Здавалка
Главная | Обратная связь

СЧИТАЕМ, что принятая программа «Основы здоровья» 5-9 классы должна быть откорректирована с учетом вышеизложенных замечаний

Приложение к Решению Общественного совета при МОНМС от 17.07.2012

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Киев 17.07.2012

 

31 мая 2012 года коллегия Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины приняла новую программу по школьной дисциплине «Основы здоровья» 5-9 классы. Произошло это следующим образом. В марте 2012 года на сайте Министерства для общественного обсуждения был опубликован проект программы, утверждение которой должно было состояться на коллегии 30 мая. Однако, вечером 28 мая была произведена подмена текста проекта программы и на сайте оказалась другая программа, анализ которой показал, что она существенно отличается от первоначальной и в ее основе лежат учебники по «Основам здоровья» авторов Воронцовой Т.В. и Пономаренко В.С. Это те учебники, против которых уже несколько лет выступает родительская общественность, поскольку рассматривает их, как элемент ведения демографической войны против Украины. Детальное рассмотрение принятого документа показало, что он не только игнорирует богатый опыт национальной педагогики, но и просто потенциально опасен для детей и подростков.

Ниже приводится детальное обоснование предъявляемых претензий к тексту программы по «Основам здоровья» для 5-9 классов:

 

1. По данным МОЗ Украины в январе 2012 г. в стране от различных болезней умерло около 50 тыс. человек, подавляющее большинство от сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Доля смертности от СПИДа, при этом, составила 0,92%. Тем не менее, анализ программы по «Основам здоровья» показал, что проблема ВИЧ/СПИДа упоминается 53 раза, наркотики и психотропные препараты-25 раз, туберкулез-7 раз, онкология-2раза, гепатиты-2 раза, сердечнососудистые заболевания - 1 раз, диабет - 1раз, астма - не упоминается, менингит - не упоминается. Это означает, что по отношению к болезням, несущим основную угрозу обществу акценты расставлены неправильно.

 

2. Говоря о правах ребенка, авторы проекта забыли упомянуть об его обязанностях в семье.Отрыв прав от обязанностей неизбежно порождает детский эгоизм. Обязанности не менее важны для воспитания, чем и права. Ответственное поведение базируется на принципе «что я должен», а не «что должны мне». Послушание родителям, посильная помощь в домашнем труде – все это в традициях нашей семьи. Нецелесообразно за образец воспитания брать европейскую модель, чуждую нам по духу, в которой приучение ребенка к домашнему труду может быть квалифицирована как «эксплуатация детского труда».

 

3. Произведено произвольное снижение границ пубертатного возраста на 2 года и начала зрелости на 4 года. Согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского, подростковый возраст лежит в интервале от 13 до 17 лет и это связано с началом процесса полового созревания. Период ранней юности определен в интервале 18-21 год, т. е. когда психологическое и социальное взросления догоняют физиологическое. В тоже время, в программе 6 класса (детям 11 лет) рассматриваются вопросы «подростковых компаний», «особенностей питания в подростковом возрасте», «способы противодействий агрессии и насилию в подростковой среде». Назвав детей подростками, т. е. людьми, вступившими в фазу полового созревания, авторы автоматически присвоили себе право рассказывать о половых отношениях и способах «контрацепции». Включение в программу 6 класса разделов «Способы защиты от ВИЧ-инфекции»и«Ситуации, в каких существует риск заражения ВИЧ, а в каких риск заражения ВИЧ-инфекцией отсутствует» подтверждает это. Совершенно очевидно, что 11-и летний ребенок что-то знает о половых отношениях, но в силу малого возраста они его еще не интересуют, и не стоит преждевременно привлекать внимание к этим вопроса, всему свое время. Вообще, многие сторонники раннего секс-просвета апеллируют доводом, что дети уже знают многие вещи, а значит им уже можно об этом рассказывать, забывая, что «знать» и «интересоваться» – это не одно и тоже. Все мы знаем, что есть планета «солнце», но многие ли интересуются ее диаметром и массой? Дети, с младенчества зная, что папа и мама спят вместе, серьезно задумываются об этом только с определенного момента. Детские психологи утверждают, что преждевременное растормаживание сферы влечений приводит к снижению интеллектуального развития.

