Здавалка
Главная | Обратная связь

Хронокарта практического занятия



№ п/п Этапы практического занятия Продолжитель ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование, письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
55. Фронтальный опрос, решение ситуационных задач. Устный опрос по контрольным вопросам темы, решение ситуационных задач
Самостоятельная работа студентов Работа: регистрация ЭЭГ и расчет ее параметров.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего: (кол-во часов в соответствии с рабочей программой)  

7. Аннотация.

Мышление и речь.

Вторая сигнальная система. Высшая нервная деятельность человека в сравнении с животными характеризуется наибольшей степенью развития аналитико-синтетических процессов. Это обусловлено не только дальнейшим развитием и совершенствованием в ходе эволюции тех механизмов корковой деятельности, которые присущи всем животным, но и появлением новых механизмов этой деятельности.

Такой специфической особенностью ВНД человека является наличие у него, в отличие от животных, двух систем сигнальных раздражителей: одна система, первая, состоит, как и у животных, из непосредственных воздействий факторов внешней и внутренней среды организма; другая состоит из слов, обозначающих воздействие этих факторов. И.П. Павлов назвал ее второй сигнальной системой, так как слово является "сигналом сигнала". Благодаря второй сигнальной системе человека анализ и синтез окружающего мира, адекватное отражение его в коре, могут осуществляться не только путем оперирования непосредственными ощущениями и впечатлениями, но и словами. Создаются возможности для отвлечения от действительности, для абстрактного мышления.

Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями («сигналами сигналов») и отражает действительность в обобщенном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, речемыслительные процессы. Вторая сигнальная система охватывает все виды сигнализации. Она использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные образы, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней увязанные реакции человека, например мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции, обобщенные образы, возникающие на основе абстрактных понятий и т.п.

Это значительно расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде. Он может получить более или менее правильное представление о явлениях и предметах внешнего мира без непосредственного контакта с самой действительностью, со слов других людей или из книг. Абстрактное мышление позволяет выработать соответствующие приспособительные реакции также вне контакта с теми конкретными жизненными условиями, в которых эти приспособительные реакции являются целесообразными. Иначе говоря, у человека заблаговременно вырабатывается линия поведения в новой, никогда не виданной им обстановке. Так, отправляясь в путешествие по новым незнакомым местам, человек тем не менее соответствующим образом готовится к непривычным климатическим условиям, к специфическим условиям общения с людьми и т.п.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Человек не рождается с ней, он рождается лишь со способностью к ее формированию в процессе общения с себе подобными. Дети «Маугли» не обладают человеческой второй сигнальной системой

Развитие речи. Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Показ предметов и его называние постепенно приводит к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый предмет. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например, данную куклу, а не куклу вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни. Ребенок начинает оперировать различными предметами, обозначаемыми одним словом. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей -не менее 15 ассоциаций. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между третьим и четвертым годами жизни формируется понятия – интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году понятия усложняются. Так, ребенок пользуется словом «вещь», относя его и к игрушкам, и к посуде, и к мебели и т.д.

В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит через несколько стадий (Иванов-Смоленский)

1) Н-Н (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция) -до 0,5 лет.;

2) С-Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция) - 0,5 лет

3) Н-С (непосредственный раздражитель – словесная реакция) – 1,5 года

4) С-С (словесный раздражитель – словесная реакция) – 2 года

Функции речи. Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Побудительная сила речи существенно зависит от ее эмоциональной напряженности.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности (мышление, волевое поведение и т.п.). Отличительным признаком высших психических процессов является их произвольный характер.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи.

Нейроанатомия речевых функций. У большинства людей речевые структуры локализованы в левом полушарии, а не в правом. Такое утверждение справедливо для 99% правшей и 2/3 левшей. Мозговые структуры, ответственные за организацию речевой функции, расположены в нижних отделах третьей лобной извилины (центр Брока) слева, в лобных долях, в височной доле мозга (центр Вернике), в добавочной моторной области спереди от Роландовой борозды. Нейроны, участвующие в организации речи, имеются в мозжечке, базальных ганглиях и других отделах головного мозга

Нарушения функций мозга вследствие несчастных случаев или хирургических вмешательств также показывают, что часть мозга специализирована для речевой деятельности. У большинства людей речевые расстройства (дисфазии) являются следствием повреждения латеральной поверхности левого полушария, особенно в области третьей лобной извилины (зона Брока) и задней верхне-височной области (зона Вернике). Повреждения лобных долей имеют тенденцию вызывать нарушения формирования речи (моторная афазия), а повреждения, локализованные в задних отделах, вызывают нарушения понимания речи (сенсорная афазия), но это различие не является абсолютным. Повреждения или электрическая стимуляция любой части речевой системы могут вызвать любую из дисфазий или сразу несколько их видов.

