Здавалка
Главная | Обратная связь

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

СИЛЛАБУС

 

По дисциплине KAGSh 2204 Клинической анатомии головы и шеи

Для специальности 051302 «Стоматология»

 

Объем учебных часов 108

Курс 2

 

Семестр 3

 

Караганда 2011 г

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Клиническая анатомия головы и шеи» для специальности 051302 «Стоматология», «___» ____ 20__ г.

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

«____» ___________ 20__ г. Протокол № ____

 

Заведующий кафедрой анатомии, к.м.н.: ______________ Н.Н.Наурызов

 

 


· Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.

 

1. Зав.кафедрой анатомии Наурызов Нурлан Ныгметович, кандидат мед.наук, стаж педагогической работы – 19 лет.

Научные интересы: «Морфология»

Научный руководитель:зав.каф. госпитальной хирургии, д.м.н.проф.Н.Р.Рахметов

Читает лекции, проводит практические занятия на русском и казахском языках.

2. Ст.преподаватель–Кайырбекова Карлыгаш Кайырбековна,педагогический стаж–16 лет,

Научные интересы: морфология.

Научная школа: соискатель кафедры анатомии КГМУ под руководством заведующего курса гистологии, д.м.н., профессора А.В.Куркина.

Работает над темой: «Цитологическое исследование митогенного и мутагенного эффектов СВЧ – излучения на клетки паренхимы печени».

Читает лекции, проводит практические занятия на казахском и русском языках.

3. Преподаватель - Копобаев Фазыл Кауанович, педагогический стаж – 18 лет.

Читает лекции, проводит практические занятия на английском и русском языках.

4. Преподаватель-Жумабекова Аманжан Мухамеджановна, педагогический стаж – 41 лет.

Проводит практические занятия на казахском и русском языках.

 

 

Контактная информация: Место нахождения кафедры: ул.Алалықина, 7. Корпус №2, телефон: 56-41-81 (104), учебная комната №15, № 8.

 

 

  • Политика дисциплины: изучение дисциплины клинической анатомии головы и шеи

по всем разделам предмета, обучение навыкам с использованием таблиц, муляжей, планшетов, анатомических препаратов, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий; при невыполнении разделов дисциплины практические занятия отрабатываются: при неуважительной причине пропусков - в компьютерном центре; при уважительной причине – устно.

 

  • Введение:

Клиническая, или прикладная анатомия изучает человеческое тело с учетом запросов медицинской практики. В зависимости от конкретных клинических задач это изучение может проводиться в различных направлениях, что привело к появлению нескольких ее видов: топографическая анатомия, хирургическая анатомия, рельефная анатомия, ориентирная анатомия, проекционная анатомия, типовая анатомия, возрастная анатомия и ряд других. Таким образом, современная клиническая анатомия представляет многокомпонентную дисциплину, включающую несколько видов анатомий, которые объединяет одна общая черта - тесная связь с практической медициной, прикладной их характер. В системе подготовки врача стоматолога клиническая анатомия занимает важное место, являясь базой для перехода от теоретической подготовки студентов к практическому применению полученных в вузе знаний, она помогает понять динамику развития патологических процессов, определить пути рациональных методов терапевтических и хирургических воздействий. Настоящая программа предназначена для специальности «стоматология» медицинских вузов.

· Цель дисциплины формирование у студента знаний и умений по клинической

анатомии головы и шеи для использования этих знаний в стоматологической практике.

· Задачи обучения

- научить студентов различать особенности строения органов и тканей головы и шеи с

учетом индивидуальной изменчивости половых и возрастных особенностей;

- научить определять проекции анатомических образований головы и шеи для

формирования представлений о прикладном значении клинической анатомии для

стоматологической практики;

- обучить навыкам анатомического исследования областей головы и шеи.

  • Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

- рельефную анатомию головы;

- клиническую анатомию мозгового отдела головы (свода и основания черепа);

- особенности строения мягких тканей и костей свода черепа;

- топографическую, ориентирную и проекционную анатомию кровеносных сосудов и нервов свода черепа;

- особенности артериального кровоснабжения мягких тканей свода черепа;

- клиническую анатомию основания черепа;

- топографическую, ориентирную и проекционную анатомию черепных нервов;

- топографическую, ориентирную и проекционную анатомию кровеносных сосудов головного мозга и синусов твердой мозговой оболочки;

- особенности венозной системы мозгового отдела головы;

- клиническую анатомию лицевого отдела головы;

