Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.
Урок объяснения нового материала Тема: Предложения с обращениями Цель: 1) учебная – дать понятие обращения, научить находить обращение в предложении и выделять его знаками, развивать умение использовать обращения в речи, составлять с ним предложения, отличать обращения от подлежащего, выразительно читать предложения с обращением; 2) воспитательная – воспитывать внимательное обращение к слову; 3) развивающая – учить анализу, развитию логической последовательности действий. Ход урока. I. Организация класса: -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Откройте ваши тетради, запишите число, сегодня двадцать седьмое октября. Классная работа. Тема урока «Предложения с обращениями». Тема записана на доске. II. Проверка домашнего задания. -Расскажите мне ребята, что такое однородные члены предложения? -В каких случаях мы ставим запятые? Почему? -Что еще вы можете добавить об однородных членах предложения? III. Объяснение нового материала. -Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте, в школе. При разговоре они часто обращаются друг к другу. И поэтому сегодня на уроке мы поговорим с вами об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в устной и письменной речи. -Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем. Чем вы, гости, торг ведёте? (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди) Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”) 3. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… (А.С.Пушкин). -Ответьте на вопросы: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? С какой интонацией произносится обращение? (со звательной). Давайте подумаем, какой частью речи выражено обращение? -Запомните ребята, что личные местоимения не могут быть обращениями. -Давайте прочитаем определение. -Обратите внимание, ребята, что обращение не является членом предложения. Мы не можем подобрать вопрос к обращениям. Мы всего лишь называем того, к кому обращаемся. -Как было сказано, обращение произносится с особой, звательной интонацией. Давайте попытаемся правильно прочитать предложения с обращением. Упражнение 205. … зачитает нам задание. -Сначала мы прочитаем текст, а потом уже ответим на дополнительные вопросы. Читаем по отрывку, состоящему из двух или трех предложений. -Просмотрите еще раз текст и ответьте на вопрос: «Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?» (вопросительные и побудительные). -Переверните страницу, страница 86. Теоретический материал в рамочке. Посмотрим на примеры, которые нам даны. Около них мы видим различные схемы. В первом случае мы ставим после обращения восклицательный знак, так как предполагается, что обращение произносится с восклицательной интонацией. Обратите внимание, что если после обращения стоит восклицательный знак, то следующее слово пишется с заглавной буквы. -Во втором случае мы ставим после обращения запятую, так как здесь обычная звательная интонация. Следующее слово пишется с прописной буквы. -В третьем случае обращение стоит в середине предложения, поэтому с обоих сторон оно выделяется запятыми. -В последнем случае обращение находится в конце предложения. Поэтому выделяется запятой только с одной стороны. Так как по цели высказывания предложение вопросительное, то в конце ставим вопросительный знак.
Физкультминутка. -Вижу, вы уже устали сидеть. Давайте немного разомнемся. Вставайте. Ульяна, проведи, пожалуйста, небольшую зарядку.
-Теперь, когда вы познакомились с теорией, обратимся к упражнению 206. …, прочитай задание. (Переставьте обращения в середину или в конец предложений). -Давайте посмотрим на образец. …, прочитай. Нам дан исходный вариант предложения, где обращение стоит в начале. Ваша задача поставить его в середину или в конец предложения. -Выполняя задание, не забывайте выделять обращения знаками препинания, а также условными значками. (письменно) -Обратимся теперь к упражнению 208. …, прочитай задание. (Придайте выделенным словами ласкательную окраску при помощи суффиксов –ечк-, -еньк-, -ёньк-. Запишите составленные предложения.) -Давайте посмотрим на образец. Нам дано исходное предложение. Мы должны изменить обращение. Выполняя это задание, отвечайте на вопрос: «Какие обращения вы бы использовали в разговоре с малышом, с сестренкой, с братишкой?». Это поможет вам правильно выполнить задание. (первое предложение разбираем вместе, на доске, остальные 3 – каждому ряду одно предложение). -Упражнение 211.…, прочитай задание. (если останется время). (Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением). -Понятно ли вам задание? То есть вы должны составить четыре предложения, используя слово «родина». -Это задание сложное и с его помощью мы проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков. Вам дается 5 минут на его выполнение. -Давайте теперь вместе проверим, что же у вас получилось. Ш. Закрепление. -Сейчас, ребята, я проверю, можете ли вы правильно определить в тексте обращения. В тетрадях запишите цифры тех предложений, в которых есть обращения. Выберите только предложения с обращениями.
IV. Обобщение. -Сегодня мы с вами познакомились с обращениями. Назовите мне: 1) Значение 2) Способ выражения. 3) Является ли членом предложения? 4)Позиция 5)Пунктуация 6) Интонация V. Задание на дом. §42, упр. 211, 212.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|