Медицинская психология
I. Общие представления о медицинской психологии........................................... ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ....................................................... ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................................ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ................................ VI. Психосоматические реакции и заболевания................................................. ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ................................................................................................................... ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ............................................................................................................... Литература ко всему курсу.....................................................................................
I. Общие представления Подходы к содержанию медицинской психологии При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях существует известная терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии. Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии. В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии. В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену. Предмет исследования медицинской психологии По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию. Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы: 1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений. 2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния. 3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы. 4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны. 5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного. 6. Общую психотерапию. Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно: 1) особенности психических процессов у психических больных; 2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период; 3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.); 4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.); 5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы; 6) психику больных алкоголизмом и наркоманией; 7) частную психотерапию. Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика. Патопсихологияизучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы). Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный. Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга. Психосоматикаизучает влияние психики на возникновение соматических проявлений. Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: ¨ соотношение социального и биологического в развитии психики, ¨ анализ компонентов, входящих в состав психических процессов, ¨ развитие и распад психики, ¨ роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога. Литература 1. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967. 2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976. 3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982. 4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983. VI. Психосоматические реакции и заболевания "Учение тесной взаимосвязи самочувствия с психическим состоянием (тела и души) проходит красной нитью через всю историю медицины" (Э. Берн)[1]. Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного. Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей (например, вид лимона). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека. Психогенные нарушения Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические нарушения в разных органах и системах организма: а) в сердечно-сосудистой системе – учащение сердцебиения, изменение кровяного давления; б) в системе дыхания – его задержку, замедление или учащение; в) в пищеварительном тракте – рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту; г) в сексуальной сфере – усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм; д) в мышцах – реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание; е) в вегетативной системе – потливость, гиперемию и т.д. Психогенные заболевания Существуют психические психогенные заболевания: ¨ реактивные психозы; ¨ неврозы; ¨ патохарактерологические формирования личности; ¨ психосоматические заболевания. К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия - одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, иногда приводящее к летальному исходу. Психогенный компонент играет большую роль во многих органических заболеваниях: гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при инфаркте миокарда, мигрени, бронхиальной астме, язвенном колите, нейродермите и т.д. В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния с физическим рассматривал в своих работах В. А. Гиляровский. Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века с появлением работ по психоанализу З. Фрейда и его последователей. В это время зарегистрированы миллионы случаев "функциональных" пациентов, соматические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными медикаментозными средствами было неэффективно. Необходима была коррекция аффективных состояний, нарушенных интерперсональных отношений больных, то есть психотерапия, психологическое консультирование. До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению и лечению неоднозначно. Представители психо-анализа игнорируют органную патологию, акцентируя внимание на интроспекции, толковании ощущений пациента, исходя из психотравм детского возраста. А. И. Введенский и И. П. Павлов считают, что чрезмерные по силе и длительности раздражители изменяют функциональное состояние ЦНС и периферической нервной системы. При этом нарушается условно-рефлекторная деятельность, утрачивается дифференцировка условных рефлексов. В острой форме возможен срыв в сторону возбуждения или торможения. В то же время многие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармаколо-гическое лечение. Связь функциональных соматических нарушений с чувством подавленности, тревоги, тоски, то есть депрессивными и субдепрессивными состояниями, находят авторы В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. Таким образом, нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине: "Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая" (Э.Берн)[2]. Литература 1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991. 2. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983. 3. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983. 4. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966. 5. Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964. 6. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990. 7. Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975. 8. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986. Литература ко всему курсу 1. Альманах психологических тестов. - М., 1995 2. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. 3. Атлас для экспериментального исследования в психической деятельности человека. /Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. – Киев, 1980. 4. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967. 5. Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на лечебном факультете медицинского института. – М., 1962. 6. Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971. 7. Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студентов музыкального вуза: Дис. ... канд. мед. наук. – Л., 1985. 8. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976. 9. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994. 10. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб, 1991. 11. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965. 12. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления. //Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. – М., 1984. 13. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. 14. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. – Ташкент, 1971. 15. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5. 16. Блейхер В. М., Машек Ю. А. Опыт применения психометрических исследований памяти при церебральном атеросклерозе. //Невропатология и психиатрия. – 1974. – №2. 17. Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией. //Психологические исследования. – МГУ, 1971. – Вып. 3. 18. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979. 19. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989. 20. Васильченко Г. С. Общая сексопатология. Руководство для врачей. – М., 1977. 21. Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2-х т. – М., 1983. 22. Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. – М., 1977. 23. Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. - М., 1995. 24. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 25. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1988. – Т. 121. 26. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988. 27. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. – М., 1971. 28. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова. – М., 1962. 29. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1972. 30. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994. 31. Гиляровский В. А. Избранные труды. / Под ред. Г. К. Ушакова. – М., 1973. 32. Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизофрении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972. 33. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. Л., 1975. 34. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983. 35. Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической больнице. //Психологические методы исследования в клинике. – 1976. – №2. 36. Дриль Д. Психофизические типы в их отношении с преступностью и их разновидности (нервные, истерики, эпилептики и оскуделые разных степеней). – М., 1895. 37. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988. 38. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. – Л., 1986. 39. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста: Автореф. канд. дис. – Л., 1976. 40. Захаров А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. докт. дис. – Л., 1991. 41. Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962. 42. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976. 43. Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976. 44. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982. 45. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982. 46. Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990. 47. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985. 48. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. 49. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990. 50. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979. 51. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976. 52. Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. - М., 1995 53. Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986. 54. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983. 55. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. – М., 1963. 56. Корнилов А. П. Нарушение целеобразования при шизофрении и эпилепсии.: Автореф. канд. дис. – М., 1980. 57. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. – М., 1977. 58. Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978. 59. Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984. 60. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966. 61. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. – 1967. – № 6. 62. Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в психотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989. 63. Лейнг Р. Разделенное Я. - К., 1995. 64. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989. 65. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1973. 66. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978. 67. Лисицин Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964. 68. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985. 69. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983. 70. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. - М., 1995. 71. Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода "пиктограмм" для экспериментального исследования мышления психических больных. – М., 1972. 72. Лэнг Р. Д. Расколотое "Я". - СПб, 1995. 73. Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб, 1991. 74. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971. 75. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970. 76. Михеев В. В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни. – М., 1953. 77. Мучник Л. С., Смирнов В. М. Двойной тест для исследования кратковременной памяти. //Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике. /Под ред. И. М. Тонконогого. – Л., 1969. 78. Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. 79. Мясищев В. Н. Психология отношений. – Воронеж, 1995. 80. Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976. 81. Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского , А. Е. Личко – Л., 1972. 82. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. / Ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л.: Изд. инст. им. В. М. Бехтерева, 1976. 83. Патохарактерологические исследования у подростков. /Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л., 1981. 84. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. – М., 1959. 85. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976. 86. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., 1974. 87. Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.// Сб. научн. трудов под ред. М. Ш. Вроно. – М., 1986. 88. Психические расстройства в соматической клинике. //Сб. научн. трудов под ред. Б. А. Лебедева. – СПб., 1991. 89. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях. / Сб. научн. ст. под ред. Л. И. Вассермана, В. П. Зайцева. – Л., 1990. 90. Психология и психопрофилактика: Сборник научных трудов. /Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской. – Л., 1983. 91. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990. 92. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990. 93. Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975. 94. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972. 95. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М., 1970. 96. Руководство по психиатрии: В 2-х т. /Под ред. А. В. Снежневского. – М., 1983. 97. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатрической практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л., 1969. 98. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976. 99. Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982. 100. Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972. 101. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. 102. Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976. 103. Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987. 104. Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987. 105. Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988. 106. Слуцкий А. С., Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984. 107. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: В 3-х выпусках. – М., 1990. 108. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971. 109. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990. 110. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1980. 111. Стресс и психическая патология. /Сб. научных трудов. – М., 1983. 112. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М., 1959-1965. 113. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фрустрации при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974. 114. Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5. 115. Тепеницына Т. И. О психологической структуре резонерства. //Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1965. 116. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986. 117. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987. 118. Фуллер Торри Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. - СПб, 1996. 119. Шольц Ф. Ненормальности детских характеров. – М., 1983. 120. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981. 121. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959. 122. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960. 123. Якубик А. Истерия. – М., 1982. 124. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. – М., 1993.
[1] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991. [2] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|