Здавалка
Главная | Обратная связь

Парадигмы формирования отношения к болезни.



парадигмы отношения к болезни:
1.гипонозогнастическая(недостаточность знания о болезни)
2.гипергнозогнастический 3.прагматический

5.Роль отечественной науки в становлении и развитии клинической
психологии.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.[1]

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.[1]

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

· Психические проявления различных расстройств.

· Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

· Влияние различных расстройств на психику.

· Нарушения развития психики.

· Разработка принципов и методов исследования в клинике.

· Психотерапия, проведение и разработка методов.

· Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

6.Психогигиена и психопрофилактика: сущность понятий и подходов к реализации.

— области психологии медицинской, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (см.психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают:

1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;

2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;

3) информирование населения, и пр.

Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

Содержанием психогигиены является система мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека, а так же повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости психики по отношению к действию различных патогенных факторов. Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Методы психогигиены и психопрофилактики: психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помочь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д.

Психопрофилактика решает следующие задачи:
1. с учетом того, что психогенное происхождение многих психических расстройств, а так же заболеваний сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта в настоящее время можно считать доказанным, проведение мероприятий по охране здоровья человека от их болезненного воздействия. Наибольшее значение здесь приобретают лица из группы риска:
~ с различной степенью напряжение адаптационных механизмов, но без признаков их истощения;
~ с признаками истощения;
2. ранее выявление, диагностика и комплексное лечение нервно-психических расстройств;
3. профилактика рецидивов и перехода течения болезни в затяжную или хроническую форму.

 

7.Содержание профессиональной деятельности клинического психолога.

Деятельность клинического психолога направлена на оказание специализированной психологической помощи людям с трудностями адаптации, работающим в экстремальных условиях, перенесшим психические травмы, а также на совершенствование системы профилактики нарушений психического развития и здоровья, восстановление в случае заболевания.
В задачи клинического психолога входит:
профилактика заболеваний, психологической и социальной дезадаптации детей и взрослых, основанная на знаниях о закономерностях развития и поведения человека;
выявление лиц с повышенным риском психической и социальной дезадаптации, их психологическое сопровождение и коррекция;
профессиональный медико-психологический отбор и прогнозирование деятельности человека в особых условиях, оценка психического развития и состояния;
психологическая диагностика психических расстройств, направленная на решение задач клинической практики (в клинике психических и соматических расстройств);
психологическое консультирование в рамках учебного, профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;
психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.
распространение информации и формирование знаний о психологических факторах, влияющих на психическое и физическое здоровье человека;
изучение и коррекция психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

8.Эмоциональный стресс и его механизмы.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров ("жизненных событий"), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.

9.Реабилитационный подход в клинической психологии.

Под реабилитацией понимают широкую систему мер, в которой биологическая терапия, психосоциальные методы лечения и мероприятия, направленные на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации больного, взаимосвязанно фокусируются на предотвращение или снижение стойких последствий заболевания и на восстановление или укрепление личного и социального статора больных.М.М. Кабановым сформулированы четыре важнейших принципа реабилитации.1. Принцип партнерства, содержанием которого является активное включение самого больного в лечебно-реабилитационный процесс, при-влечение его к участию в восстановлении нарушенных болезнью функций или социальных связей.2. Принцип разносторонности усилий с целью реализации реаби-литационной программы; реабилитация понимается как сложный про-цесс, объединяющий усилия врача, сотрудничающих с ним специалистов /психолога, психотерапевта и др./ и пациента, направленные на различные сферы функционирования последнего. Автор при этом различает психологическую, профессиональную, семейную, общественную сферы реабилитации. Перестройка нарушенных отношений больного, восстановление полноценности его функционирования /или приспособление его к оптимальному функционированию/ в различных сферах жизни - такова психо-логическая сторона реабилитации.3. Принцип единства биологических и психосоциальных воздействий; реабилитация будучи не только социальной, но и клинической проблемой требует для своей реализации учета как психологической, так и биологической сущности болезни.4. Принцип ступенчатости /переходности/ проводимых воздействий и мероприятий; дифференцированный подход, многоступенчатость характерна для слагаемых реабилитационного процесса /собственно терапии, трудоустройства и т.д./.Очевидно, что одного лишь устранения нарушенных болезнью биологических звеньев патологического процесса и клинической симпто-матики недостаточно, в особенности при нервно-психических забо-леваниях для восстановления психического здоровья. Полноценная социальная адаптация должна учитывать ряд психологических и со-циальных факторов, таких как фиксация на болезни, нарушения са-мооценки, более низкая фрустрационная толерантность, утрата больным положения в семье и на производстве и др.Поэтому в реабилитационном процессе, главным содержанием которого является опосредование через личность лечебно-восста-новительных мероприятий, объектом психологических воздействий становятся отношения, установки, потребности, а также социальное функционирование пациента. При таком понимании реабилитации психотерапия в ее многообразных формах, включая групповую и се-мейную, и социотерапия выступают в качестве важнейших и наиболее адекватных методов реализации реабилитационных программ.

