Здавалка
Главная | Обратная связь

Категории шаманов в корейском шаманизме. Мотивы выбора профессии и процесс становления шаманов.

Категории шаманов. Т.Акиба: три группы женщин-шаманок – мудан (зрелые шаманки), танголь мудан (неистовые шаманки, песни и танцы центральное место) и сонмудан (не явл. наследственными, часто по эеономическим причинам, заним. гаданиями) и группу мужчин-шаманов паксу. Европейская классиф.: мудан, пхансу и большие шаманы. Большие шаманы (тэгам): способны покидать тело и принимать виды животных, знают путь в подземный мир, могут взойти на небеса. На каждом шамане при камлании шапочка (только на поманках, священный атрибут, не продается, символ шаманского могущества), кофта (синяя материя, короткие рукава), пояс (ремень с железными побрякушками, до 30), юбка (черная, синяя и траурная (небеленый холст) бумажная материя, чуть ниже колен, по подолу тигры, драконы, змеи – должны носит шамана по воздуху), рукавицы (из кожи, разрисовываются яркими красками или вышивка ящериц, лягушек), ремень, обувь. Неотъемлемый атрибут – бубен с колотушкой (пугать злых духов), палка (посох – символ власти, врученной духами), 9 камней, несколько идолов-истуканов (покровители, помощники). Функции: моление о дожде, лечение больных, одержимых злыми духами, участие в похоронах и поминках. Муданъ. Женщины, наиболее многочисленная группа шаманов. Как и тэгам, муданъ – избранницы демонов. Как двойник демона, наделялись теми же качествами. Общение с духами во время камлания (кут), кот. сопровождается игрой на муз. инструментах (барабан, гонг, колокольчик), танцами и пением. Женщины-шаманки поддерживали связь с духами умерших – квисин и тхочжу – хозяевами земли, могли влиять на них. Среди шаманов категории мудан, т.е. связанных с квисин, были и мужчины – паксу мудан (Сеул), по численности к женщинам 1 к 10. Мужчины во время исполнения ритуальных танцев одевали женскую одежду, но, как правило, самостоятельно кут не совершали, а сопровождали шаманок. Ритуальный травестизм характерен и для женщин – связано с представлениями о сексуальной связи шамана со своим духом (если совпадает – изменить). Функции муданъ – при болезни (уговорить или заставить духа покинуть больного), для упокоения души человека, умершего насильственной смертью, и совершения очистительных обрядов. М. принимали участие в похоронах – изгнание и умилостивление духов земли, охранительные обряды (изгот. амулеты), задабривание духа-хозяина дома, обращение к духу дракона во время засухи. Муданъ не пользуются книгами, заклинания и методы общения индивидуальны, передавались во время обучения от шаманки. Продолжительность действий от 1-2 часов до недели. Сила мудан заключалась в исступленном трансе, во время которого она выступала как посредник-медиум. Мудан не имели бубна, их костюм соответствовал назначению ритуала и воображаемому облику духа, которому посвящался обряд.Пхансу. Слепые мужчины-шаманы, сочетали ф-ции шамана и предсказателя, приемы магии и чтение даосских и буддийских книг и сутр. Их сила основана на знании книг, хотя определенную роль играл момент избранничества. Обычно слепые от рождения, склонны к неврастении, часто колдовство для них было единственным средством к существованию. Более поздняя по происхождению категория служителей культа, явные следы влияния даосизма и буддизма. Чтобы стать пхансу надо пройти многолетний курс обучения: заучивание заклинаний из священных книг, заручиться покровительством могущественных духов – синчан (каким образом неизвестно). Осуществляли связь между мирами с помощью слов-заклинаний, принуждали духов повиноваться, для этого били в барабаны и цимбалы (заставить духов повиноваться словам). Специального костюма не имели, в особых случаях надевали головной убор, пох. на венец. Имели жезл – вместилище духов. Также предсказывали счастливые дни, будущее, давали советы, для чего гадали. Занимались изгнанием демонов болезней и злых духов дома, редко лечением душевнобольных.

Мотивы выбора. Большинство выбирали проф. шамана в раннем возрасте. Несколько путей становления: 1) наследование профессии родителей (шаманы сэсымму), 2) избранничество духом (кансинму), 3) по собственному желанию (обычно по экономическим соображениям). Кансинму: на человека снисходит божественный дух синнэрим, как правило после долгого тяжелого душевного заболевания (синбён) или после эмоционального шока. Такой человек приобретает шаманские способности посредством инициации (нэрим кут), во время которого дух входит в их тело. Но чтобы стать настоящим шаманом, надо от 2 до 10 лет обучаться проведению ритуала кут у шамана, который проводил обряд посвящения. В Корее был распространен преемственный шаманизм, основан. на вере в наследственность дара. Девочки из шаманских семей, как правило, становились шаманками. Мужчины выполняют вспомогательную роль в кач-ве музыкантов ритуала кут и сопровождают репликами и комментариями. При отсутствии детей шаманка брала на воспитание девочку-сиротку, она вначале прислуживала в доме, а затем мудан передавала ей свою силу и навык. Приобретение шаманского дара путем избранничества происходило во время шаманской болезни, кот. обычно начиналась с ощущения толчка в груди в области сердца. Во время болезни ослабевал аппетит, появл. блеск в глазах, продолжительный сон, во время которого заболевшему казалось, что к нему снизошел демон-квисин (старый человек или животное), воплотился в него и стал его двойником, принудив служить ему. Заболевание часто сопровождалось истерией, отвращением к людям и привычному образу жизни. Заболевший неистовствовал, скакал, рвал плятье, говорил от имени духов. Если он не последует зову духов, то умрет, а всел за ним умрут его родители и скот. В некоторых районах больную сопровождала шаманка, и они вместе совершали обряды очищения и уничтожения земных пут. После этого ей окончательно овладевал демон-квисин.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.