Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Изучение нового материала.

Ход урока

I.Орг. момент:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Сообщение темы и целей урока.

– Ответьте на вопросы с опорой на историческую карту IV века. Трудно? Сегодня на уроке мы познакомимся, как расселялись славяне в лесах, с какими трудностями они сталкивались, чем занимались.

II. Изучение нового материала.

– Что такое «расселение населения»? (Это процесс распределения и перераспределения населения по территории и его результат.)

– В каком веке началось расселение славян? Отметьте на ленте времени. (IV век.)

– Что послужило причиной ухода славян с обжитых мест? Ведь они в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала славяне поселились по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы отсюда славяне по доброй воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли (карта – пути расселения).

Часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

– Как расселялись славяне на новых местах? (Жили разбросанно, небольшими поселками, промышляли больше охотой.)

– Расскажите, как климатические условия изменили быт славян. (Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Ненастье да мороз заставили наших предков, пришедших с юга, подумать и о теплой одежде. Где нужда, тут и подмога: леса полны были пушным зверем. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было. Не угнаться человеку за быстрым зверьком – лисицей или зайцем, не одолеть ему силача медведя. Да хитер человек, смышленее он зверя – придумал тугой лук да острые стрелы. Быстрая стрела догонит и зайца в поле, и птицу в небе. Силен лесной богатырь медведь, а и с ним может управиться человек, коли в руках у него рогатина или копье, да тяжелый топор, или секира, – про запас.)

– Объясните строчки стихотворения:

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

- Тогда вся Русская земля, кроме южной и самой северной частей, была покрыта лесами. Такие леса были, что и дороги в них не прокладывались, а больше по рекам да по речкам ездили. Около них и селились. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, буйволов, оленей. Даже водились бобры и соболи, шкурки которых были очень дороги и которых нынче в русских лесах нет. Славяне и финны промышляли тем, что ловили зверей. В их земле много было рек и озер, богатых рыбою, так занимались они и рыболовством. (А. Ишимова.)

Выводы.

1. П о ч е м у п р о и з о ш л о р а с с е л е н и е с л а в я н?

В древности восточные славяне обитали в лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру.

Это было медленное, совершающееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые, богатые хорошей почвой, зверем и рыбой места.

2. Ж и з н ь с л а в я н в л е с у.

– Как древние славяне вели хозяйство? Назовите основное занятие славян в степи. (Земледелие.)

– Как в лесах можно было возделывать землю? Послушайте отрывок из текста и запишите в виде плана, как славяне занимались земледелием: сколько требовалось времени, чтобы получить урожай, и что для этого необходимо выполнить.

Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное.

Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес.

Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».

Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, или оралом, а затем сеяли семена.

П л а н в о з д е л ы в а н и я земли под пашню:

1-й год – деревья вырубаются;

2-й год – деревья сжигаются, а зола используется как удобрение;

3-й год – засев и сбор урожая.

Затем – новый участок, так как земля истощается.

– Какие орудия труда были у славян?

Основные орудия труда – топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, цепы, каменные зернотерки, ручные жернова.

Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится, что соха лишь «по камешкам почиркивает».

– Назовите основные зерновые растения, овощи, которые сажали и сеяли славяне.

Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались – «серпень», «вресень» (от слова «врещи» – «молотить»).

– Велось ли у славян домашнее хозяйство? (Свиньи, коровы, мелкий рогатый скот. Рабочий скот – волы и лошади.)

– Для чего был нужен рабочий скот?

– Чем питались предки? (Предки наши питались самой грубой, иной раз даже и сырой пищей: мясом животных, рыбой, молоком.)

– В это же время начало происходить разрушение рода и племени. Почему? (Одна семья уже могла обеспечить себя пропитанием, значит, род и племя ей уже не нужны.)

3. Р а б о т а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а.

Физминутка:

Медвежата в чаще жили, головой своей кружили,

Вот так, вот так головой своей кружили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили,

Вот так, вот так, и из речки воду пили.

А потом они плясали, дружно лапы поднимали,

Вот так, вот так дружно лапы поднимали.

4. З а н я т и я н а с е л е н и я.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Каких?

Развиты рыболовство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел), особенно на Севере.

Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не дожили до ХХ столетия (например «буй тур» – дикая лошадь и др.). Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т. д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

5. Б о р т н и ч е с т в о – п р о м ы с е л с л а в я н.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество – добычу меда диких пчел. Борть – место обитания роя пчел – не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него – излюбленное питье славян.

Ароматы цветущих лесных растений напоминают нам о необычайных созданиях природы – медоносных пчелах. Существа эти в полном смысле создания лесные. Правда, сейчас мы их видим чаще не в древней борти в густой чаще, а в многокорпусных ульях современных пасек, у медоносных лугов и на опушках.

Наверное, ни одно насекомое не возбуждало такого любопытства и восторга у людей самых разных эпох, как пчелы. Интерес этот не угас и до сих пор. Напротив. Чем, казалось бы, мы больше проникаем в их жизнь, тем больше вопросов встает перед нами и тем больше открытий предстоит сделать.

Пчелы – старейшие обитательницы Земли.

В лесу жилищем для пчел всегда служило дупло. Человек, узнав сладость меда, начал вмешиваться в их жизнь и впоследствии взял на себя оборудование пчелиного гнезда. Поначалу дупло так дуплом и оставалось, но появлялось оно уже не только от удара молнии или благодаря усердию древоточцев. Его все чаще стал выдалбливать для пчел бортник. Так древние славяне называли пчеловода. Кстати, название это происходит от слова «борть», что означает «дупло». Первые борти появились примерно в VIII–Х веках. Заниматься бортничеством было престижно и прибыльно. Вместе с секретами ремесла отцы передавали сыновьям и сами борти. Часто служили они не одному поколению добытчиков меда.

– Посмотрите, нам пришло интересное письмо. Определите, от кого.

«Мы живем большими семьями. В каждой семье есть матка. Ее называют «царица». Есть и лентяи – трутни. Ничего делать не любят. Но больше всего в нашей семье рабочих. Мы живем в лесу, в дуплах деревьев, а человек придумал для нас интересный домик – специальный ящик. Мы любим лакомиться цветочной пыльцой и собирать нектар, чтобы получилось сладкое лакомство. Кто мы?» (Пчелы.)

– Как вы догадались?

– Что нового о пчелах узнали?

– Кто хочет дополнить рассказ о пчелах интересными фактами?

(Для того чтобы собрать такое количество нектара, которое потом превратится в один килограмм меда, одной пчеле надо «налетать» 300 тысяч километров и «посетить» при этом 19 миллионов цветков. Понятно, что одной пчеле такое не по силам, но тем не менее…)

– Какую пользу приносят пчелы? (Сбор меда – для себя и человека. Пчелиный яд используется при изготовлении лекарств. Пчелы собирают с цветков не только нектар, но и пыльцу. Смешивая ее с медом, они едят эту смесь сами и кормят личинок. Прополис – вещество, которым они заделывают щели в улье и отпугивают вредных насекомых. Прополис люди тоже используют как лекарство. Пчелы вырабатывают пчелиное молочко, которое идет на корм личинок, а люди из него также делают лекарство.)

6. Б е с е д а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а.

III. Итог урока.

– Что способствовало расселению славян?

– Какие новые места жизни они себе облюбовали?

– Как жили, чем занимались славяне в лесах?

– Какими ремеслами владели славяне?

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.