- топографическую анатомию костных отверстий лицевого отдела головы;

- топографическую, ориентирную и проекционную анатомию поверхностных кровеносных сосудов и нервов области лица;

- клиническую анатомию околоушной жевательной области;

- клиническую анатомию глубокой боковой области лица (топографическую, ориентирную и проекционную анатомию сосудов и нервов);

- клиническую анатомию фасций и клетчаточных пространств лица и анатомические пути распространения гнойных затеков;

- клиническую анатомию полости рта и носа;

- клиническую анатомию шеи (внешние ориентиры, фасции шеи);

- топографическую, ориентирную и проекционную анатомию поверхностных и глубоких кровеносных сосудов и нервов, лимфатическую систему;

- клиническую анатомию органов шеи (поднижнечелюстная слюнная железа, гортань, трахея, глотка, пищевод, щитовидная и паращитовидные железы);

- клиническую анатомию клетчаточных пространств и клетчаточных щелей шеи и анатомические пути распространения гнойных затеков;

 

Студент должен:

Уметь:

- определять проекцию кровеносных сосудов и нервов свода черепа;

- показать на препаратах оболочки головного мозга и синусы твердой мозговой оболочки, их проекцию;

- показать на наружном и внутреннем основании черепа основные щели и отверстия, места выхода черепных нервов;

- показать костные отверстия лицевого отдела головы, определить проекцию ветвей лицевого и тройничного нервов;

- показать на препаратах и муляжах устья протоков основных слюнных желез.

- послойного препарирования областей головы;

- послойное препарирование областей шеи;

- нахождения на тренажерах и анатомических препаратах точек вкола иглы при выполнении:

вагосимпатической блокады по А.В. Вишневскому, тригемино-симпатической блокады, проводниковой: туберальной, мандибулярной, торусальной, подбородочной, небной и резцовой анестезий.

 

· Пререквизиты дисциплины: вузовская программа по анатомии и физиологии человека по специальности: «стоматология».

· Постреквизиты дисциплины: терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология, хирургическая стоматология и стоматология детского возраста.

· Краткое содержание дисциплины Предмет и задачи клиничесеой анатомии головы и шеи. Вклад ученых. Методы изучения. Клиническая анатомия областей, стенок и органов головы, шеи. Клиническая анатомия фасциально-клетчаточных образований лица и шеи. Пути распространения гнойно-воспалительных процессов. Возрастные особенности изучаемых областей, пороки развития.

 

· Тематический план

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения Продолжитель- ность в академ.часах.
1. Цели и задачи клинической анатомии. проблемные 1 час
2. Методы изучение клинической анатомии, ее место в стоматологии. проблемные 1 час
3. Онтогенез, филогенез и эмбриогенез полости рта. проблемные 1 час
4. Онтогенез, филогенез и эмбриогенез органов полости рта, прикладное значение. проблемные 1 час
5. Клиническая анатомия бокового отдела лица (поверхностный отдел). проблемные 1 час
6. Клиническая анатомия глубокой области бокового отдела лица. проблемные 1 час
7. Клиническая анатомия переднего отдела лица (глазница, полость носа, щечная, подбородочная области). проблемные 1 час
8. Клиническая анатомия области рта. проблемные 1 час
9. Клиническая анатомия врожденных пороков развития челюстно-лицевой области. проблемные 1 час
10. Клиническая анатомии мозгового отдела головы. проблемные 1 час
11. Клиническая анатомия фасциально-клетчаточных образований лица. проблемные 1 час
12. Пути распространения гнойно-воспалительных процессов в области лица. проблемные 1 час
13. Клиническая анатомия фасциально-клетчаточных образований шеи. Пути распространения гнойно-воспалительных процессов. проблемные 1 час
14. Пути распространения гнойно-воспалительных процессов в области шеи, соседние области. проблемные 1 час
15. Клиническая анатомия органов шеи. проблемные 1 час
16. Клиническая анатомия сосудов и нервов шеи. проблемные 1 час
17. Клиническая анатомия лимфатической системы головы, пути метастазирования при злокачественных опухолях. проблемные 1 час
18. Клиническая анатомия лимфатической системы шеи, пути метастазирования при злокачественных опухолях. проблемные 1 час
Итого:   18 час

 

 

Тематический план практических занятий:

 

