство через чувственно осязаемый акт насилия – чудо.

Не от Августина ли берут начало сталинисты, насильственно «обращавшие в коммунизм» целые народы? Кстати говоря, вы заметили, сколько общего у христианства и у так называемых «тоталитарных идеологий»?

 

37.

 

С. 304. К Рим., 13, 1, 4: «Нет власти не от бога; начальник есть божий слуга».

Следовательно, требовать повышения зарплаты – значит оспаривать волю божью, значит впадать во грех.

 

38.

 

С. 304-305. Лютер: «Любовь и вера не одно и тоже. Вера ничего не терпит, а любовь всё переносит. Вера проклинает, а любовь благословляет; вера требует мести и наказания, а любовь – пощады и прощения».

Августин (в пересказе Л. Фейербаха): человека следует любить не ради его самого, а ради бога.

Тогда какое отношение к христианству и религиозной вере вообще имеет гуманизм, защищающий самоценность человеческой личности?

 

39.

 

Ещё пара драгоценнейших свидетельств селективного христианского гуманизма:

С. 306. Пётр Ломбардский: «Амвросий говорит, что мы должны больше любить детей, воспринятых нами от купели, нежели детей, которых по плоти произвели мы на свет».

Меланхтон: «И так как несомненно, что в детях есть грех, то следует делать некоторое различие между детьми язычников, остающимися во грехе, и детьми воспринятыми церковью божией».

Нормальный человек восторгается всякому новорождённому дитяти. Нормальный же христианин, прежде всего, должен думать: а кто родители новорождённого, язычники или христиане?

Точно так же как правоверный нацист должен озаботиться при виде младенца: «а не евреи ли его родители»?

Как далеко от них обоих отстал сталинизм, различавший взрослых по социальному происхождению, но, по крайней мере, оставлявший в покое сосунков!

40.

 

А вот ещё об экологической программе христианства:

С. 309. Фома Кемпийский: «Чем больше ты принуждаешь и подавляешь природу, тем большую благодать уготовляешь ты себе».

Он же: «Мужайся и соберись с силами, чтобы совершать то, что противоречит природе».

Он же: «О сколь блажен человек, который ради тебя, о Господи, отвергает всяческую тварь, насилует природу и распинает желания плоти в жару духовном».

О, браконьеры, поджигатели лесов, буржуи и чиновники, чьи фабрики и заводы загрязняют атмосферу, озёра и реки! Продолжайте в том же духе! Ибо ваша деятельность угодна христианскому богу, замыслившему глобальную экологическую катастрофу – конец света ради спасения душ, верных ему.

Он благословляет вас!

____

 

Какое же отношение к этому древнему, то есть истинному, исповеданию христианской веры имеют нынешние христиане, далёкие от того, чтобы насиловать природу, как внешнюю, так и внутреннюю? Не является ли их сознание в большей степени результатом влияния научного и социального прогресса, а так же светских гуманистических учений, в хвосте которых плетётся христианство и достижения которых оно бесстыдно себе присваивает?

В заключение уместно вспомнить Монтескье: «Набожность находит для дурных поступков такие оправдания, каких никогда не сумел бы найти простой честный человек».

 

09. 2004.

 

«Для нас, для верующих людей, наступает настоящая подлинная жизнь только после смерти»
(День православной культуры в Рязанском филиале Московского государственного открытого университета)
21.09.2009
Павел,
архиепископ Рязанский и Касимовский


[1] Цит. по: Л. Фейербах. Сущность христианства. В: Л. Фейербах. Сочинения. Т. 2. – М., Наука. – 1995.

[2] Здесь и далее в цитатах – курсив Л. Фейербаха. Вне цитат – курсив мой (А. К.)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.