Эти виды дисфазий включают нарушение артикуляции (дизартрия), потерю способности к устной и письменной речи (словесная афазия), а также затруднения в отношении грамматического строя речи (синтаксическая дисфазия) или называния предметов (номинативная дисфазия). В некоторых случаях сочетание этих нарушений вызывает «жаргонную афазию». У большинства больных с афазиями наблюдаются также нарушения понимания речи, а в некоторых случаях они являются главным симптомом. Алексия - это неспособность читать, непонимание устной речи называется словесной глухотой.

Некоторые нарушения речи четко локализованы. Описанная Лурия «динамическая афазия», при которой у больного наблюдается ограниченная способность к спонтанной речи и сниженная беглость речи, возникает при повреждениях лобных долей на стороне, доминантной для речи. Нарушение способности заучивать слова является результатом повреждения височной доли доминантного полушария.

Исследования, проведенные за последние 20 лет, показали, что леворукость не обязательно указывает на доминантность правого полушария в отношении речевых функций. Левое полушарие у большинства левшей и тех, кто одинаково владеет обеими руками, а также почти у всех правшей имеет доминирующее значение для речи.

Механизмы кодирования и декодирования речи. Вопрос о механизмах кодирования и декодирования речи очень сложен и не может пока считаться окончательно решенным. Нейрофизиологические исследования, в ходе которых регистрировалась импульсная активность нейронов в самых различных участках головного мозга при прослушивании или произношении элементов речи (отдельных фонем, слов, предложений) показали, что при восприятии слов и их составляющих в импульсной активности нейронных популяций мозга человека формируется паттерн (нейронный образ), характеризующийся изменениями частоты и структуры импульсного потока, формы разрядов, взаимодействия нервных клеток и ансамблей в близлежащих и отдаленных популяциях нервных клеток. Это значит, что в восприятии речи участвуют многие отделы мозга одновременно, хотя есть более или менее специфические зоны. Такие изменения электрической активности мозга называются событийно-связанными потенциалами

Не существует простого кода звука или слова на одном нейроне. Изучение кодирования таких сигналов, как слова, может осуществляться лишь при исследовании нейронных популяций, групп нервных клеток в функционально активной зоне, а не одной нервной клетки. Работами Бехтеревой и ее сотрудников было показано, что стабильные и характерные последовательные группировки импульсов характеризуют активность как минимум трех и более взаимосвязанных нейронов.

Оказалось, что акустический компонент сложного речевого кода (фонемы, акустический код) и семантико-смысловой компонент речи кодируются различными способами. Так, если элементы семантического кода связаны прежде всего с изменениями в характере взаимодействия нервных элементов и их групп, то акустический код коррелирует прежде всего с перестройкой частоты импульсного потока нейронной популяции.

При удержании слов в памяти наблюдается трансформация паттернов в форме их свертывания - появляются т.н. компрессионные паттерны (аналог - архивные файлы в компьютере?). Компрессионные паттерны сохраняют опорные элементы, признаки развернутого кода и могут служить основой вторичного появления развернутого паттерна, сходного, но не идентичного первоначальному, являющегося как бы его «оригинальной копией».

Очень важно, что процессы кодирования и декодирования речи связаны с процессами, происходящими в двигательном анализаторе, обеспечивающем изменения в мышцах, связанных с произношением слов. Так, Либерман показал, что слуховые сигналы речи декодируются тем же нервным механизмом, который генерирует последовательности приказов, действующих на речевые мышцы.

Структура процесса мышления. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и обобщенной – с другой. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и его партнерам.

С позиций теории ФС П.К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта.

1)Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. 2)Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. 3)Поступающая информация анализируется и сопоставляется со значениями, извлекаемыми их памяти. 4)Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. 5)В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего подтвердить, доказать или опровергнуть. 6) Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает правильность выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия.

У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое.

Вербальный и невербальный интеллект. Характер интеллекта определяется типологическими особенностями ВНД. Люди мыслительного типа демонстрируют интеллект вербальный (словесный), художественного типа – невербальный. Установлено, что люди с меланхолическим темпераментом имеют более высокие показатели вербального интеллекта (по Векслеру), и относятся к мыслительному типу. Флегматики, сангвиники и особенно холерики тяготеют к художественному типу. Таким образом, черты темперамента и когнитивные особенности типов ВНД образуют различные эмоционально-познавательные комплексы.

Фокусы мозговой активности и мышление. Новые методы изучения активности мозга – томография метаболической активности, картирование на основе многоканальной ЭЭГ, определение корреляционных связей между различными отведениями ЭЭГ во время решения различных мыслительных задач позволяют пролить свет на структуры мозга, непосредственно причастные к процессам мышления.

Чтобы выявить структуры мозга, причастные к мыслительной деятельности, испытуемых просили выполнить два варианта заданий. Первый включал серии с артикуляцией слов вслух, про себя и просто с движениями языка. Второй вариант заданий состоял из чтения текста про себя, чтения вслух и чтения в обратном порядке. После выполнения заданий обследуемые сообщали, какие мысли, идеи возникали у них спонтанно во время опыта. Подсчитывали число т.н. стимул-независимых мыслей, которые не были связаны с выполняемыми заданиями. Идеи могли принимать как вербальную, так и зрительную форму.

