Налоговая политика и налоговый механизм
Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношении. Эти отношения используются государством в налоговой политике. Налоговая политика — комплекс мероприятии государства в области налогов, осущесталяемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели ее обусловлены строем общества и социальными группами, стоящими у власти В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения. Задачи налоговой политики: 1) обеспечить государство финансовыми ресурсами; 2) создать условия для регулирования хозяйства страны в целом; 3) сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения. Цель налоговой политики — выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она может быть рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия — метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития. При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами: во-первых, экономическими — обеспечение динамического экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов; во-вторых, социальными — перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; в-третьих, фискальными — повышение доходов государства; в-четвертых, международной — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налоговая тактика — совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налоговой тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного момента — это политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия (к примеру, на пятилетие) предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегического плана. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость. Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм — мощный инструмент стоимостного регулирования воспроизводственного процесса. Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль. Планирование — волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства. Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов. Налоговое регулирование — система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства решение общеэкономических задач). С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами. Налоговое регулирование осуществляется различными методами и способами. В целом налоговое регулирование направлено на обеспечение структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий. Налоговый контроль — элемент налогового механизма. Цель — обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения. Налоговый контроль — часть финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и нет налоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения. Объектами налогового контроля являются финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов). Субъектами налогового контроля — МНС, Государственный таможенный комитет, аудиторская служба. В основе налогового контроля лежат следующие п р и н ц и п ы его организации: • нейтральность к объекту и субъекту налогообложения; • одно правонарушение — одно взыскание; • поглощение взысканий, а не их сложение; • ясность состава налогового правонарушения для всех сторон налоговых отношений; • обоснованность налоговых санкций; • действенность санкций. Разграничение природы налогов и их функций, с одной стороны, и налоговой политики и налогового механизма — с другой, позволяет понять отношения базисных и надстроечных категорий В отличие от природы и функций налогов, являющихся базисными категориями, налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе и выступают явлениями надстроечного порядка. Они постоянно изменяются в зависимости от изменения деятельности государства. В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция, разрабатываемая видными экономистами и выражающая потребности части общества, стоящей в данный момент у власти. Правильность концепции проверяется практикой. Налоговую теорию, которая не пользуется популярностью и имеет отрицательные результаты на практике, заменяют новой. Специфические признаки налогов: 1. Налоги — участник перераспределительного процесса стоимости ВВП и НД. 2. Налоги — важнейший инструмент воздействия на экономическую деятельность. 3. Налога — обязательный безвозмездный платеж юридических и физических лиц. 4. Налога — специфическая форма производственных отношений. 5. Налоги — орудие эксплуатации плательщика. 6. Налоги обеспечивают смену собственности, когда часть стоимости в денежном выражении переходит из индивидуальной или корпоративной в государственную. 7. Налоги — сочетание двух функций — фискальной и регулирующей. 8. Налоги не порождают встречного обязательства государства ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|