10.Психические реакции человека на болезнь и факторы, их определяющие.

Реакция личности на болезнь находится в прямой зависимости от многих факторов: от характера заболевания, остроты его и темпа развития; представления об этом заболевании у самого больного; характера лечения и психотерапевтической обстановки; личности больного; отношения к болезни дома родственников, сослуживцев по работе, знакомых, друзей.

Существуют различные варианты реакции личности на болезнь , в основном определяемые особенностями личности больного человека. В качестве примера можно привести некоторые из них: астено-депрессивный, психастенический, ипохондрический, истерический и эйфорически-анозогнозический.

1) Депрессивно-астенический (астено-депрессивный). Наиболее частый, так как астенизация сопровождает большинство существующих заболеваний. Она проявляется в ослаблении побуждений к деятельности, эмоциональной невыносливости, ощущении общей разбитости, подавленности, беспредметной удрученности. Астенизированный больной не может активно бороться со своей болезнью, он повышенно чувствителен к ощущениям, идущим от внутренних органов, склонен к печали и длительным расслабляющим раздумьям о своих несчастьях. Астенизация психики очень способствует формированию неправильного отношения к болезни, а это, в свою очередь, негативно влияет на течение заболевания и снижает эффект от лечения.
2) Психастенический. Больной полон тревоги и страхов за будущее, он уверен в ее неблагоприятном исходе, полон навязчивых страхов — фобий, вопреки реально существующему положению дел и предсказаниям врача.
3) Ипохондрический. Проявляется мрачной углубленностью в мельчайшие детали проявления своего заболевания с изучением соответствующей медицинской литературы. А также самостоятельным толкованием своих «симптомов», настойчивым обращением за помощью к врачам разных специальностей и требованием непрерывного лечения.
4) Истерический. Связан с преувеличенной оценкой своей болезни, стремлением так сказать «жить» болезнью, поставить ее в центр внимания своего и окружающих людей. Связан с требованием особой заботы, возмущением «недооценкой», «недопониманием» страданий больного со стороны медперсонала и родных. Внешнее поведение таких больных характеризуется чрезмерной эмоциональностью, театральностью и сверхтрагичностью.
5) Эйфорически-анозогнозический.Болъъой игнорирует имеющийся недуг, не выполняет назначений врача, грубо нарушает режим и часто наносит ущерб своему здоровью.

Приходится встречаться и с отрицанием больным самого факта болезни (анозогнозия). Отрицание или, применительно к психоаналитической терминологии — «вытеснение» болезни, чаще всего бывает при тяжелых опасных заболеваниях, таких как онкологические заболевания, туберкулез, спид, психические заболевания и др. Такого рода больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам и ими же объясняют свое состояние. Лечатся от той болезни, которой сами придают значение.

Причиной возникновения реакции отрицания болезни в большинстве случаев является психологическая невыносимость действительного положения вещей. Невозможность больному поверить в тяжелую и опасную болезнь. Реакция отрицания болезни может также наблюдаться у близких родственников больного.

