Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1. Организационно-методический

Бизнес и внешняя политика

-----------------------------------

Программа курса лекций

 

МОСКВА

 

Программу курса разработал

профессор кафедры МО и ВП России,

доктор исторических наук

БОРИСОВ Александр Юрьевич.

 

 

Борисов А.Ю., 2012

МГИМО МИД РФ

 

Раздел 1. Организационно-методический

1.1Место курса в образовательной программе

 

Дисциплина «Бизнес и внешняя политика» является развитием курса «Современные проблемы международных отношений и внешней политики России» применительно к требования и задачам обучения студентов МГИМО в магистратуре и с учётом того объёма исторического фактологического материала, который был усвоен ими на более ранних стадиях обучения в ходе рассмотрения основных этапов и закономерностей современных международных отношений как эволюционирующей системы под влиянием конкретных факторов.

Среди этих факторов всё более важное место принадлежит вопросам взаимодействия и взаимовлияния рыночных отношений и политики в частности внешней, переплетению интересов деловых кругов с интересами современных государств. Бизнес, особенно транснациональный, накладывает всё более заметный отпечаток на принятие внешнеполитических решений, активно вторгается в региональную и глобальную политику. Поэтому данный курс лекций позволяет заполнить имеющийся известный пробел в понимании студентами движущих сил и мотивов внешнеполитической деятельности государств, включая Россию, осуществившую поворот в сторону рыночной экономики и интеграции в мировое сообщество.

Рассматриваемые в лекционном курсе вопросы также помогут студентам углубить знание проблем глобализации как универсального процесса, сочетающего деятельность ТНК с интересами государственной политики и формирующейся на этой основе новой системой межгосударственных отношений. В практическом плане интересы российских деловых кругов всё заметнее просматриваются в повседневной деятельности МИД РФ, определяют перспективное внешнеполитическое планирование, реализуются в «экономической дипломатии».

 

1.2.Цели и задачи курса.

 

Требования магистерской подготовки определяют основные цели и задачи лекционного курса «Бизнес и внешняя политика», в центре которых находятся вопросы углублённого изучения механизмов взаимодействия предпринимательских кругов и государственных институтов и формирования вектора внешней политики в результате этого взаимодействия на фоне общей эволюции международных отношений после окончания « холодной войны». В частности речь идёт о том, чтобы:

 

· поднять на новый, качественно более высокий уровень знание студентам скрытых пружин формирования внешней политики;

 

· дать слушателям ясное представление о всё более тесных взаимосвязях экономических и политических интересов в деятельности современных государств в новых геополитических условиях;

 

· сформировать у студентов законченное представление об основных моделях взаимодействия бизнеса и государства в сфере внешней политики;

 

· помочь им приобрести практические навыки самостоятельного анализа влияния и взаимовлияния в дихотомии «бизнес - государство»;

 

· продемонстрировать, как интересы российского бизнеса учитываются в деятельности МИД РФ, имея в виду сегодняшние возможности трудоустройства выпускников как в государственном, так и в частном секторе.

 

 

Структура курса

 

Структурно лекционный курс состоит из основных тематических блоков, каждый из которых несёт определённую смысловую нагрузку, определяющую последовательность в изложении учебного материала. В основу положен принцип «от общего к частному». В первой части курса внимание сосредоточено на установлении связей между развитием рыночных отношений и внешней политикой, особенностях международного бизнеса в эпоху глобализации, расширении возможностей предпринимательской активности с окончанием «холодной войны». Во второй части речь идёт об исследовании основных современных моделей частно-государственного партнёрства в сфере внешней политики с учётом, разумеется, российского опыта государственной поддержки национального предпринимательства .

 

 

Образовательные результаты курса

 


ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание:

 

 

Знание важнейших закономерностей развития международных отношений в эпоху после окончания «холодной войны» и место и роль в них экономических факторов.

 

 

Понимание влияния деловых кругов на формирование внешней политики государств и взаимосвязи между рынком и политикой

 

 

Представление о методиках анализа проблем взаимодействия бизнеса и государства в рамках различных моделей

 

Образовательные методики

(формы проведения занятий)

 

Лекции и интерактивные дискуссии

 

 

Форма проверки знание

 

Комментарии студентов в ходе лекций, письменная проверка знаний отдельных тем курса (срезы), письменный или устный опрос по итогам курса.

