Здавалка
Главная | Обратная связь

К методикам второй группы относятся методики, позволяющие оценить качественную сторону процесса воображения.



И.Ф. Мягков, С..Н.Боков, С..И. Чаева (2002) предлагают использовать для исследования воображения следующие методики:

· Заголовки к рассказам.Испытуемому предлагается придумать по возможности большее число различных заголовков к двум рассказам, оригинальность ответов оценивается по пятибалльной системе.

· Предвидение последствий.Испытуемого просят описать, что могло бы произойти вследствие тех или иных перемен в данной ситуации. Лучшим ответом считается наименее очевидный. При обработке результатов учитывают количество и оригинальность ответов, а не их научную обоснованность.

· Тест Роршаха.Используется 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна красного и серого цвета, три таблицы – многоцветные пятна. Испытуемому предлагают сообщить, что он видит на таблице в разглядываемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии. Анализ ответов при исследовании по методике Роршаха в психодиагностике стандартизирован и очень сложен. Однако для экспериментального изучения лишь способности к воображению можно учитывать лишь оригинальность ответов.

· Дорисовывание.Испытуемому предлагают три бланка, на которых изображены треугольник, квадрат, круг. Предлагается дорисовать картинки. Учитывается оригинальность созданной картинки.

· Анаграммы.Испытуемый составляет слова из букв, входящих в состав заданного слова. Оригинальными признаются правильные, но редкие решения.

· Сочинения рассказа.Испытуемому предлагают сочинить рассказ, включающий по возможности большее количество слов из предложенных 50 имен существительных, прилагательных и наречий. Оригинальность рассказов оценивалась по десятибальной шкале.

Тема 10. Понятие личности. Расстройства личности и методы их диагностики.

Личность – основополагающее понятие в психологии.

Личностьюв психологии называют социальное качество индивида, характеризующее неповторимый склад его индивидуальных свойств, представленных в предметной деятельности и общественных отношениях.

Для полной личностной характеристики необходимо наблюдение за больным в процессе его ежедневной деятельности и общения.

В большинстве случаев клинической ситуации психологу чаще приходится анализировать не личность больного в целом, а его индивидуальность (склад личности), т.е. уникальный набор психологических черт, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Такими чертами являются способности, темперамент, характер и направленность личности.

Способности– это психологические особенности человека, определяющие его успешность в приобретении знаний, умений и навыков. Исследования указывают на значительную роль наследственных биологических факторов в формировании способностей человека. Вместе с тем следует учитывать, что приобретенный опыт обучения, имеющиеся к данному моменту знания человека позволяют ему усвоить больший объем новых знаний в будущем.

Темпераментом называют совокупность устойчивых, индивидуально неповторимых, природно-обусловленных динамических проявлений психики. К таким проявлениям относят силу, подвижность психических процессов, способность к длительному поддержанию активности, преобладающий фон настроения. Основные свойства темперамента можно проследить с раннего детства.

Темперамент можно охарактеризовать через следующие его свойства: порог раздражительности, силу и быстроту автоматизированных реакций, активность (энергетический потенциал), скорость протекания психических реакций (темп). Темперамент человека проявляется не только в его поступках, но и в речи, почерке, мимике и пантомимике. В психологии и медицине широко используется классификация темпераментов по Гиппократу: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Существуют и более детальные классификации темпераментов. Важными качествами темперамента являются также экстраверсия (открытость, общительность, вовлеченность в жизнь окружающих) и интроверсия (замкнутость, отгороженность, опора на собственное мнение). Темперамент – одно из проявлений психофизиологической конституции.

Характер – это основанная на приобретенном опыте общения и деятельности, устойчивая система типичных для индивида способов поведения. Характер развивается на основе свойств темперамента, унаследованных способностей, также в большой степени он зависит от условий воспитания человека. По мнению В.Н.Мясищева поведение человека зависит от системы отношений, черты же характера отражают эти отношения, например, отношение к себе (самолюбие, уверенность в себе, самоотверженность, самокритичность), отношение к другим (доброжелательность, альтруизм или эгоизм, подозрительность, злопамятность и т.д.), отношение к делу (трудолюбие или ленность, легкомыслие или вдумчивость, энтузиазм или пассивность), отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость).

Направленностью личности называют совокупность устойчивых мотивов (потребностей), ориентирующих деятельность личности в самых различных ситуациях. Направленность личности можно охарактеризовать через преобладающие склонности, интересы, установки, убеждения и мировоззрение. Наличие интереса заставляет человека искать больше информации о предмете, склонность выражается в непосредственном участии в определенной деятельности. Установкой называют не всегда осознаваемую, сформировавшуюся заранее стойкую готовность определенным образом воспринимать информацию и действовать в соответствии с этим. Установка отличается категоричностью, алогичностью, стойкостью. Имеющийся жизненный опыт, накопленные знания, стойкие заблуждения, сложившиеся установки составляют вместе стройную систему представлений, которую можно назвать мировоззрением.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.