Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос №5 Реформы Петра I



Реформа центрального управления. Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию ми­нистров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правитель­ствующего сената, ставшего высшим правительственным уч­реждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными функциями.

Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой, Воинская — сухопутной армией, Адмиралтейств-коллегия — морским флотом, Юстиц-коллегия — гражданским и уголовным судом, Берг-коллегия — горно-заводской промышленностью, Мануфактур-коллегия — мануфактурной промышленностью. В отличие от приказов решения здесь принимались коллектив­но (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Пре­ображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они нахо­дились в ведении самого императора.

Указ о единонаследии. Табель о рангах. В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дво­рян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канц­лера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получив­ший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по на­следству. За свою службу чиновники получали земли и кресть­ян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любо­му служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Областная реформа. В 1708 годудля усиления местного ап­парата власти и повышения его авторитета и роли в деле уп­равления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (поз­же— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казан­скую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли гу­бернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уез­ды, а позднее — на провинции.

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воево­дами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках гу­бернаторов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману.

Однако для контроля за его действиями (особенно после из­мены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер.

Реформа городского управления.С ростом городов увели­чилась и численность городского населения. К концу царствова­ния Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Слож­ным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число куп­цов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод ипе­редано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому бы­ли подчинены местные магистраты во гла­ве с бурмистрами и ратманами, избира­емыми от городского населения.

Церковная реформа.При Петре I завершился процесс пре­вращения церкви в одно из важнейших государственных учреж­дений, полностью подчиненных высшей светской власти.

После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно ска­зать, что российский император стал фактическим главой Рус­ской православной церкви.

Действия Синода от имени высшей светской власти контро­лировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просве­щенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, настав­ления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к ца­рю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору рос­сийского абсолютизма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.