Здавалка
Главная | Обратная связь

Налоговая политика и налоговый механизм

Налоги и их функции отражают реальные базисные отноше­ния, т.е. объективные закономерности движения налоговых отно­шении. Эти отношения используются государством в налоговой политике.

Налоговая политика — комплекс мероприятии государства в области налогов, осущесталяемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая полити­ка является частью финансовой политики.

Содержание и цели ее обусловлены строем общества и соци­альными группами, стоящими у власти

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориально-эко­номического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения.

Задачи налоговой политики:

1) обеспечить государство финансовыми ресурсами;

2) создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;

3) сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.

Цель налоговой политики — выработка и принятие управлен­ческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она мо­жет быть рассчитана на перспективу и на относительно корот­кий период. В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия — метод налогового предвидения с рас­четами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важ­ные тенденции общественного развития.

При разработке налоговой стратегии государство руководству­ется следующими задачами:

во-первых, экономическими — обеспечение динамического эко­номического роста, ослабление цикличности производства, лик­видация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов;

во-вторых, социальными — перераспределение НД в интере­сах определенных социальных групп путем стимулирования рос­та прибыли и недопущения падения доходов населения;

в-третьих, фискальными — повышение доходов государства;

в-четвертых, международной — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных усло­вий для платежного баланса.

Налоговая тактика — совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.

При разработке налоговой тактики решаются конкретные за­дачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного мо­мента — это политика сегодняшнего дня.

Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия (к при­меру, на пятилетие) предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает вы­полнение стратегического плана.

Налоговая политика осуществляется через налоговый меха­низм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность орга­низационно-правовых норм и методов управления налогообло­жением, включая широкий арсенал различного рода настроеч­ных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, спосо­бы обложения и др.).

Государство придает своему налоговому механизму юридиче­скую форму посредством налогового законодательства и регули­рует его. Именно это создает видимость изолированности нало­гов от производственных отношений.

Эффективность использования налогового механизма зави­сит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущ­ность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулирует­ся исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государст­венного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм — мощный инструмент стоимостного ре­гулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм включает в себя следующие элементы:

планирование, регулирование, контроль.

Планирование — волевое управление экономикой, осуществ­ляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также коорди­нации экономических процессов в соответствии с целевой на­правленностью развития общественного производства.

Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономичес­кого развития страны исходя из разработанных и принятых на­логовых законов.

Налоговое регулирование — система экономических мер, опе­ративного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюд­жета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функ­ции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью подат­ной системы. С одной стороны, налоговое регулирование наце­лено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства решение общеэкономических задач).

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть на­правлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить ин­тересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее уни­версальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных на­правлений движения капитала. Теоретически налоговое регулиро­вание может иметь широкие масштабы, однако на практике про­изводство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Налоговое регулирование осуществляется различными мето­дами и способами.

В целом налоговое регулирование направлено на обеспече­ние структурных сдвигов в экономике, оживление инвестицион­ной активности национальных предприятий.

Налоговый контроль элемент налогового механизма. Цель — обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетно­сти, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль — часть финансового контроля за ис­полнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и нет налоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объек­тов налогообложения.

Объектами налогового контроля являются финансово-хозяй­ственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов).

Субъектами налогового контроля — МНС, Государст­венный таможенный комитет, аудиторская служба.

В основе налогового контроля лежат следующие п р и н ц и п ы его организации:

• нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;

• одно правонарушение — одно взыскание;

• поглощение взысканий, а не их сложение;

• ясность состава налогового правонарушения для всех сто­рон налоговых отношений;

• обоснованность налоговых санкций;

• действенность санкций.

Разграничение природы налогов и их функций, с одной сторо­ны, и налоговой политики и налогового механизма — с другой, позволяет понять отношения базисных и надстроечных категорий

В отличие от природы и функций налогов, являющихся базис­ными категориями, налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе и выступают явлениями надстроечного порядка. Они постоянно изменяются в зависимо­сти от изменения деятельности государства.

В основе налоговой политики и налогового механизма обыч­но заложена господствующая концепция, разрабатываемая вид­ными экономистами и выражающая потребности части общест­ва, стоящей в данный момент у власти. Правильность концеп­ции проверяется практикой. Налоговую теорию, которая не поль­зуется популярностью и имеет отрицательные результаты на прак­тике, заменяют новой.

Специфические признаки налогов:

1. Налоги — участник перераспределительного процесса стои­мости ВВП и НД.

2. Налоги — важнейший инструмент воздействия на экономи­ческую деятельность.

3. Налога — обязательный безвозмездный платеж юридиче­ских и физических лиц.

4. Налога — специфическая форма производственных отно­шений.

5. Налоги — орудие эксплуатации плательщика.

6. Налоги обеспечивают смену собственности, когда часть стоимости в денежном выражении переходит из индивидуальной или корпоративной в государственную.

7. Налоги — сочетание двух функций — фискальной и регу­лирующей.

8. Налоги не порождают встречного обязательства государства





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.