Проведение исследования
1) Изучение медицинской документации; отсутствие необходимых данных в истории болезни заставляет психолога собирать дополнительный анамнез; 2) Беседа с лечащим врачом – выявление задачи исследования; 3) Важно установление контакта с пациентом: - в беседе проявить информированность о его жизни – это вызывает доверие; - важно сопоставление данных из истории болезни и данных беседы, опроса; - поведение при исследовании – принцип Роджерса: эмпатия, акцептация, аутентичность; Акцептация – принятие пациента таким, каков он есть; Аутентичность – соответствие невербального поведения психолога его высказываниям; - уделить внимание моторному аспекту, способу установления контакта, уровню культуры, интеллектуальному развитию пациента;
Структура беседы и опроса: - паспортные данные; дать возможность рассказать о себе, открыться (уже здесь можно выявить изменения, например, снижение памяти, нарушение ориентации и т.д.) - ориентация в месте, пространстве, времени и собственной личности; - актуальная тема (какая-то тема, на которой фиксировано внимание); - наличие жалоб, что беспокоит (боли, запахи, видения и т.д.) Здесь можно выявить особенности мыслительных процессов (застревание и т.д.). - расспрос на предмет выявления бредовых расстройств (не воздействует ли кто-то, как относятся люди и т.д.); - некритическое отношение к себе (иногда со слов больного трудно установить истину); - другие жалобы: сон, аппетит, перепады настроения, чувства подавленности, плаксивость; как развивались жалобы (но у больных шизофренией нет чувства болезни); - очень важный момент: как идет жизнь больного, есть ли увольнения с работы, сколько мест работы сменил, закончил ли какое-то учебное заведение, чем вообще в жизни занимается, круг интересов, потребности (можем выявить дрейф личности – человек нигде не может удержаться, то и дело меняет сферы деятельности), семейное положение, дети и т.д. - важно выяснить, какой личность была до болезни (с начала болезни у психических больных идет очень выраженное изменение личности); - важно собрать характеристики с места работы, учебы; встретиться с родственниками;
Метод наблюдения имеет очень большое значение, т.к. больные, которые поступают в стационар в первый раз, склонны не раскрывать свое поведение. При наблюдении можно выявить следующие особенности поведения: смех, плач, что-то стряхивают с себя, зажимают нос, пытаются не принимать пищу и др.
Экспериментально-психологическое исследование Включает методики исследования памяти, внимания, мышления, интеллекта, которые будут освещены в соответствующих разделах. · Важно определить соответствие знаний полученному образованию, выявить (если они присутствуют) структурные нарушения мышления; · Каждую методику должна сопровождать инструкция (подробная и четкая), сопровождающаяся примерами; · При обследовании объяснить цель проведения (но завуалированно: например, не исследование уровня тревожности, а выявление определенных особенностей характера); · Важно знать состояние обследуемого; так, например, прием психотропных средств (нейролептики) замедляет скорость мыслительных процессов и искажает результаты тестирования. Не брать пациента на исследование после бессонной ночи, переутомления, натощак и т.д. · Если обследуемый не справляется с заданием важно выявить причину этого, т.к. иногда в основе неудачного решения лежат смущение, неуверенность, неправильно понятая инструкция, негативный настрой; · В протокол заносятся: номер пациента по регистрационному журналу, инициалы больного, возраст, отделение, диагноз, первичное или повторное обследование; а также все высказывания и рассуждения обследуемого в процессе эксперимента; ведение протокола позволяет иллюстрировать данные обследования конкретными фактами;
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|