Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик – субтестов. Все субтесты



Тема 9. Воображение. Нарушения воображения.

Воображение– это создание нового в форме представлений или идей. Оно рождается потребностями человека. Способность действовать согласно воображаемой, представляемой, совершенно отличной от данной, т.е. воспринимаемой ситуации – одна из специфических особенностей человека.

Воображение в подавляющем большинстве случаев – это созидательный процесс. Поэтому, как при любом созидании, в воображении обязательно принимают участие все психические процессы: память, интеллект, внимание, мышление и др. Каждый элемент, этап, образ воображения осознается человеком.

Качества воображения.Наиболее существенные качества воображения – его сила, широта и критичность.

Сила воображения характеризуется степенью отчетливости его образов. Чем отчетливее и сильнее возникший образ, тем сильнее воображение. Наличие неотчетливых, тусклых образов – свидетельство слабости воображения. Когда идет речь о силе воображения, в расчет должны приниматься те преимущественные тенденции, которые свойственны определенной личности. Как правило, у человека сильно развито воображение в отношении образов, принадлежащих к хорошо известной ему области. Сила воображения также зависит от возраста. Воображение детей обычно характеризуется большей силой, чем воображение взрослых.

Широта воображения определяется количеством образов, которые способен создать человек, и находится в непосредственной зависимости от масштаба его знаний. Человек, обладающий более обширными познаниями, создает больше фантастических образов.

Критичность воображения – это термин, проясняющий, насколько фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью. Воображение считается критичным, если его фантастические построения приближаются к научному предвидению или даже считаются таковыми, и наоборот, некритичным будет воображение, создающее лишь бесплотные и неосуществимые вымыслы. Уровень критичности определяется и некоторыми личностными особенностями – знаниями и опытом; малосведущим людям свойственно некритичное воображение в известной степени критичность воображения определяется и возрастом человека – воображение детей менее критично, чем воображение взрослых.

Теории воображения.Все имеющиеся на сегодняшний день теории воображения можно условно разделить на две группы: первую составляют теории, в которых воображение понимается в качестве самостоятельной, изначальной психологической сущности, во вторую входят теории, так или иначе отрицающие самостоятельность фантазии вплоть до сведения ее к другим психическим процессам (редукционистские взгляды). К первой группе относятся теории А. Бергсона, В. Штерна, Е.В. Синнота, А.Кестлера. Ко второй можно отнести теории Ж. Тиссо, Д. Гилфорда и Бергиуса.

Способы реализации воображения.Процесс воображения всегда направлен на поиски новых образов и идей. Это достигается вследствие разнообразных приемов преобразования старых временных связей в новые. В настоящее время выделены следующие четыре способа преобразования представлений в оригинальные образы и идеи, реализующие процесс воображения: схематизация, агглютинация, гиперболизация и миниатюризация (А.Я. Дудецкий, 1969).

Схематизация заключается в мысленном исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту. Схематизация как бы позволяет снять с действительности случайные наложения, глубже и вернее выявить ее основные черты.

Агглютинация сводит в единое целое ряд представлений в последовательности, которая отличается от наших непосредственных восприятий и переживаний. В зависимости от конкретных приемов метод агглютинации можно подразделить на большое количество частных приемов, нарпимер: включение объекта в новую ситуацию, одухотворение неживой природы, очеловечивание животных, очеловечивание растений и т.д.

Гиперболизация позволяет увеличивать в воображении те или иные объекты.

Миниатюризация же сводится к мысленному уменьшению объектов.

Физиологическая основатворческого воображения – взаимодействие первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней, так как работа собственно воображения начинается тогда, когда появляется словесно оформленная идея или замысел, который затем получает соответствующее воплощение в конкретных видах творчества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.