Здавалка
Главная | Обратная связь

Медицинская психология

I. Общие представления о медицинской психологии...........................................

ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.......................................................

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................................

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ................................

VI. Психосоматические реакции и заболевания.................................................

ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ...................................................................................................................

ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ...............................................................................................................

Литература ко всему курсу.....................................................................................

 


I. Общие представления
о медицинской психологии

Подходы к содержанию медицинской психологии

При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях существует известная терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.

Предмет исследования медицинской психологии

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

6. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихологияизучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы). Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматикаизучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии.

Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

¨ соотношение социального и биологического в развитии психики,

¨ анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

¨ развитие и распад психики,

¨ роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.

Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

Литература

1. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967.

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.

3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.

VI. Психосоматические реакции и заболевания

"Учение тесной взаимосвязи самочувствия с психическим состоянием (тела и души) проходит красной нитью через всю историю медицины" (Э. Берн)[1]. Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного.

Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей (например, вид лимона). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

Психогенные нарушения

Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными.

Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические нарушения в разных органах и системах организма:

а) в сердечно-сосудистой системе – учащение сердцебиения, изменение кровяного давления;

б) в системе дыхания – его задержку, замедление или учащение;

в) в пищеварительном тракте – рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;

г) в сексуальной сфере – усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм;

д) в мышцах – реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание;

е) в вегетативной системе – потливость, гиперемию и т.д.

Психогенные заболевания

Существуют психические психогенные заболевания:

¨ реактивные психозы;

¨ неврозы;

¨ патохарактерологические формирования личности;

¨ психосоматические заболевания.

К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия - одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, иногда приводящее к летальному исходу.

Психогенный компонент играет большую роль во многих органических заболеваниях: гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при инфаркте миокарда, мигрени, бронхиальной астме, язвенном колите, нейродермите и т.д.

В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния с физическим рассматривал в своих работах В. А. Гиляровский.

Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века с появлением работ по психоанализу З. Фрейда и его последователей. В это время зарегистрированы миллионы случаев "функциональных" пациентов, соматические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными медикаментозными средствами было неэффективно. Необходима была коррекция аффективных состояний, нарушенных интерперсональных отношений больных, то есть психотерапия, психологическое консультирование.

До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению и лечению неоднозначно. Представители психо-анализа игнорируют органную патологию, акцентируя внимание на интроспекции, толковании ощущений пациента, исходя из психотравм детского возраста.

А. И. Введенский и И. П. Павлов считают, что чрезмерные по силе и длительности раздражители изменяют функциональное состояние ЦНС и периферической нервной системы. При этом нарушается условно-рефлекторная деятельность, утрачивается дифференцировка условных рефлексов. В острой форме возможен срыв в сторону возбуждения или торможения.

В то же время многие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармаколо-гическое лечение.

Связь функциональных соматических нарушений с чувством подавленности, тревоги, тоски, то есть депрессивными и субдепрессивными состояниями, находят авторы В. Д. Тополянский, М. В. Струковская.

Таким образом, нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине:

"Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая" (Э.Берн)[2].

Литература

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.

2. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983.

3. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.

4. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.

5. Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964.

6. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990.

7. Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975.

8. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.

Литература ко всему курсу

1. Альманах психологических тестов. - М., 1995

2. Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.

3. Атлас для экспериментального исследования в психической деятельности человека. /Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. – Киев, 1980.

4. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967.

5. Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на лечебном факультете медицинского института. – М., 1962.

6. Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.

7. Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студентов музыкального вуза: Дис. ... канд. мед. наук. – Л., 1985.

8. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.

9. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994.

10. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб, 1991.

11. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.

12. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления. //Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. – М., 1984.

13. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

14. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. – Ташкент, 1971.

15. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.

16. Блейхер В. М., Машек Ю. А. Опыт применения психометрических исследований памяти при церебральном атеросклерозе. //Невропатология и психиатрия. – 1974. – №2.

17. Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией. //Психологические исследования. – МГУ, 1971. – Вып. 3.

18. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

19. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.

20. Васильченко Г. С. Общая сексопатология. Руководство для врачей. – М., 1977.

21. Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2-х т. – М., 1983.

22. Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. – М., 1977.

23. Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. - М., 1995.

24. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

25. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1988. – Т. 121.

26. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988.

27. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. – М., 1971.

28. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова. – М., 1962.

29. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1972.

30. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994.

31. Гиляровский В. А. Избранные труды. / Под ред. Г. К. Ушакова. – М., 1973.

32. Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизофрении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.

33. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. Л., 1975.

34. Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983.

35. Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической больнице. //Психологические методы исследования в клинике. – 1976. – №2.

36. Дриль Д. Психофизические типы в их отношении с преступностью и их разновидности (нервные, истерики, эпилептики и оскуделые разных степеней). – М., 1895.

37. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.

38. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. – Л., 1986.

39. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста: Автореф. канд. дис. – Л., 1976.

40. Захаров А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. докт. дис. – Л., 1991.

41. Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.

42. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.

43. Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.

44. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.

45. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

46. Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.

47. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.

48. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.

49. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.

50. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.

51. Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.

52. Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. - М., 1995

53. Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986.

54. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.

55. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. – М., 1963.

56. Корнилов А. П. Нарушение целеобразования при шизофрении и эпилепсии.: Автореф. канд. дис. – М., 1980.

57. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. – М., 1977.

58. Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978.

59. Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984.

60. Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.

61. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. – 1967. – № 6.

62. Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в психотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989.

63. Лейнг Р. Разделенное Я. - К., 1995.

64. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.

65. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1973.

66. Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978.

67. Лисицин Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964.

68. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.

69. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.

70. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. - М., 1995.

71. Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода "пиктограмм" для экспериментального исследования мышления психических больных. – М., 1972.

72. Лэнг Р. Д. Расколотое "Я". - СПб, 1995.

73. Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб, 1991.

74. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.

75. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.

76. Михеев В. В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни. – М., 1953.

77. Мучник Л. С., Смирнов В. М. Двойной тест для исследования кратковременной памяти. //Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике. /Под ред. И. М. Тонконогого. – Л., 1969.

78. Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.

79. Мясищев В. Н. Психология отношений. – Воронеж, 1995.

80. Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976.

81. Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского , А. Е. Личко – Л., 1972.

82. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. / Ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л.: Изд. инст. им. В. М. Бехтерева, 1976.

83. Патохарактерологические исследования у подростков. /Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л., 1981.

84. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. – М., 1959.

85. Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976.

86. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., 1974.

87. Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.// Сб. научн. трудов под ред. М. Ш. Вроно. – М., 1986.

88. Психические расстройства в соматической клинике. //Сб. научн. трудов под ред. Б. А. Лебедева. – СПб., 1991.

89. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях. / Сб. научн. ст. под ред. Л. И. Вассермана, В. П. Зайцева. – Л., 1990.

90. Психология и психопрофилактика: Сборник научных трудов. /Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской. – Л., 1983.

91. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

92. Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990.

93. Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975.

94. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972.

95. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М., 1970.

96. Руководство по психиатрии: В 2-х т. /Под ред. А. В. Снежневского. – М., 1983.

97. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатрической практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л., 1969.

98. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.

99. Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982.

100. Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.

101. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

102. Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976.

103. Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987.

104. Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.

105. Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988.

106. Слуцкий А. С., Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984.

107. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: В 3-х выпусках. – М., 1990.

108. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.

109. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.

110. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1980.

111. Стресс и психическая патология. /Сб. научных трудов. – М., 1983.

112. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М., 1959-1965.

113. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фрустрации при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.

114. Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5.

115. Тепеницына Т. И. О психологической структуре резонерства. //Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1965.

116. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.

117. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987.

118. Фуллер Торри Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. - СПб, 1996.

119. Шольц Ф. Ненормальности детских характеров. – М., 1983.

120. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

121. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959.

122. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.

123. Якубик А. Истерия. – М., 1982.

124. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. – М., 1993.

 


[1] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.

[2] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.