Здавалка
Главная | Обратная связь

Постящийся должен проживать на одном месте, а не быть путником.



 

Всевышний сказал: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней» (сура «Бакара», 2: 184).

 

Подавляющее большинство ученых считают, что путникам разрешено отказываться от поста во время поездок, хотя разрешается и соблюдать пост при желании.

 

Кроме того, путникам разрешено разговляться независимо от того, чувствует ли он слабость из-за поста во время поездки или нет. Так например, для путника, поездка которого будет проходить в тени и при наличии воды для полоскания, а также тех, кто способен позаботиться о нем, поездка трудностей не вызывает, но все равно ему разрешается отказаться от поста, а также и сокращать молитвы.

 

Ибн Таймия сказал: «И пост, и отказ от него одинаково разрешены для путника в Рамадане, и все четыре имама-основателя мазхабов единогласно считают, что и то, и другое разрешено».

 

Разрешение подтверждается следующими хадисами:

 

От Ибн Аббаса передаются такие слова: «Не порицай того, кто постится в поездке и того, кто разговляется, ибо пророк иногда постился, а иногда разговлялся». (Приводит Муслим).

 

В двух сборниках приводятся слова Анаса: «Сподвижники во время пророка выезжали в поездки, и те, кто постился, не порицали тех, кто разговляется, а те, которые разговлялись, не критиковали тех, которые постились».

 

От Абу Дарды приводятся такие слова: «Мы вышли в поход вместе с пророком во время Рамадана. Стояла такая сильная жара, что мы даже руками пытались скрыть головы от солнца. И тогда среди нас никто не продолжал поститься, кроме пророка и Абдуллаха ибн Равахи» ( согласованный хадис).

 

От Хамзы аль-Аслями приводится, что он сказал: «О, посланник Аллаха! Я выезжаю в поход и чувствую в себе силы поститься, будет ли на мне грех за пост?» Тот ответил: «Пост – это дозволенность, дарованная вам Аллахом.Кто возьмет её – прекрасно, а кто пожелает поститься, на том нет греха» ( Муслим).

 

От Абу Саида приводится: «Мы (сподвижники) выезжали вместе с пророком в течение Рамадана. И тех, кто постился, он не порицал, и тех, кто разговлялся, он не порицал».

 

Но есть ли что-то более предпочтительное для путника?

 

Ответ гласит, что есть разные ситуации и каждая из них имеет собственное решение.

 

Первая ситуация: когда путник одинаково способен поститься и разговляться, т.е. пост не влияет на его состояние.

 

В таком случае поститься лучше, чем разговляться.

 

Доводы здесь следующее:

 

Во-первых, от Абу Саида приводится: «Сподвижники во время пророка выезжали в поездки, и те, кто постился, не порицали тех, кто разговляется, а те, которые разговлялись, не критиковали тех, которые постились. Они считали, что те, кто имеет силы и постятся, поступают прекрасно, а те, в ком нет сил и разговляются, поступают тоже прекрасно» ( Муслим).

 

Во-вторых, в таком случае совесть человека скорее освобождается от обязанности соблюдать пост, ибо, отказавшись от поста, человеку все равно нужно будет его возмещать. В-третьих, так легче для человека, ибо поститься вместе со всеми людьми в Рамадане легче, чем поститься впоследствии в одиночку.

 

В-четвертых, в таком случае постящийся застает лучшее время для поста – месяц Рамадан. Нет сомнения, что время Рамадана намного лучше других дней, ибо именно этот месяц есть время, когда поститься следует обязательно.

 

Основываясь на этих доводах, более предпочтительным считается мнение имама аш-Шафии и других ученых о том, что когда путник одинаково способен поститься и разговляться, то пост является предпочтительным.

 

Вторая ситуация: когда более гуманным по отношению к путнику было бы разговляться. В том случае, когда пост приносит путнику дополнительные сложности, поститься становится нежелательным, ибо в таком случае человек пытается осилить сложности, несмотря на то, что Аллах сделал ему уступку, что считалось бы неуважительным отношением к Всевышнему.

 

В такой ситуации пост перестает быть благочестивым поступком. На это указывается в хадисе: «Как то в поездке внимание пророка привлекла толпа, собравшаяся возле какого-то человека, которому стало плохо. Он спросил: «Что произошло с ним?», и люди сказали, что тот постился. На это пророк сказал: «Не будет благочестием поститься в путешествии» ( согласованный хадис).

 

Также доводом является то, что Муслим приводит со слов Джабира:

 

«Пророк вместе со сподвижниками выступил в поход на Мекку в Рамадане. Он постился, пока все не доехали до места под названием Кура аль-гамим, а люди также постились. Но в том месте он попросил принести ведро с водой, поднял его и, на глазах у всех, отпил из него. (Люди поступили также), но затем кто-то

 

сказал, что некоторые продолжают сохранять пост. Тогда пророк сказал: «Это ослушивающиеся! Это ослушивающиеся!».

 

В одной из версий этого хадиса сообщается, что люди пожаловались ему на свою слабость и ожидают его решения. Тогда пророк попросил принести ему ведро с водой, хотя время уже было после предвечерней молитвы».

 

В некоторых ситуациях, пост становится совершенно запрещенным (харам). Это бывает тогда, когда пост приводит к чрезмерной слабости и гибели, ведь Аллах Всевышний сказал: «И не убивайте самих себя» (сура «ан-Ниса», 4: 29).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.