Наибольшее число людей правильно оценивает заболевание, выполняет назначение врача и соблюдает режим. А сильные, уравновешенные, психически зрелые личности обычно правильно реагируют и адекватно оценивают заболевание, стремятся найти выход из ситуации, созданной болезнью, преодолеть ее или приспособиться к ней. Но в этих случаях решающая роль принадлежит психотерапевтическим беседам.

11.Проблема соотношения нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы.

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и ненорма - это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма - процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Психопатологический подход

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

 

12.Функциональный диагноз.Сущность и принципы системной модели функциональной недостаточности по М.М. Кабанову.

Функциональный диагноз и есть настоящий клинический диагноз в свете современного понимания клиники различных заболеваний, связанной не только с нозосом (и патосом), но и с особенностями личности и социальной среды (К. Вайзе, В. М. Воловик, 1980).

Согласно этой концепции, реабилитация – не только профилактика, лечение или восстановление трудоспособности, но и целостный, интегративный подход к больному человеку, опосредующий все лечебные воздействия через личность больного. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что здесь имеет место не только устранение проявлений болезни, но также выработка у пациента качеств, помогающих приспособиться к окружающей среде. Понимание реабилитации как системной деятельности, участниками которой являются человек и окружающая его биологическая и социальная среда, предполагает объединение медицинской, психологической и социальной моделей болезни и лечения в единую биопсихосоциальную модель реабилитации.

Таким образом, реабилитация как динамическая система направлена на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного – полное или частичное) особым методом, главная суть которого состоит в опосредовании через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, в учете не только клинико-биологических, но и психологических, а также социальных факторов в процессе лечения.

Так понимаемая система реабилитации психически больных опирается в своем осуществлении на четыре основных принципа, которые применимы для реабилитации больных с любыми заболеваниями с учетом их специфики. Это следующие принципы: принцип партнерства врача и больного; принцип разносторонности терапевтических усилий, воздействий и мероприятий; принцип единства биологических и психосоциальных воздействий; принцип ступенчатости (переходности) проводимых воздействий и мероприятий.

Стержневым принципом реабилитации является принцип партнерства, основное содержание которого заключается в «апелляции к личности», включении самого больного в лечебно-реабилитационный процесс в качестве субъекта активной сознательной деятельности, направленной на восстановление нарушенных болезнью функций или социальных связей. В совокупности эти принципы описывают интегрированное взаимодействие всех элементов и звеньев реабилитационного процесса. К последним могут быть отнесены различные сферы функционирования больного: психологическая (включая взаимоотношения с лечащим врачом, другими членами терапевтического коллектива, больными отделения, членами внетерапевтического окружения); профессиональная, семейная, общественная и другие сферы; усилия различных специалистов – врачей, психологов, психотерапевтов, социальных работников, среднего медицинского персонала; биологические и психосоциальные формы лечения, включая психотерапию (индивидуальную, групповую, семейную), терапию средой, терапию занятостью, арттерапию, трудотерапию.

13.Методологические принципы клинической психологии.

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория - патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека». Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний - это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

14.Психологический диагноз, его содержание.

Психологический диагноз – конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление индивидуально-психологических особенностей, оценку их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций. = Структурированное описание комплекса психических свойств личности (способностей, черт, мотивов и пр.).
Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).
Типы диагноза:
- Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).
- Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).
Возможные уровни диагноза:
1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы
2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

Психологический диагноз— это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.

Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности. Важнейшим элементом диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении человека, каковы их причины и следствия.

Предмет психологического диагноза — установление инди­видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен­том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия. По мере обогащения психологичес­кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су­щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак­тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь ли­шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.


В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступениили уровня в развитиидиагноза, которые в общем виде впервые были описаны Л.С.Выготским и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания.

1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку — например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.

^ 2. Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.

^ 3. Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.