Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАХА



Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора (Е. Соколова и др.). В них проявляется катарсическое реагирование на определенные эмоциональные трудности. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.
В коррекции страхов эффективна сказкотерапия — самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги).
Несомненно, в опыте психотерапевтической работы применяется и много других методов лечения этого серьезного эмоционального отклонения. В силу определенных причин некоторые из них используются редко. Среди них анималтерапия (дельфинотерапия) — система занятий с детьми посредством организации их общения с дельфинами.
Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов, прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ

Приведем пример протокола одного из коррекционных занятий, построенного на сочетании разнообразных приемов.
Форма работы — индивидуальная. Основная проблема шестилетнего мальчика Валеры — патологический страх любой высоты.
На первой встрече после этапа настроя психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобразить животное, которое чего-то боялось. Был предоставлен набор карандашей.

Рисунок 1.

Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу. Сказал, что он, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть.
Психолог предложил мальчику нарисовать цыпленка, который заболел. Далее ребенку сообщили, что для лечения необходимо хорошее лекарство. Но оно находится на самой верхней ступеньке лестницы.
После небольшой беседы о том, как жаль больного цыпленка, Валера решил, что петух поднимется по лестнице за лекарством. Причем это решение не вызвало у него внутреннего сопротивления. Хотя в самом начале рисования на предложение психолога просто попрыгать по ступенькам, как любят все петухи, мальчик ответил отказом, сказав, что видел в деревне домашних птиц, которые сидят на лестнице совсем близко к земле. Выяснилось, что в деревенском доме два этажа. Однако на второй этаж мальчик не поднимался, ведь там совсем неинтересно.
Задание нарисовать петуха, который теперь не боится.

Рисунок 2.

Валера нарисовал высотный четырнадцатиэтажный дом. На его крыше примостился петух из первого рисунка. На вопрос, что он там делает и как себя чувствует, мальчик дал следующий ответ:
— Ему хотелось узнать, как там наверху. Но теперь он боится взглянуть вниз и не может спуститься. А вообще-то петух рад, что залез на крышу.
Психолог предложил ребенку нарисовать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего полета». Так появилось изображение троллейбуса и детей, играющих в мяч. Далее Валера нарисовал лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу, только очень медленно и при маминой поддержке. На разных этажах дома ребенок поселяет родителей и близких родственников. Себя — в квартире на четвертом, маму — на третьем, а папу — на втором этаже. Затем, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку, он совершает воображаемый подъем в сопровождении мамы до восьмого этажа, на котором он поселил бабушку. Остальной путь вверх и вниз мальчик совершил самостоятельно (на рисунке — линии поперек ступенек лестницы). Игра ему понравилась, поэтому движение карандашом до четырнадцатого этажа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.

Рисунок 3.

Это мальчик, ему десять лет, зовут Саша (имя отца Валеры). Он радостный и счастливый от того, что забрался на самую крышу дома и кричит оттуда:
— Мама, я никогда не буду бояться высоты!
На просьбу психолога показать это, Валера залез на стул, встал во весь рост и громко и весело прокричал. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или в крайнем случае — стоять на коленях.) Затем ребенок с удовольствием несколько раз повторил, как происходили нарисованные им события.

Рисунок 4.

На следующем листе бумаги предлагалось вновь нарисовать высотный дом, где живет смелый мальчик.
Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, а не на четвертом, как раньше. Ему там очень нравится.
На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» и «цыпленка» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть страх этой «вершины» удалось только один раз после повторного воспроизведения победы смелого мальчика на рисунках.
В процессе игры использовались и другие приемы, повышающие смелость. Это были воображаемые зрители, которые с завистью и восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные смелые сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости. Таким образом, система методов: рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра — позволила в данном случае успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты.
Итак, благополучный конец придуманной ребенком истории придает ему уверенность. Надежда побеждает уныние и страх.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,

Наталья АКИМОВА,
студентка третьего курса,
Ульяновский государственный
педагогический университет

Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. СПб., 1996.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998, № 1, с. 32—37.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.
Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 77.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание. 1999, № 5, с. 65.

Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.