Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика наблюдений за ОТ (общественным транспортом)

В этом году работа НСО 2012/13 гг. будет направлена на изучение реальной и когнитивной доступности общественного транспорта в масштабах отдельно взятого города. Данная «методичка» будет посвящена описанию методики работы на полевом этапе экспедиции.

Полевой этап исследования реальной транспортной доступности включает в себя несколько равнозначных этапов:

· «охоту» за ОТ;

· фиксирование расписаний ОТ на остановочных пунктах;

· фиксирование пешеходных дорожек;

· опросы населения в целях выявления когнитивной доступности общественного транспорта.

Основной задачей в рамках данного исследования будет являться фиксирование времени прохождения отрезков и среднего времени стояния на остановках. Обязательное оборудование для каждой полевой бригады:

· фотоаппарат;

· GPS-приёмник (коммуникатор на базе Android или iOS);

· часы с секундной стрелкой (можно как приложение к указанным выше телефонам);

· бланки наблюдений (будут выданы перед началом работы).

Перед началом работы будет произведена синхронизация часов у всех участников экспедиции.

 

1) Первый этап ― «охота» на ОТ

Далее небольшая теоретическая часть.

Каждый маршрут ОТ представляет собой совокупность времени, проведённого на остановках (Vn), и времени прохождения отрезков между ними (Tn-1) (см. рис. 1). Если общее время прохождения единицей ОТ маршрута равно X, то уравнение её движения по своему маршруту выглядит следующим образом:

Важно отметить, что в предлагаемой методике не учитывается время стоянки ОТ на конечных остановках (V1 и Vn).

В случае, если нами будет учитываться только среднее время стоянки на всех остановках для каждого маршрута, то уравнение сократится до следующего вида:

Исходя из этого краткого описания, каждой паре, принимающей участие в полевом этапе экспедиции, необходимо будет фиксировать время T и V для каждого маршрута. Для получения объективных данных минимальное количество наблюдений T для каждого отрезка маршрута равняется трём. Таким образом среднее значение для каждого маршрутного отрезка:

k – количество наблюдений, m – индекс маршрутного отрезка

Среднее время стоянки на остановках будет вычисляться по аналогичной формуле для каждого маршрута ОТ на камеральном этапе.

Рис. 1. Пример схемы ОТ, состоящей из двух маршрутов. Верхний индекс показывает номер маршрута.

Задачей каждой пары на этом этапе будет обязательный проезд по нескольким указанным заранее маршрутам в обе стороны с фиксированием времени T и V и «свободная охота» за различными видами общественного транспорта с фиксированием бортового номера, времени T и V.

Для выполнения первой задачи предлагается использование часов и занесение всех текущих данных в бланк следующего вида:

Табл. 1. Пример бланка маршрутных наблюдений

Маршрут N Время старта:   Индекс точки старта:  
Бортовой номер:   Время финиша:   Индекс точки финиша:  
  Набл. 1 Набл. 2 Набл. 3 Набл. 4 Набл. 5
T1          
T2          
T3          
         
V2          
V3          
         

 

«Свободная охота» в свою очередь будет подразделяться на несколько этапов:

· фиксирование случайных проездов части отрезков по разным маршрутам.

Наблюдения будут фиксироваться по выше описанной схеме (см. табл. 1)

· фиксирование единиц ОТ на остановках.

В случае фиксирования ОТ на остановках можно:

o фотографировать единицу ОТ таким образом, чтобы был виден бортовой номер и табличка с номером маршрута. С помощью методики «фото-GPS» будет осуществляться привязка сделанной фотографии к карте и записываться время снимка. В итоге у каждой бригады будет поле точек, иллюстрирующее прохождение конкретных единиц ОТ по изучаемому городу.

o вести записи в блокноте, фиксируя номер транспортного средства, время наблюдения, индекс остановочного пункта.

Оба способа являются равнозначными. Одной из задач поездки в Клин будет определение наиболее оптимального решения данной задачи.

Наиболее удачным местом для фиксирования ОТ будут являться «остановки-хабы», через которые проходят несколько маршрутов (на рис. 1 точки и ).

· случайное фиксирование единиц ОТ в маршруте.

Методика фиксирования аналогична выше описанной.

 

Таким образом по окончании работ по первому этапу у каждой пары будут полностью заполненные бланки «своих» маршрутов, частично заполненные бланки других маршрутов, а также набор привязанных точек с единицами ОТ, либо список точек на бумаге.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.