Здавалка
Главная | Обратная связь

Манипулирование предметом страха



Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).

Анатомирование страха

Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. Некоторые авторы советуют использовать прием привыкания (десенсибилизации), который уменьшает чувствительность к пугающему объекту. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.
Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными отношениями ребенка и породившими их причинами. Объяснение «анатомии» пугающего объекта позволяет осознать ранее непонятные, опасные свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.
Ненавязчиво объяснять природу страхов (Д. Бретт) помогают терапевтические истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх.
Использование познавательных процессов (Ф. Зимбардо) помогает и в борьбе с другими страхами (например, страхом выступления перед сверстниками, большой аудиторией и т.п.).

РИСОВАНИЕ СТРАХА

Это наиболее популярная методика. Она полезна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания их реализации.
В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный человек) предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли — о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности.
В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство, звезды, с которыми связаны легенды. В заключение полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.