Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема. Пять видов взаимоотношений с Господом

Раса– это особый «вкус», ощущаемый преданным в личных отношениях с Верховным Господом.

Существует 5 основных видов взаимоотношений, испытываемых преданным:

1. шанта-раса – нейтральные взаимоотношения;

2. дасья-раса – отношения служения;

3. сакхья-раса – дружеские отношения;

4. ватсалья-раса – родительские отношения;

5. мадхурья-раса – супружеские отношения

 

Эти пять видов трансцендентных эмоций, существующих в духовном мире, являются изначальными, а все виды взаимоотношений, проявленных в материальном мире, – их искаженное отражение. В материальном мире эти изначальные духовные расы осквернены представлениями о жизни, как о жизни тела, и поэтому лишены чистоты и бескорыстия. Вступая во взаимоотношения с другими, человек, как правило, преследует личные интересы, ищет удовлетворения своим чувствам. К тому же объектом служения является не Господь Кришна, а временные материальные формы. В настоящих, духовных расах полностью отсутствуют корысть, эгоизм, все эти чувства предназначены лишь для одного: доставить радость Господу.

Помимо этих пяти первичных рас или взаимоотношений, есть еще семь вторичных: смеха, чудесных видений, вступления в рыцарские взаимоотношения, жалости, чувства гнева, ощущения ужаса и полного крушения. Пять первичных рас постоянно пребывают в сердце чистого преданного, а семь вторичных то появляются, то исчезают, чтобы сделать богаче вкус и аромат первичных. Обогатив первичные расы, они исчезают (УГЧ, стр.65-67). Великие преданные видят в Кришне вместилище всех рас, все эти 12 основных видов взаимоотношений присутствуют в Верховном Господе (БГ 11.14).

Каждое живое существо, реализовавшее свои вечные взаимоотношения с Господом, принадлежащие к одной из пяти основных рас, полностью удовлетворено – потому что это его естественное положение. Поэтому не следует пытаться сравнивать эти виды рас с мирских позиций – что лучше, а что хуже. Они просто находятся в разных категориях и не должны быть предметом зависти. Тем не менее, с объективной точки зрения, некоторые из взаимоотношений превосходят другие, потому что они включают в себя все их особенности и также привносят что-то новое.

Шанта-раса включает в себя привязанность к Господу в настроении «восторженного созерцателя» и отрешенность от материи. В дасья-расе наряду с этим появляется настроение служения. В сакхья-расе к предыдущим качествам добавляется уверенность, доверительность и дружба, сокровенная близость. Преданный, находящийся в ватсалья-расе, кроме выше перечисленного, чувствует, что Кришна зависит от его заботы о Нем, поэтому действует как защитник и покровитель Кришны. В мадхурья-расе среди всех предыдущих качеств расцветает полная свобода в средствах для удовлетворения Господа и полное предание Ему, когда ничто не ограничивает стремления и возможности служить своему возлюбленному (НС с. 424-425; УГЧ с. 70-71).

Говорить об осознании своей расы, то есть своих изначальных постоянных отношений с Господом, можно лишь после достижения освобождения от материальных концепций жизни. Таким образом, раса начинает проявляться лишь на стадии бхавы. На ступени асакти человека может привлекать слушание об определенных взаимоотношениях Господа и Его преданных.

Если такое исключительное влечение к слушанию об играх гопи с Кришной, проявляется до достижения ступени асакти, когда человек еще полон анартх и отождествляет себя с телом, когда преданное служение его утомляет или он засыпает на джапе и кришна-катхе, то можно утверждать о проявлении в сознании человека сахаджии. Стремление к мирским наслаждениям, или расам, под вывеской псевдотрансцендентных взаимоотношений с Кришнойтяжелая анартха, удаление которой чем раньше начать, тем легче справиться. Не искоренив в своем сознании такого дешевого отношения к духовной жизни, преданный рискует на очень долгое время, может быть даже не на одну жизнь, остановиться в своем духовном развитии. Однако, прилагая усилия, чтобы привязаться к Верховной Личности Бога и обрести полную зависимость от Него, оставив свои склонности господствовать и наслаждаться, преданный может заслужить милость Господа, и Господь откроет ему эти сокровенные темы.

Хотя говорится, что отношения ученика и духовного учителя равны отношениям с Господом, из этого не следует делать вывод, что с духовным учителем можно иметь какие-либо другие расы, кроме дасьи – служения. Роль духовного учителя состоит в том, чтобы соединить своего ученика с Кришной. Своими наставлениями духовный учитель расчищает ученику дорогу, ведущую к вечным отношениям с Господом. Поэтому насколько близко к сердцу мы принимаем эти наставления и следуем им, занимая положение слуги (ШБ 3.7.19; 3.32.42), настолько быстро мы продвигаемся по пути к Господу.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.