Половые различия и интеллектуальные функции. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внешней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и девочек существенно различается сразу же после рождения. Однако, влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, разное качество умственных способностей у мужчин и у женщин связано с особенностями гормональных влияний на развивающийся мозг. Показано, что половые гормоны изменяют функционирование мозга только в критические периоды развития онтогенеза.

Полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. Женщины при осмысливании слов в большей степени, чем мужчины, используют оба полушария. Среди женщин больше праворуких. У женщин организация речи и связанные с ней двигательные функции локализованы в левой лобной коре. У мужчин центр с аналогичными функциями находится в задних отделах того же полушария.

Таким образом, организация головного мозга у мужчин и у женщин с самого раннего возраста идет по разному пути. Эту дифференцировку направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространственных способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространственных задач. Наилучшие результаты отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

 

Вопросы по теме занятия.

1.Вторая сигнальная система. Развитие речи, функции речи.

2.Речевые центры - центр Вернике и центр Брока.

3.Структура процесса мышления.

4.Вербальный и невербальный интеллект.

 

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Раздражителями для первой сигнальной системы преимущественно являются:

1. раздражители моторных систем,

2. раздражители модулирующих систем,

3. раздражители внешней и внутренней среды,

4. слова.

 

2. Раздражителями для второй сигнальной системы преимущественно являются:

1. раздражители моторных систем,

2. раздражители модулирующих систем.

3. раздражители внешней и внутренней среды,

4. слова,

5. возбуждение, проводимое по рефлекторной дуге.

 

3. Коммуникативная функция речи подразумевает ... .

1. возможность общения людей с помощью языка,

2. возможность коммуникативного мышления,

3. сознательные формы психической деятельности,

4. определенное построение схем речевого высказывания,

5. иерархичность построения человеческого общества.

 

4. Регулирующая функция речи подразумевает ... .

1. возможность общения людей с помощью языка,

2. возможность коммуникативного мышления,

3. сознательные формы психической деятельности,

4. определенное построение схем речевого высказывания,

5. иерархичность построения человеческого общества.

 

5. Программирующая функция речи подразумевает ... .

1. возможность общения людей с помощью языка,

2. возможность коммуникативного мышления,

3. сознательные формы психической деятельности,

4. определенное построение схем речевого высказывания,

5. иерархичность построения человеческого общества.

 

6. Какой биологический возраст является критическим в возможности обучению языку впервые?

1. 1-й год жизни,

2. 2-й год жизни,

3. 5 лет,

4. 10 лет,

5. 18 лет.

 

7. Какой временной промежуток является критическим в возможности обучению любому второму языку после освоения первого?

1. 5 лет,

2. 10 лет,

2. 15 лет,

4. не имеет значения.

 

8. Значимость слова как интегратора первого порядка подразумевает ... .

1. первичность слова в освоении языка,

2. звуковую структуру слова,

3. обозначение конкретного предмета,

4. обозначение предметов с очень близкими качествами,

5. первичность письма в освоении языка.

 

9. Значимость слова как интегратора второго порядка подразумевает ... .

1. первичность слова в освоении языка,

2. звуковую структуру слова,

3. обозначение конкретного предмета,

4. обозначение предметов с очень близкими качествами,

5. первичность письма в освоении языка.

 

10. Превращение слова в интегратор второго порядка происходит

1. на 1-м году жизни,

2. на 2-м году жизни,

3. на 4-5 году жизни,

4. к 10-ти годам,

5. к 20-25 годам.

 

11. Задержка условного мигательного рефлекса во время активации второй сигнальной системы (игра, решение задачи, ...) - это пример ... .

1. взаимного торможения сигнальных систем,

2. взаимной активации сигнальных систем,

3. десинхронизации деятельности сигнальных систем,

4. угасания условного рефлекса,

5. условного торможения рефлекторной деятельности.

 

12. Нарушение функции речи в виде эфферентной моторной афазии - это такое нарушение речи, когда ... .

1. сохраняется понимание чужой речи, но нарушается собственная речь в виде невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой,

2. сохраняется понимание чужой речи, но теряется способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь.

 

13. Нарушение функции речи в виде динамической афазии - это такое нарушение речи, когда:

1. сохраняется понимание чужой речи, но нарушается собственная речь в виде невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой.

2. сохраняется понимание чужой речи, но теряется способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь.

 

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Больной левша, страдает моторной афазией. Какая область коры больших полушарий у него поражена?

Ответ. Поражено правое полушарие - область нижней части передней центральной извилины (44 поле Бродмана).

2. Больной правша, не помнит названий предметов, но дает правильное описание их назначения. Какая область головного мозга у этого человека поражена?

Ответ. Поражена левая височная область, в которой находится сенсорный центр речи (поле 38-39 по Бродману).

3. У человека нарушено абстрактное мышление. Функция какого полушария нарушена?

Ответ. Скорее всего правого, так как считается, что следы прошлых событий хранятся преимущественно в правом полушарии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.