Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страхаСтр 1 из 4Следующая ⇒
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ ВЕЛИКИ ЛИ ГЛАЗА У СТРАХА? По мнению психофизиологов, зрачки у человека, когда он чего-то или кого-то боится, заметно расширяются. Значит, в буквальном смысле глаза — велики, что отражено и на пиктограмме эмоции страха. Это внешнее проявление вызвано серьезными изменениями физиологических процессов в организме. В какой-то мере ситуативный страх связан с инстинктом самосохранения. Однако, если это эмоциональное состояние становится патологическим и вызывает невротические отклонения в развитии личности, необходима специальная психотерапевтическая работа. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. Одни из них имеют паллиативное, другие — лечебное назначение. В целом все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом; рисование страха; вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории). Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка, как правило, осуществляется с помощью проективных рисуночных тестов и беседы по вопросам, например: «Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет оставаться дома один (боишься ли заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров?)» Часто психологи используют форму анонимной анкеты с подобными вопросами для выявления у ребенка количества разнообразных страхов, что является показателем предневротического состояния. Рассмотрим подробнее наиболее известные методы и приемы коррекции страхов. (См. список литературы в конце статьи.) Согласно Е.И. Рогову, названные ниже коррекционные методики предназначены для работы со страхами, не связанными с нарушениями личностных отношений. ИГРА СО СТРАХОМ Повышение общего уровня эмоциональных переживаний Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|