В 8 классе 13-и летним подросткам уже говорят о «физиологической, психологической и социальной зрелости», а также учат «самооценке уровня взрослости и готовности к взрослой жизни». Следует отметить, что момент взрослости фиксируется возрастом совершеннолетия, и в Украине он составляет 18 лет. Но сегодня наблюдается обратный процесс: дети не хотят взрослеть. Здоровые парни, которым пора жениться, готовы часами играть в компьютерные игры, влюбленные парочки ходят в кинотеатры на примитивные мультяшки, девушки на выдании дарят друг другу мягкие игрушки. Средний возраст брачующихся в Европе составляет 30 лет и это во многом из-за боязни взять на себя ответственность за семью. Говорить 13-и летним подросткам об их «мнимой» взрослости, - значит подталкивать их к принятию «якобы взрослых» решений без согласования с родителями. Кстати, далее в программе упоминаются поступки, которые подразумевают самостоятельный выбор подростками: «пластическая хирургия», «пирсинг», «татуирование», «диеты», «косметика», «стероиды», «стимуляторы», «сексуальный старт», «аборт».

 

4. Начиная с 5 класса детям рассказывают о ВИЧ/СПИДе (Мифы и факты при ВИЧ/СПИД),а с 6-го класса дают элементы программы по профилактики этого заболевания.

Пути передачи ВИЧ-инфекции определены, и дети 10 лет не соприкасаются ни с одним из них. Они не ведут половую жизнь, ни принимают инъекционные наркотики, стерильность в больницах контролируется врачами. Давать такой материал в 5 классе явно преждевременно. Что-же касается программ профилактики ВИЧ/СПИДа, то уместно привести выдержку из «Европейского плана по ВИЧ/СПИДу на 2012-2015 гг.», подписанного 53-я государствами Европы (в том числе и Украиной) (стр.69): «обеспечить, чтобы программы профилактики были ориентированы на основные группы населения высокого риска ВИЧ-инфицирования … лиц, потребляющих инъекционные наркотики, а также меры по сокращению передачи ВИЧ-инфекции половым путем среди работников коммерческого секса и мужчин, практикующих секс с мужчинами». Совершенно очевидно, что дети 11-12 лет не попадают ни в одну из этих групп, поэтому данная информация актуальна только для подростков «рисованного поведения», включать же всех, без разбора, в группу риска, только на том основании, что у них началось половое созревание неправильно.

5. Начиная с 6-го класса предлагается проведение тренингов. Тренинги, безусловно, являются одним из эффективных способов обучения, что обусловлено, прежде всего, максимально сильным влиянием на психику человека, которое граничит с манипулированием детским сознанием. Например, только испытав реальное чувство страха, он поймет, что такое опасность. Если ребенок лезет в розетку, то родители громко кричат на него, чтобы в дальнейшем электричество ассоциировалось у него с испугом. Однако, испуг должен быть дозированным и не привести к психическому расстройству. Поэтому, тренинги имеют право проводить только специально подготовленные, профессиональные психологи. Никакой учитель, в том числе и, так называемый, учитель-тренер, - профессия, которую не предусматривает ни один нормативный документ, - не может быть допущен к работе подобного рода в силу отсутствия достаточных знаний, умений и навыков.

В основе тренинговой формы обучения лежит ролевая игра, в которой подростки попеременно проигрывают смоделированные ситуации, и если эти ситуации связаны с проявлениями «рискованного поведения», то возникают следующие реальные опасности:

