Тема. Диагностика способностей
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям для студентов ОДО Курс по выбору «Проблемы развития способностей» Преподаватель: Чернокова Т.Е. План практических занятий Семинар 1 Тема: Проблемы психологии способностей Вопросы для обсуждения: 1. Понятия: общие и специальные способности. 2. Структура общих способностей: интеллект, обучаемость, креативность. 3. Роль наследственности и среды в развитии способностей. Способности и задатки. 4. Типы одаренности и уровни одаренности. 5. Понятие и структура интеллектуальных способностей. Показатели интеллектуальных способностей Проявления интеллектуальной одаренности у дошкольников. 6. Понятие о творческих способностях в психологии. Показатели творческих способностей. Проявления креативности и особенности творческой деятельности дошкольника. 7. Особенности личности одаренного ребенка. Понятие гетерохронии и дисинхронии развития. Задания: 1. Выписать определения понятий способности, талант, гениальность, интеллект, обучаемость, креативность, типы одаренности, законы гетерохронии и дисинхронии развития. 2. Выписать определение понятия интеллектуальных способностей, показатели продуктивности перцептивных, мнемических, мыслительных способностей, способностей внимания. 3. Выписать проявления интеллектуальных способностей у дошкольников. 4. Выписать понятие и показатели творческих способностей: чувствительность к проблемам, беглость, гибкость, оригинальность мышления, адекватность цели. 5. Выписать показатели творческой одаренности дошкольника. 6. Выписать особенности мотивации, самосознания, эмоционально-волевой сферы и социализации одаренных детей. Литература: 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995. – с. 13 – 16, 50 - 70. 2. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слутского. – М., 1991. - с.43 – 90 3.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М., 2000. – с.13 – 15. 4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с.38 – 93. 5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – с. 185 – 198.
Практические занятия 2- 3 Тема. Диагностика способностей Вопросы для обсуждения: 1. Особенности диагностики способностей. Тестовые методики. Требования к проведению диагностики посредством тестов. 2. Анализ современных тестов интеллекта и креативности. 3. Апробация методик Д. Векслера и Е.Торренса и обработка данных диагностики (практ.). Задания: 1. Выписать определение тестов, их достоинства и недостатки. 2. Провести анализ современных методик диагностики способностей, выявить их достоинства и недостатки: - тесты для взрослых (Айзенк, Амтхауэр, Векслер); - тесты для детей: прогрессивные матрицы Равенна, методика Векслера. - рисуночные тесты диагностики интеллекта. - тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса. 3. провести диагностику интеллекта ребенка с помощью методики Д. Векслера, 4. провести диагностику креативности с помощью методики Е. Торренса (1 ребенок дошкольного или младшего школьного возраста). Литература: 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995. – с. 30 – 49. 2. Одаренные дети / Под ред Г.В. Бурменской и В.М. Слутского. – М., 1991. –с. 169 - 201 3. Панасюк Методика Д. Векслера (ксерокс). 4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с.94 – 106. 5. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.,1996. – 35 – 61. 6. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. – СП., 2002. – 48с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|