Методы управления денежными средствамиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Управление денежными средствами претерпело серьезные изменения за последние 20 лет в результате воздействия двух факторов. Во-первых, с 1982 г. процентные ставки имеют тенденцию к повышению, что ведет к увеличению альтернативных затрат в связи с хранением денежных средств в банке и заставляет финансовых менеджеров искать более эффективные способы управления средствами. Во-вторых, новые технологии, в особенности применение электроники при расчетах, предоставляют возможность оптимизации денежных расчетов в режиме реального времени. Управление денежными средствами осуществляется, как правило, совместно фирмой и обслуживающим ее банком, вместе с тем эффективность этого процесса все же в большей степени зависит от способностей финансового менеджера. Методы управления предусматривают: 1) синхронизацию денежных потоков; 2) использование денежных средств в пути; 3) ускорение денежных поступлений; 4) пространственно-временную оптимизацию банковских расчетов; 5) контроль выплат; Синхронизация денежных потоков Если индивид получает доход раз в год, он, вероятно, вложит эту сумму в банк, периодически снимая часть денег для текущих расходов и имея средний остаток на счете в течение года в размере половины годового дохода. Если же он получает доход ежемесячно, а не раз в год, то ситуация сходная, но средний остаток будет гораздо меньше. Если же денежный поток достаточно хорошо прогнозируем по дням, то средний остаток средств на счете будет достаточно небольшим. Если можно упорядочить поступление денежных средств, а также оплату арендных платежей, обучения и другие расходы по дням и если можно с достаточной уверенностью прогнозировать величину притоков и оттоков денежных средств, то средний остаток средств на счете может быть значительно уменьшен. Использование денежных средств в пути Денежные средства в пути (float) есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы (или индивида) и проходящим по банковским документам. Предположим, фирма рассчитывается с клиентами, выписывая чеки на сумму 5000 дол. ежедневно, и требуется шесть дней, чтобы произвести расчет и списать данные суммы с банковского счета фирмы. Это может стать причиной того, что, согласно бухгалтерским документам фирмы, остаток денежных средств будет на 30000 дол. меньше, чем по банковским документам. Данная разница называется средства в пути к оплате (disbursement float). Теперь предположим, что фирма, кроме того, принимает чеки на сумму 5000 дол. ежедневно, но до того, как суммы будут перечислены на текущий счет, проходит четыре дня. В результате средства в пути к поступлению (collections float) составят 20000 дол. Сальдо денежных средств в пути (net float), рассчитываемое как разница между 30000 дол. временного излишка средств за счет выплат и 20000 дол. временного дефицита средств за счет поступлений, составит 10000 дол. Таким образом, на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Если работа с дебиторами в данной фирме налажена лучше, чем у ее кредиторов (это характерно для крупных и более прибыльных фирм), то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо; тогда как документы банка, который контролирует ее операции, — положительное. Некоторые фирмы заметили, что их учетные документы никогда не показывают положительное сальдо. Например, одна крупная компания, выпускающая строительное оборудование, заметила, что в то время как ее банковские документы показывают средний остаток денежных средств в сумме 20 млн дол., внутренние учетные документы отражают отрицательное сальдо, -20 млн дол. Иначе говоря, она имеет 40 млн дол. чистого избыточного запаса. Очевидно, что фирма должна стараться планировать платежи и получение задолженностей таким образом, чтобы иметь возможность пользоваться избыточным запасом. Ускорение денежных поступлений Финансовые менеджеры стараются найти способы ускорения процесса погашения дебиторской задолженности с момента совершения продажи в кредит. Хотя это и является их обязанностью, но скорость, с которой производятся расчеты, также во многом зависит от способа ведения банковских операций. Рассмотрим несколько способов, которые могут быть использованы для ускорения расчетов и перемещения денежных средств туда, где возникает необходимость в них, а именно систему локбоксов, систему расчетов в порядке плановых платежей с последующим акцептом и концентрацию банковских операций. Система локбоксов (lockboxes) является одним из старейших инструментов управления денежными средствами. Впервые в крупном масштабе она была применена RCA, но в настоящее время практически все банки также предлагают услуги системы локбоксов. В рамках данной системы поступающие чеки отправляются в специальное отделение банка по месту нахождения покупателя, а не по месту нахождения главного правления корпорации. Например, главный офис фирмы может находиться в Нью-Йорке, но платежи от покупателей, проживающих на западном побережье, будут направляться в соответствующий отдел в Сан-Франциско, а от покупателей с южного побережья — в Даллас, вместо того чтобы все чеки направлять в Нью-Йорк. Периодически содержимое локбоксов переводится на счет компании в местном банке, и фирма информируется о состоянии этих счетов через электронную сеть, при этом происходит корректировка счетов дебиторской задолженности. Система локбоксов сокращает время, необходимое для получения чеков, их депонирования и осуществления расчетов через банковскую сеть. Это происходит за счет уменьшения сроков почтовых переводов и времени получения чеков при использовании локбоксов, находящихся в одной географической зоне с покупателем. Применение локбоксов часто делает доступными денежные средства на один—четыре дня раньше, чем при обычной системе. Система расчетов в порядке плановых платежей с последующим акцептом (pro-authorized debits). Данная система позволяет осуществлять автоматический перевод средств со счета покупателя на счет фирмы в оговоренные дни. Эти