- все дети делятся на экстравертов и интровертов, и если первые легко могут сыграть любую роль, то вторые замыкаются, ввиду сильно развитого чувства такта и стыда. Вот как представляют данную ситуацию авторы проекта «Школа против СПИДа»: «С начала ученики могут чувствовать себя неловко и стыдиться обсуждать вопросы сексуальности и половых отношений. Чтобы скрыть это, они нервно усмехаются или хихикают. Это нормальная реакция и в процессе занятий она быстро пройдет». В данном случае речь идет о ломке чувства стыда, который является главным охранником нравственности. Вот как по этому поводу высказывается детский психолог, член правления Российского детского фонда И.Я.Медведева: «Разрушение интимного стыда есть искусственная инвалидизация психики ребенка». Одним из проявлений шизофрении является отсутствие интимного стыда и полная раскрепощенность. Поэтому, такой упрощенно-массовый подход чреват возникновением у детей психических отклонений. Преждевременное растормаживание сферы влечений приводит к снижению интеллектуального развития и, как следствие, отрицательно влияет на процесс обучения;

- любая роль, сыгранная человеком, не проходит для него бесследно. То, что сегодня кажется незначительным, через много лет может изменить жизнь. Ситуация, в которой подросток играет роль агрессора, конфликтогена, соблазнителя или наркодиллера опасна тем, что может закрепить в его сознании модель будущего «рискованного поведения». Наивно считать, что позитивные знания, полученные в процессе проведения тренинга, запомнятся, а негативные забудутся при выходе из класса. В реальной жизни часто происходит как раз наоборот. «Звезда» на сцене начинает вести себя как «звезда» и вне ее, результатом чего является сломанная семейная жизнь, потеря себя как личности, спиртное, часто наркотики. Крайним проявлением такого невыхода из сценического образа является самоубийство. Или ,например, директор на производстве ведет себя директором и в повседневной жизни. Поэтому, выход из тренинга иногда более важен, чем само его проведение и носит сугубо индивидуальный характер. Надо так представить материал, чтобы полученные знания не оказывали отрицательного воздействия в повседневной жизни, или в одномоментной ситуации, например под влиянием алкоголя. Вот как описана данная процедура в проекте «Школа против СПИДа»: «Участники стают в круг, передают друг другу свечу (цветок) и произносят добрые пожелания или слова благодарности. Они кладут руки друг другу на плечи и трижды говорят: «Мы молодцы». Все берутся за руки и, начиная с тренера, передают друг другу рукопожатие. Когда этот сигнал приходит к тренеру с другого края, поднимают руки вверх и говорят: «До свидания! До следующей встречи!». Все это демонстрирует крайне непрофессиональный подход в такой деликатной сфере, как детская психика.

Стоит напомнить и о так называемом Стенфордском тюремном эксперименте, проведенном в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представлял собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологи. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были серьезно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. В итоге все закончилось кровавой потасовкой, что привело к досрочному прекращению эксперимента. Данный эксперимент критикуется Американской психологической ассоциацией как ненаучный и неэтичный.

Надо иметь ввиду, что речь шла о взрослых людях с установившейся психикой. У подростков же она только формируется, и последствия подобных ролевых игр могут быть крайне серьезными.

 

6. В 6 классе учеников знакомят с составляющими здоровья.Согласно определению ВОЗ «Здоровье-это состояние полного физического, психологического и социального благополучия». При таком подходе здоровых людей на планете просто не существует. Даже если с физической и психологической составляющими все более-менее понятно, то с социальной не все так просто. Социальное благополучие характеризуется удовлетворение как материальных (жилье, зарплата, одежда, машина и т.д.), так и социальных запросов (среда общения, карьера, взаимоотношения и т.д.). С этой точки зрения человек, стремящийся поднять свой материальный и социальный статус, не подходит под данные критерии. Состояние социального благополучия достигается с годами, при этом неизбежно возникают проблемы с физическим состоянием. Получается, что, будучи относительно здоровым физически и психически, человек не здоров социально, а получив с годами социальное здоровье, теряет физическое. Введение такого определения выгодно, прежде всего, самим врачам. Это позволило скромному «Красному кресту» стать мощнейшей Всемирной Организацией Здравоохранения. Поэтому, вопрос о составляющих здоровья не так прост, как кажется. Детям была бы более понятна старая формулировка (здоровье есть отсутствие болезней), тем более что она не противоречит новой.