Наименование темы Форма проведения Продолжительность
Клиническая анатомия свода черепа, особенности кровоснабжения мягких тканей и строения костей черепа. Практическое занятие
Клетчаточное пространство и щели, пути распространения гнойно-воспалительных процессов свода черепа. Практическое занятие
Клиническая анатомия внутреннего и наружного основания черепа. Практическое занятие
Клиническая анатомия черепных нервов. Топография тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара) и блуждающего (X пара) нервов и их ветвей. Практическое занятие
Клиническая анатомия лицевого отдела головы. Границы, внешние ориентиры. Практическое занятие
Проекция ветвей тройничного нерва. Кровоснабжение и иннервация, лимфатические сосуды лица, топография лимфатических узлов. Практическое занятие
Клиническая анатомия боковой поверхности лица, границы, внешние ориентиры. Топография околоушной железы и ее протока, проекция ветвей лицевого нерва, поверхностной височной артерии. Практическое занятие
Клиническая анатомия глубокой области лица. Границы. Височно (челюстно)-крыловидная и межкрыловидная клетчаточные щели, сосуды и нервы. Практическое занятие
Клиническая анатомия верхней и нижней челюсти, хирургическая анатомия, их переломов. Практическое занятие
Жевательный аппарат. Клиническая анатомия мимических мышц лица их характеристика, кровоснабжение и иннервация. Практическое занятие
Клиническая анатомия жевательных мышц лица, их характеристика, кровоснабжение и иннервация. Практическое занятие
Височно-нижнечелюстной сустав, анатомические и физиологические особенности сочленения. Кровоснабжение, иннервация. Практическое занятие
Заключительное занятие по разделу – коллоквиум.  
Клиническая анатомия области рта, границы. Строение верхней и нижней губ, щек, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Преддверие рта, деление на отделы. Практическое занятие
Анатомическая и клиническая формулы молочных и постоянных зубов. Иннервация и кровоснабжение зубов. Периодонт, парадонт. Понятие о прикусе. Практическое занятие
Клиническая анатомия полости рта, границы, мягкое и твердое небо. Практическое занятие
Зев.Язык Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Практическое занятие
Клиническая анатомия дна полости рта, мышцы, фасции, клетчаточное пространство. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Практическое занятие
Клиническая анатомия области носа. Границы, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Придаточные пазухи носа. Практическое занятие
Клиническая анатомия глотки; строение ее стенок, отделы, клетчаточные пространства, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Практическое занятие
Заключительное занятие по разделу – коллоквиум. Практическое занятие
Клиническая анатомия шеи. Внешние ориентиры и проекции, послойное строение тканей, фасции и межфасциальные пространства. Практическое занятие - ТBL(Team-based learning - командно-ориентированный метод обучения)
  Топография подчелюстного, подбородочного треугольников, сосудисто-нервные образования, лимфатические узлы. Практическое занятие- ТBL(Team-based learning - командно-ориентированный метод обучения)  
Клиническая анатомия сонного треугольника и сосудисто-нервного пучка шеи. Практическое занятие  
Топография органов шеи (гортань, трахея, пищевод, щитовидная и пращитовидные железы), их скелетотопия, синтопия, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Практическое занятие
Заключительное занятие по разделу – коллоквиум. Практическое занятие
Итоговая консультация. Практическое занятие
  Итого:   54 часа

 

Время консультаций: с 15 00 час. до 17_00 час.

Консультации проводятся еженедельно по четвергам, с 15 00 час. до 18.00 час.

 

Время рубежного контроля: по расписанию

№1 рубежный контроль

Специальность Курс/поток/группа Дисциплина Неделя/дата Время
Стоматология 2 курс 205-206 гр. 201-202 гр. 203-204 гр. Клиническая анатомия головы и шеи   10.11.2012г. 11.11.2012 г. 16.11.2012 г.   16.30-18.00 ч. 16.30-18.00 ч. 16.30-18.00 ч.

 

№2 рубежный контроль

Специальность Курс/поток/группа Дисциплина Неделя/дата Время
Стоматология 2 курс 205-206 гр. 201-202 гр. 203-204 гр. Клиническая анатомия головы и шеи   22.12.2012г. 23.12. 2012 г. 28.12.2012 г.   16.30-18.00 ч. 16.30-18.00 ч. 16.30-18.00 ч.

 

Время итогового контроля: согласно расписанию секции планирования учебного процесса.

· Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения Продолжительность в академ.часах
Клинико-анатомические принципы пересадки органов и тканей в стоматологии. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка презентации
Клиническая анатомия сосцевидного отростка наружного основания черепа. Внешние ориентиры, проекция антрум, канала лицевого нерва, сигмовидного синуса и средней черепной ямки на квадранты сосцевидного отростка. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка реферата
Клиническая анатомия поперечных срезов лицевого черепа, прикладное значение в стоматологии. Самостоятельное изучение тем, метод проекта
Анатомические связи поверхностной и глубокой венозной сети лица с внутричерепной венозной системой, клиническое значение. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка презентации
Клиническая анатомия врожденных расщелин верхней губы, неба и дефектов наружного носа. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка реферата
Клинико-анатомическое обоснование проводниковой анестезии (туберальной, подглазничной, резцовой, небной) на верхних зубах. Самостоятельное изучение тем, метод проекта
Клинико-анатомическое обоснование проводниковой анестезии (мандибулярной, торусальной и ментальной) на нижних зубах. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка презентации
Анатомо-физиологическое обоснование актов жевания и глотания. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка реферата
Клиническая анатомия поперечных срезов шеи, прикладное значение. Самостоятельное изучение тем, метод проекта
Клиническая анатомия связей клетчаточных образований лица с клетчаточными пространствами шеи и средостения. Анатомические пути распространения гнойных затеков из челюстно-лицевой области. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка презентации
Клиническая анатомия мышц шеи. Самостоятельное изучение тем, работа с литературой, подготовка реферата
Клиническая анатомия лимфатических сосудов шеи и шейного отдела грудного лимфатического протока. Самостоятельное изучение тем, метод проекта
  Итого:  

 

 

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине к определенной теме СРС

 

Даты СРС 06.10 07.10 12.10 13.10 14.10 19.10 20.10 21.10 26.10 27.10 28.10 02.11 03.10 04.10 09.11 10.11 11.11 16.11 17.11 18.11 23.11 24.11 25.11 30.11 01.12 02.12 07.12 08.12 09.12 14.12 15.12 16.12 21.12 22.12 23.12 28.12
№ темы по СРС

 

Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры

 

 

· Литература:

Основная:

1. А. А. Воробьев, Клиническая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи: учеб. пособие, 2008.

2. А. В. Николаев, Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник, 2-х том.

3. С. В. Чемезов., И. И. Каган, Топографическая анатомия и оперативная хирургия:

учебник, 2009.

Дополнительная:

1. Гайворонский И. В.,Нормальная анатомия человека: учебник, 2-х том, 2007.

2. Неттер, Френк , Атлас анатомии человека, - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. К.К.Капенова, Ф.К. Копобаев,К.К.Кайырбекова Курс лекций по топографической

анатомии и оперативной хирургии: Учеб. Пособие, 2005 г.

4. Островерхов Г.В., Бомаш Ю.М., Лубоцкий Д.Н. Оперативная хирургия и топографическая

анатомия, Учебник для медвузов, 2005.

 

На казахском языке:

Основная:

1. А. А. Воробьев, Клиническая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи: учеб. пособие, 2008.

2. А. В. Николаев, Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник,2-х том. 2009.

3. И. И. Каган, С. В. Чемезов., Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник, 2009.

4. А.Г.Құраш, Бастың және мойынның клиникалық анатомиясы: Оқулык, 2006.

 

Дополнительная:

 

1. Гайворонский И. В., Нормальная анатомия человека: учебник, 2-х том, 2007.

2. Неттер, Френк , Атлас анатомии человека, - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. Әубәкіров Ә.Б., Адам анатомиясы Атлас, 2008

4. К.К.Капенова, Ф.К. Копобаев, К.К.Кайырбекова, Курс лекций по топографической анатомии и оперативной хирургии: Учеб. Пособие, 2005 г.

5. Г.Е.Островерхов, Ю.М.Бомаш, Д.Н.Лубоцкий, Оперативная хирургия и топографическая анатомия: Учебник для медвузов, 2005.

6. К.К.Капенова,Ф.К.Копобаев, Қ.Қ.Қайырбекова, Топографиялық анатомия мен оперативтік хирургия бойынша дәрістер курсы: Оқу құрал, 2005.

 

 

· Методы обучения и преподавания:

- Лекции: проблемные.

- Практические занятия: работа с анатомическими препаратами, муляжами и планшетами; таблицами, ТBL(Team-based learning - командно-ориентированный метод обучения).

- Самостоятельная работа студентов: работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения; проводится в виде презентаций и метода проекта.

 

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

* Примечание:Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на 2011год).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.