КОНДИЦИОНЕРЫ. УПЛОТНЕНИЯ. ГИДРОЛИНИИ
Кондиционеры
Рабочие жидкости топливной, масляной и гидравлической систем ВС должны при эксплуатации сохранять оптимальные физические свойства. Кондиционность рабочего тела этих систем поддерживается специальными устройствами — кондиционерами. К ним относят фильтры и очистители, удаляющие механические примеси, центрифуги для отделения воздуха, теплообменники, резервные и дренажные баки. Фильтры являются наиболее многочисленными устройствами жидкостных систем. В топливной, масляной и гидравлической системах современного ВС их насчитывается от 50 до 100 штук. Загрязнение жидкостей влияет на надежность агрегатов столь значительно, что срок их службы при неудовлетворительной фильтрации может быть снижен на порядок величины. Отделение от жидкостей твердых частиц осуществляется в основном механическими и реже силовыми методами. В первом случае используют фильтры со щелевыми или пористыми фильтрующими элементами, во втором — силовые поля (центробежное, магнитное, электрическое и др.)- В гидравлических, топливных и масляных системах ВС применяют преимущественно первый метод очистки, в наземных средствах помимо геометрических фильтров широко используют очистку в силовых полях, в частности центробежные и электрические очистители. Важнейшей характеристикой фильтра является его способность удерживать частицы определенных размеров (тонкость фильтрации). Фильтрацию считают удовлетворительной, если фильтр не пропускает частицы, соизмеримые с зазорами в золотниковых парах гидроагрегатов. Поэтому тонкость фильтрации должна составлять 3 ... 5 мкм. Конструктивно защитные грубые фильтры выполняют в виде стаканов, дисков, полусфер и т. д. Их располагают непосредственно на входе в защищаемый агрегат или отдельный элемент агрегата. Защитные сетки устанавливают, например, на входе в гидроусилители, перед пакетами дроссельных шайб, непосредственно на золотниках и дросселях, в заливных горловинах баков и т. д. Конструктивная схема фильтра тонкой очистки показана на рис. 3.1. При нормальном режиме фильтрации жидкость последовательно проходит через фильтр тонкой очистки 2 и затем через защитную сетку 3. В случае засорения фильтроэлемента тонкой очистки, когда перепад давления превысит предельное значение, открывается перепускной клапан 1 и жидкость поступает через канал А в полость Б далее через защитную сетку 1 к выходному штуцеру. Такая комбинация фильтров тонкой 1 грубой очистки повышает надежность работы жидкостных систем.
Основной недостаток геометрических фильтров состоит в том, что даже незначительное улучшение тонкости фильтрации требует значительной увеличения габаритов и массы фильтров. Силовые очистителе имеют степень очистки выше, чем степень очистки обычных фильтров. В качестве фильтровального материала в авиационный гидросистемах используют никелевую сетку саржевого плетения 80/720 с тонкостью фильтрации 12... 16 мкм. Наиболее ответственные агрегаты гидросистем имеют фильтры из проката пористой нержавеющей стали ФНС-5 с тонкостью фильтрации 5 мкм. Указанные фильтроматериалы имеют высокую стоимость: 1 м2 никелевой сетки саржевого плетения стоит 60 ... 70 руб., материала ФНС-5—1200 руб. Несмотря на высокую стоимость (фильтр может стоить столько же, сколько насос), фильтры применяют в больших количества)! как в бортовых системах, так и в технологическом оборудовании. Состояние фильтра, например, наличие на сетке металлических частиц, или время, за которое фильтр увеличивает свое сопротивление до предельного значения, являются важнейшими диагностическими признаками качества функционирования системы. Рабочими параметрами авиационных фильтров являются гидравлическое сопротивление, равное не более 0,18 МПа, диапазон рабочих температур — минус 60 ... плюс 180 °С, ресурс фильтроэлемента до промывки — 50 ч, ресурс работы фильтра — 500 ... 1000 ч, рабочее давление — 22,0 МПа. Перепуск рабочих жидкостей осуществляется параллельно фильтру, топливо — при перепаде давления на фильтре — 0,05 ... 0,06 МПа, моторное масло - 0,07...0,09 МПа, гидравлическая жидкость АМГ-10 —0.7 .. 0.09 МПа. Расчет фильтра сводится к определению расхода жидкости через него при заданном перепаде давления. Для этих расчетов используют зависимость, представляющую видоизмененную формулу Пуазейля: где — удельная пропускная способность единицы площади фильтровального материала при перепаде давления 0,1 МПа и вязкости жидкости 1П (пуаз), л/мин-см2; — площадь фильтрующей поверхности, см2; — перепад давления на фильтре, МПа; — динамическая вязкость, П. С увеличением значения и уменьшается гидравлическое сопротивление фильтра. Удельную пропускную способность находят экспериментально. При определении гидравлической характеристики фильтрующих материалов используют чистые жидкости. Помимо фильтров тонкой очистки в системах устанавливают грубые фильтры (защитные сетки) для предотвращения попадания гидроагрегаты крупных частиц, которые могут случайно оказаться в жидкости. С помощью защитных сеток удается задержать частицы размерами свыше 20 мкм. Работа электроочистителей основана на притяжении к электродам частиц, получивших заряд в результате трения в потоке. Принцип действия магнитных очистителей основам на притяжении частиц из стальных сплавов магнитом, установленным в штоке. Магнитными пробками оснащаются фильтры авиационных жидкостных систем для диагностики состояния жидкости и системы в целом. В центробежных очистителях в результате действия центробежных сил частица с большей плотностью, чем рабочая жидкость, отбрасывается к стенкам и осаждается на них. Центробежную очистку широко применяют в качестве средств технологической очистки при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании жидкостных систем ВС. Оценку чистоты жидкости производят весовым методом или юдсчетом количества осажденных частиц с помощью микроскопа. Количество частиц определенного размера, содержащихся в 100 см3 рабочей жидкости гидросистемы самолета Ту-154, не должно быть больше, чем указано в табл. 3.1. Эффективным средством отделения от рабочей жидкости пузырьков выделившегося воздуха является центробежный воздухоотделитель— центрифуга. Центрифугами оборудуются масляные Таблица 3.1.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|