 

7. Вопросам стресса уделено чрезмерно большое внимание и складывается впечатление, что это одна из основных подростковых проблем. Нужно ли вообще говорить с детьми 12 лет о хроническом стрессе? Зачем ребенку оценивать уровень стресса? Все это задача психоаналитика. Такой углубленный самоанализ может привести к психической неустойчивости подростка: получил двойку-стресс; накричали родители-стресс; наказали - сильный стресс, переходящий в хронический. А вот дальше детям дают информацию о наличии антистрессовых стимуляторов («последствия применения стимуляторов для преодоления стресса»). Вот как представлена эта тема в учебнике для 7 класса авторов Воронцовой Т.В. и Пономаренко В.С.: «Они (сигареты, пиво, алкоголь, наркотики) могут помочь на короткое время, но вредят в перспективе». При этом совершенно не учитывается, что подростков ближайшая перспектива часто интересует больше, чем долгосрочная. Следующая фраза: «Существуют минимум три причины, по каким нельзя принимать стимуляторы для преодоления хронического стресса». А если, подросток классифицирует свой стресс не как хронический? Тогда получается, что стимуляторы принимать можно?

 

8. В программе представлена информация, направленная на разрушение семейной иерархии, ущемляющая права родителей на контроль за здоровьем ребенка. В 7 классе детей учат «налаживать партнерские отношения с семьей»,совершенно забывая при этом, что подчинение родителям лежит в основе нашей семейной культуры. Уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «В семье, где есть дети, должна осуществляться родительская власть, необходимость которой обусловлена ответственностью родителей перед государством за воспитание своих детей». Отдельно остановимся на «клиниках дружественных молодежи»,адреса которых дают ученикам.Речь идет олечебных учреждениях, оказывающих анонимные, бесплатные услуги всем желающим подросткам, (а не только молодежи) в решении вопросов, связанных с подростковой беременностью и лечением венерических заболеваний. Запись на прием производится анонимно, или под чужим именем, или просто под номером. Подростку ставят диагноз, а затем назначают лечение, которое он может пройти как в клинике, так и самостоятельно. Сама система полной анонимности пациента перед врачом несет в себе большую опасность из-за отсутствия карточки подростка, которая находится в детской поликлинике по месту прописки. Неизвестна реакция организма на отдельные виды лекарств, а ведь есть случаи смерти пациента в кресле зубного врача или косметолога от укола лидокаина. Подумайте, какие могут быть последствия, если подросток решит сделать себе инъекцию антибиотика, а у него редкий случай аллергии на новокаин, о чем ребенок может просто не знать. Кто ответит за неизбежные в, этом случае, осложнения? Клиника? Как, если в регистратуре он записан, например, как «бетмен»? А если подросток проходит неоднократное анонимное даже для врача лечение и произошла адаптация организма к данному лекарству, то вероятен переход болезни в скрытую, хроническую форму. Особенно это опасно для девушек, ввиду возможного бесплодия. Исходя из этого, любое вмешательство в организм ребенка без согласия родителей недопустимо, а обслуживание в дружественных клиниках является именно таким.

 

9. В программе 8-го класса появились элементы гендерной теории. Ученикам дают понятии про «биологический и социокультурный пол», «пол и гендер».Впервые термин «гендер», как категорию клинической психологии, ввел американский психоаналитик Роберт Столлер при изучении феноменов транссексуальности и гермафродитизма. Сама гендерная теория весьма многообразна и находится в постоянном развитии. На сегодняшний день в ней существуют, как минимум, три направления:

- равенство между мужчиной и женщиной в традиционном понимании, закрепленное Конституцией и законодательством Украины. Речь идет о социальном равенстве и борьбе с дискриминацией по половому признаку. На практике это означает, например, равную оплату труда и равные возможности при приеме на работу. При этом роли мужчины и женщины в социуме остаются неизменными, мужчина-защитник и добытчик, а женщина-мать и хранительница очага. Данное направление не вносит в наше общество ничего принципиально нового, за исключением терминологии;

