Здавалка
Главная | Обратная связь

Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

Урок объяснения нового материала

Тема: Предложения с обращениями

Цель: 1) учебная – дать понятие обращения, научить находить обращение в предложении и выделять его знаками, развивать умение использовать обращения в речи, составлять с ним предложения, отличать обращения от подлежащего, выразительно читать предложения с обращением;

2) воспитательная – воспитывать внимательное обращение к слову;

3) развивающая – учить анализу, развитию логической последовательности действий.

Ход урока.

I. Организация класса:

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Откройте ваши тетради, запишите число, сегодня двадцать седьмое октября. Классная работа. Тема урока «Предложения с обращениями». Тема записана на доске.

II. Проверка домашнего задания.

-Расскажите мне ребята, что такое однородные члены предложения?

-В каких случаях мы ставим запятые? Почему?

-Что еще вы можете добавить об однородных членах предложения?

III. Объяснение нового материала.

-Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте, в школе. При разговоре они часто обращаются друг к другу. И поэтому сегодня на уроке мы поговорим с вами об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в устной и письменной речи.

-Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.

Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

3. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

(А.С.Пушкин).

-Ответьте на вопросы:

К чему и к кому обращается автор в каждом предложении?

С какой интонацией произносится обращение? (со звательной).

Давайте подумаем, какой частью речи выражено обращение?

-Запомните ребята, что личные местоимения не могут быть обращениями.

-Давайте прочитаем определение.

-Обратите внимание, ребята, что обращение не является членом предложения. Мы не можем подобрать вопрос к обращениям. Мы всего лишь называем того, к кому обращаемся.

-Как было сказано, обращение произносится с особой, звательной интонацией. Давайте попытаемся правильно прочитать предложения с обращением. Упражнение 205. … зачитает нам задание.

-Сначала мы прочитаем текст, а потом уже ответим на дополнительные вопросы. Читаем по отрывку, состоящему из двух или трех предложений.

-Просмотрите еще раз текст и ответьте на вопрос: «Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?» (вопросительные и побудительные).

-Переверните страницу, страница 86. Теоретический материал в рамочке. Посмотрим на примеры, которые нам даны. Около них мы видим различные схемы. В первом случае мы ставим после обращения восклицательный знак, так как предполагается, что обращение произносится с восклицательной интонацией. Обратите внимание, что если после обращения стоит восклицательный знак, то следующее слово пишется с заглавной буквы.

-Во втором случае мы ставим после обращения запятую, так как здесь обычная звательная интонация. Следующее слово пишется с прописной буквы.

-В третьем случае обращение стоит в середине предложения, поэтому с обоих сторон оно выделяется запятыми.

-В последнем случае обращение находится в конце предложения. Поэтому выделяется запятой только с одной стороны. Так как по цели высказывания предложение вопросительное, то в конце ставим вопросительный знак.

 

Физкультминутка.

-Вижу, вы уже устали сидеть. Давайте немного разомнемся. Вставайте. Ульяна, проведи, пожалуйста, небольшую зарядку.

 

-Теперь, когда вы познакомились с теорией, обратимся к упражнению 206. …, прочитай задание.

(Переставьте обращения в середину или в конец предложений).

-Давайте посмотрим на образец. …, прочитай. Нам дан исходный вариант предложения, где обращение стоит в начале. Ваша задача поставить его в середину или в конец предложения.

-Выполняя задание, не забывайте выделять обращения знаками препинания, а также условными значками.

(письменно)

-Обратимся теперь к упражнению 208. …, прочитай задание.

(Придайте выделенным словами ласкательную окраску при помощи суффиксов –ечк-, -еньк-, -ёньк-. Запишите составленные предложения.)

-Давайте посмотрим на образец. Нам дано исходное предложение. Мы должны изменить обращение. Выполняя это задание, отвечайте на вопрос: «Какие обращения вы бы использовали в разговоре с малышом, с сестренкой, с братишкой?». Это поможет вам правильно выполнить задание.

(первое предложение разбираем вместе, на доске, остальные 3 – каждому ряду одно предложение).

-Упражнение 211.…, прочитай задание. (если останется время).

(Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением).

-Понятно ли вам задание? То есть вы должны составить четыре предложения, используя слово «родина».

-Это задание сложное и с его помощью мы проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков. Вам дается 5 минут на его выполнение.

-Давайте теперь вместе проверим, что же у вас получилось.

Ш. Закрепление.

-Сейчас, ребята, я проверю, можете ли вы правильно определить в тексте обращения. В тетрадях запишите цифры тех предложений, в которых есть обращения. Выберите только предложения с обращениями.

  1. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.
  2. Муравьи – санитары леса.
  3. Ребята идут на речку купаться.
  4. Ребята! Пойдем на речку купаться.
  5. Сладко спит моя красавица.
  6. Сладко спи, моя красавица.
  7. Над степью Алтая, высокие звезды, сверкайте.
  8. Над степью Алтая высокие звезды сверкают.

IV. Обобщение.

-Сегодня мы с вами познакомились с обращениями. Назовите мне:

1) Значение

2) Способ выражения.

3) Является ли членом предложения?

4)Позиция

5)Пунктуация

6) Интонация

V. Задание на дом.

§42, упр. 211, 212.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.