Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема. Диагностика способностей

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям для студентов ОДО

Курс по выбору «Проблемы развития способностей»

Преподаватель: Чернокова Т.Е.

План практических занятий

Семинар 1

Тема: Проблемы психологии способностей

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия: общие и специальные способности.

2. Структура общих способностей: интеллект, обучаемость, креативность.

3. Роль наследственности и среды в развитии способностей. Способности и задатки.

4. Типы одаренности и уровни одаренности.

5. Понятие и структура интеллектуальных способностей. Показатели интеллектуальных способностей

Проявления интеллектуальной одаренности у дошкольников.

6. Понятие о творческих способностях в психологии. Показатели творческих способностей.

Проявления креативности и особенности творческой деятельности дошкольника.

7. Особенности личности одаренного ребенка. Понятие гетерохронии и дисинхронии развития.

Задания:

1. Выписать определения понятий способности, талант, гениальность, интеллект, обучаемость, креативность, типы одаренности, законы гетерохронии и дисинхронии развития.

2. Выписать определение понятия интеллектуальных способностей, показатели продуктивности перцептивных, мнемических, мыслительных способностей, способностей внимания.

3. Выписать проявления интеллектуальных способностей у дошкольников.

4. Выписать понятие и показатели творческих способностей: чувствительность к проблемам, беглость, гибкость, оригинальность мышления, адекватность цели.

5. Выписать показатели творческой одаренности дошкольника.

6. Выписать особенности мотивации, самосознания, эмоционально-волевой сферы и социализации одаренных детей.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995. – с. 13 – 16, 50 - 70.

2. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слутского. – М., 1991. - с.43 – 90

3.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М., 2000. – с.13 – 15.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с.38 – 93.

5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – с. 185 – 198.

 

Практические занятия 2- 3

Тема. Диагностика способностей

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности диагностики способностей. Тестовые методики. Требования к проведению диагностики посредством тестов.

2. Анализ современных тестов интеллекта и креативности.

3. Апробация методик Д. Векслера и Е.Торренса и обработка данных диагностики (практ.).

Задания:

1. Выписать определение тестов, их достоинства и недостатки.

2. Провести анализ современных методик диагностики способностей, выявить их достоинства и недостатки:

- тесты для взрослых (Айзенк, Амтхауэр, Векслер);

- тесты для детей: прогрессивные матрицы Равенна, методика Векслера.

- рисуночные тесты диагностики интеллекта.

- тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

3. провести диагностику интеллекта ребенка с помощью методики Д. Векслера,

4. провести диагностику креативности с помощью методики Е. Торренса (1 ребенок дошкольного или младшего школьного возраста).

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995. – с. 30 – 49.

2. Одаренные дети / Под ред Г.В. Бурменской и В.М. Слутского. – М., 1991. –с. 169 - 201

3. Панасюк Методика Д. Векслера (ксерокс).

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с.94 – 106.

5. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.,1996. – 35 – 61.

6. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. – СП., 2002. – 48с.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.