- появление новых гендерных типов. К биологическим типам (мужчина и женщина) добавились социокультурные: бисексуалы, гомосексуалы, транссексуалы, . В этом году на уровне ООН были упоминания о создании шестого гендера: «интеросексуал». При этом биологический фактор перестает быть определяющим, и человек сам определяет свой гендерный пол. Такое деление людей в корне меняет систему нравственных и семейных ценностей. Вопрос о гендерном равенстве при этом означает равенство между людьми «традиционной» и «нетрадиционной» ориентаций , причем равенство во всех сферах жизни. На практике это означает возможности ведения агитационной работы, создания однополых семей и усыновления ими детей, Например, в США уже более 300 тысяч детей усыновлены гомосексуальными парами. Высшей формой такого равенства является уголовная ответственность за так называемую «гомофобию». В Канаде человек может сесть в тюрьму на 1 год за высказывания против гомосексуализма. Это направление является антирелигиозным, поскольку переводит «мужеложство» из понятия «грех» в понятие «норма». Например, в Европе священнослужители уже опасаются читать проповеди о грехе «содомии», из-за возможности их уголовного преследования. Разрушение традиционного института семьи, нравственное разложение неизбежно усугубят демографическую проблему, которая на сегодня является угрозой Национальной безопасности для Украины (см. решения РНБО от 29.12.04г.)

- феминизм, требующий абсолютного равенства мужчины и женщины, высшей формой проявления которого является квотирование государственных должностей и оплата за домашний труд. Роль женщины меняется кардинально, из матери и хозяйки она превращается в равноправного мужчине партнера. Процесс деторождения становится непривлекательным и опасным для карьерного роста. В отношении к религии феминизм занимает враждебно-воинствующую позицию, считая ее главной виновницей «гендерного неравенства».

Таким образом, теория гендера несет в себе идеи, направленные на разрушение традиционных нравственно-религиозных основ нашего общества и противоречит ст.29 «Конвенции о правах ребенка», подтверждающей его право на воспитание в духе традиций своего народа.

 

10. Необоснованно рано учеников вводят в мир «наркотиков, психотропных веществ, косметики, пластической хирургии, стимуляторов, стероидов». Наряду с правом ребенка «знать», существует его право «не знать». С учетом детского любопытства и отсутствием страха за возможные последствия такая информация может спровоцировать «наркотический» или « психотропный» старт.

 

11. В 8 классе подростков информируют об аборте, как искусственном прерывании беременности в отрыве от его нравственной оценки. Аборт - это прежде всего убийство собственного ребенка с целью избежать материальный и социальный дискомфорт. Говорить об этом с подростками, шкала нравственности которых только формируется,- безнравственно. Предлагать убийство, как способ выхода из жизненной ситуации,- преступление. Резолюция Сан-Хосе четко определяет, что зародыш хоть еще и не родившийся, но уже человек. В фильме «Безмолвный крик» процесс абортирования снят в ультразвуке. Четко видно как зародыш начинает панически метаться в чреве матери (частота пульса при этом увеличивается до двухсот ударов в минуту), а когда его начинают рвать на куски он кричит. Зародыш - такой же, как любой ребенок, только полностью бесправный.

 

12. Очень опасно появление в программе темы, посвященной «механизму возникновения наркотической зависимости».Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к учебнику 7 класса (стр.115): «Наркотическая зависимость не возникает за одну ночь». Эта фраза фактически разрешает однократную пробу наркотика, т. к. с первого раза наркоманом, оказывается, не становятся. В этом заложен большой обман. Существуют наркотики, которые приводят к физической зависимости даже при однократном употреблении. Кроме того, как только подросток испытает чувство «кайфа», он попадает в психологическую зависимость, хочет он этого или нет. Любые эмоции такого рода запоминаются, и организм будет подталкивать человека к их повторению. Таким образом, данный раздел несет в себе огромную скрытую опасность, т. к. может спровоцировать «наркотический старт».

 

13. Опасным представляется раздел: «Неотложная помощь в случае передозировки наркотиками», в котором подростка учат оказывать помощь наркоману, например, в компании.Особенностью передозировки является то, что она наступает сразу же после приема наркотика, поэтому помощь может быть оказана только, если подросток непосредственно находится при этом. Вместо того, чтобы сказать «немедленно уходи из компании, в которой употребляют наркотики», его учат толерантности и милосердию. Совершенно очевидно, что в такой ситуации сам подросток подвергается огромной опасности быть втянутым в процесс, и реакция его должна руководствоваться инстинктом самосохранения, т.е. немедленно убегать.