операции также называются бесчековыми или безбумажными, так как осуществляются без использования традиционных чеков. Тем не менее результаты таких сделок отражаются в учете банков, обслуживающих поставщика и покупателя. Система ускоряет перевод денежных средств, поскольку полностью исключается время на почтовые переводы и клиринг. Хотя эта система является весьма аффективной и представляет собой технологию будущего, степень одобрения ее плательщиками ниже, чем ожидалось. Очевидно, что плательщик в этом случае теряет преимущество в виде средств в пути к оплате по сравнению с обычной бумажной технологией. Концентрация банковских операций (concentration banking). Системы локбоксов и расчетов в порядке плановых платежей с последующим акцептом хотя и увеличивают скорость расчетов, тем не менее имеют недостаток — денежные средства рассредоточиваются между многими банками; поэтому основной задачей концентрации банковских операций является мобилизация разрозненных денежных средств на одном или нескольких счетах. Основная цель концентрации банковских операций состоит в мобилизации фондов, накопленных децентрализованно по одной из двух вышеупомянутых схем, в один или несколько центральных денежных пулов. Это облегчает задачу финансового менеджера по краткосрочному инвестированию накопленных средств или распределению их по банкам. Типовая схема в этом случае выглядит следующим образом. На счетах локальных банков концентрируется выручка. Финансовый менеджер, учитывая предстоящие расходы, принимает решение о переводе средств из локальных банков в центральный банк, где они накапливаются. Такая концентрация средств позволяет фирме максимально эффективно их использовать благодаря отдаче от масштаба. Одним из условий создания и эффективного функционирования подобной системы является возможность быстрого перевода средств из локальных банков в центральный банк. Одним из наиболее часто используемых инструментов перевода платежей является депозитный переводный чек (Depository Transfer Check, DTC). Относительно новым направлением в развитии систем перевода платежей является электронный депозитный перевод (electronic depository transfer), иногда называемый ACH-DTC. ACH (Automated Clearing House) являются автоматизированными клиринговыми палатами, которые представляют собой электронную сеть для передачи и приема информации из одного кредитно-финансового учреждения в другое. Вместо использования бумажных чеков все данные об операциях каждого банка заносятся в отдельный массив или файл на магнитном носителе, направляемый затем в банк. Часть банков отправляет и получает информацию при помощи магнитных лент; другие имеют линии прямой компьютерной связи с ACH. Наряду с автоматизированными клиринговыми палатами для концентрации денежных средств или иных операций с наличностью может использоваться система электронной связи Федеральной резервной системы. Она используется в случае нерегулярных или единовременных переводов крупных сумм, как например при займе 10 млн дол. на рынке краткосрочных коммерческих векселей. Контроль выплат Ускорение процессов сбора денежных средств является лишь одной стороной управления этими активами, тогда как контроль выплат — это его другая, не менее важная сторона, поскольку ощутимых результатов можно добиться лишь при условии грамотного управления как поступлениями, так и расходами. Централизация расчетов с кредиторами. Ничто так не способствует контролю за денежными выплатами, как централизация расчетов с кредиторами. Это позволяет финансовому менеджеру правильно оценить поступающие потоки денежных средств по фирме в целом и составить график необходимых выплат. Кроме того, появляется возможность более эффективного контроля расчетов с кредиторами и движения средств в пути. Конечно, централизованной системе присущи также и недостатки — филиалы и местные отделения фирмы могут оказаться не в состоянии произвести своевременные расчеты за оказанные услуги, что чревато потерей благожелательного отношения клиентов и увеличением операционных затрат. Некоторые фирмы, добиваясь экономии нескольких пенни за счет централизации расчетов с кредиторами, теряли значительно больше в результате высоких операционных затрат и потери доброжелательного отношения. Счета с нулевым сальдо (Zero-Balance Accounts, ZBA). Это специальные счета расходов, имеющие нулевое сальдо. Чаще всего фирмы создают несколько ZBA в банке-накопителе, и в случае необходимости средства на эти счета переводятся с главного счета. Когда чек приходит на ZBA для оплаты, денежные средства автоматически перечисляются с главного счета. Если же в данный момент главный счет имеет отрицательное сальдо, то средства пополняются путем банковского займа в пределах кредитной линии, займа на рынке государственных коммерческих векселей или продажи части казначейских векселей из портфеля фирмы. Счета с нулевым сальдо облегчают контроль расходов и остатков денежных средств, следовательно, сокращают сумму свободных (не приносящих дохода) средств, лежащих без движения на банковском счете. Контролируемые счета расходов (controlled disbursement accounts). В то время как счета с нулевым сальдо находятся в основном в банке-накопителе, контролируемые счета расходов могут быть открыты в любом банке. Впервые такие счета начали применяться только в относительно удаленных банках, поэтому данный метод первоначально назывался методом отдаленных расчетов (remote disbursement). Техника ведения расчетов довольно проста: на контролируемом счете нет денежных средств до момента предъявления чеков к оплате. Далее банк сообщает в клиринговый центр информацию об общей сумме поступивших к оплате чеков по состоянию на 11 часов нью-йоркского времени. Это необходимо, чтобы финансовый менеджер имел достаточно времени: 1) для перевода необходимых сумм на контролируемые счета расходов и 2) для инвестирования свободных денежных средств в середине дня, когда на денежном рынке ведется наиболее оживленная торговля.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|