 

14. В программе 6-го класса ученикам предлагают назвать «причины, по которым люди не курят, не употребляют алкоголь».Совершенно абсурдная постановка вопроса, т.к. человек не рождается с сигаретой и бутылкой. Не пить и не курить – это нормальное состояние человека и глупо объяснять то, что нормально по сути.

15. В программе 8-го класса ученикам предлагают назвать «причины воздержания от половых контактов в подростковом возрасте».Не понятно, зачем объяснять то, что является единственно правильным и естественным. Подростковое воздержание не должно требовать доказательной базы, необходимо представлять его как обязательное условие физического и психического здоровья.

 

16. Вызывает сомнение необходимость раздела «планирование жизни», при этом ученики должны уметь разрабатывать долгосрочные планы. Сама идея возможности планирования жизни вызывает большое сомнение. Подразумевается, что подросток должен изложить свой жизненный план на бумаге и в дальнейшем руководствоваться им. В качестве критерия успеха в учебнике Воронцовой Т. В. и Пономаренко В. С. за 9 класс предлагается пример достижения финансового благополучия выпускниками Ельского университета (США), т. е. жизненный план переведен в бизнес-план, а, как известно, бизнес и мораль – вещи несовместимые. Утверждение, что человек может спланировать свою жизнь, носит атеистический характер. В государстве, где 71% населения считают себя верующими, внедрение в учебный процесс таких идей нецелесообразно. Более правильно говорить о постановке целей и путях их достижения, что не лишает человека свободы выбора.

 

17. В программе 9-го класса введено изучение формулы индивидуальной защиты. Суть этой формулы такова, что если ты хочешь защитить себя от ВИЧ то соблюдай четыре условия: воздержание до брака, взаимная верность в браке или сексуальных отношениях, использование презерватива в случае сомнения в ВИЧ-статусе партнера и стерильность шприцов. Следует заметить, что воздержание и взаимная верность есть необходимыми элементами здорового образа жизни. Согласитесь, что здоровый образ жизни первичен, а отсутствие опасности ВИЧ-инфицирования - вторично. Неправильно представлять воздержание и взаимную верность как способ защиты от ВИЧ – это умаляет их самостоятельною ценность как ведущего фактора существования семьи. Что же касается использования презерватива при половых контактах, то такая точка зрения была определяющей до 2000 года, когда считалось, что презерватив обеспечивает практически 100%-ю защиту от ВИЧ-инфекции, однако результаты исследований профессоров Дэвиса и Веллера, опубликованные в 2004 году, показали, что уровень защиты составляет в среднем 80% с пессимистичным прогнозом в 35%. Учитывая, что речь идет о неизлечимой болезни, формула в таком виде опасна, т. к. дает иллюзию «контрацептивной безопасности».

 

18. В программе говорится о «демографическом взрыве» в мире и не говорится о «демографической катастрофе» - резком сокращении рождаемости - в Украине. Создается впечатление, что именно сокращение рождаемости в Украине является скрытой (герменевтической) целью составителей программы.

 

19. Программа изобилует сложной специальной терминологией: «мнемоничные приемы, конфликтоген, вербальные и невербальные каналы коммуникаций, создание плана формирования полезной привычки, контекст развития, биосоциальный характер процесса формирования личности, методичный и холистичный подходы, составление стратегии самореализации, рефрейминг». Все эти термины имеют простые и понятные детям отечественные аналоги и не стоит увлекаться «наукообразием».

 

Все учебники по «Основам здоровья» для 5-9 классов, написанные по программе утвержденной 31.05.2012 года, будут нести угрозу национальной безопасности. Внедрение данной программы в учебный процесс создает безальтернативность, вынуждая тысячи родителей Украины отказываться от посещения детьми ряда уроков по дисциплине «Основы здоровья», ввиду их опасности для психического и морального здоровья ребенка.

 

СЧИТАЕМ, что принятая программа «Основы здоровья» 5-9 классы должна быть откорректирована с учетом вышеизложенных замечаний

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.