 


частно-государственного партнёрства

 


 


 
 


КОМПЕТЕНЦИИ

 

Аналитические компетенции

Умение самостоятельно ориентироваться в больших объемах противоречивой деловой и политической информации

 

 

Образовательные методики

(формы проведения занятий)

Ситуационный анализ конкретных примеров интересов бизнеса в сфере внешней политики

 
 

 


Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических факторов при принятии внешнеполитических решений

Умение увязывать геоэкономические и геополитические тенденции мирового развития

Развитие экспертных навыков оценок роли деловых факторов во внешнеполитическом планировании и политическом прогнозировании

Умение визуализировать полученные в ходе системного анализа и научной экспертизы данные (составление графиков, таблиц, моделей и т.д.)

Приобретение профессиональных навыков и умений аргументировано формулировать выводы и предложения по итогам исследования рыночных макропроцессов применительно к сфере внешней политики

 


Системные компетенции

 

Развитие и закрепление навыков определения приоритетов и расстановки акцентов при выявлении узловых проблем

Способность к моделированию ситуаций и принятию решений при дефиците времени и ограниченности информации

Умение вырабатывать вариативные подходы к решению конкретных практических задач

 

 

 


Формы проверки развития (степени владения) компетенции

 

 

Опрос по обязательной литературе к занятию, индивидуальные собеседования

 

 

Образовательные методики

(формы проведения занятий)

 

Ситуационные анализы

 


Формы проверки развития (степени овладения) компетенции

Устная и письменная проверка умения студентов профессионально ставить вопросы и давать на них адекватные ответы

 

 


 

 

1.3. Критерии оценки знаний и компетенций

 

Итоговая оценка по курсу выставляется по итогам ответа на зачёте (письменном или устном) В ходе зачёта проверяются активное владение учебным материалом, умение ориентироваться в принципиальных вопросах и мобилизовывать полученные знания, аргументировано отстаивать собственное мнение.

 

Формы контроля знаний студентов

 

Контроль усвоенных студентами знаний осуществляется на текущей и итоговой основе. Основной проверкой является итоговая письменная работа ( дифференцированный зачёт) Для получения проходного балла от студентов требуется знание основных фактов, тенденций, и процессов, изложенных в курсе, представления о соотношении и взаимовлиянии геоэкономики и геополитики, экономической составляющей международных отношений, механизма формирования частно-государственного партнёрства.

 

Раздел 2. Содержание курса.

 

2.1. Организационно- методические данные курса

Виды работы Трудоёмкость

(в акад. часах)

 

Общая трудоёмкость 36

Аудиторная работа 36

Лекции 36

Практические занятия/семинары 0

Самостоятельная работа 20

Проект (при наличии)

Курсовая работа (при наличии)

Рефераты ( при наличии)

Внеаудиторные самостоятельные

работы (при наличии)

 

Самоподготовка (самостоятельное изучение 20

лекционного материала и материала учебников

подготовка к практическим занятиям ,

текущему контролю и т.д.)

 

 

Виды текущего контроля (перечислить)

интерактивный диалог со студентами в ходе лекций

 

 

Вид итогового контроля Письменная

зачётная работа

 

2.2 Тематический план и содержание курса

Тема 1. Рынок и политика: исторические метаморфозы. (4 часа)

 

Рынок как категория развития человеческой цивилизации, ступень экономического и научно-технического прогресса, сближения культур, переплетения интересов народов и государств, фактор международных противоречий и конфликтов. Связь рыночных отношений с межгосударственными.

Глобальный рынок как итог длительного развития рыночных отношений.

Исторические закономерности «сужения» и «расширения» сферы действия рыночных отношений. Двойственная природа рынка: соотношение конкуренции и сотрудничества. Исторические примеры влияния конкурентной борьбы на межгосударственные отношения. Конкурентная борьба и международные конфликты.

«Изоляционизм» и «экспансионизм» как политические и экономические категории. «Открытые» и «закрытые» общества как проявления соответствующих моделей государственного устройства. Последствия «выпадения» государств из рыночных отношений. Цена самоизоляции и автаркии.

Эволюция рынка: от эпизодического к системному. От торговых обменов к экономической взаимозависимости. Торговые союзы и торговые республики прошлого. Ганзейский союз. Значение эпохи географических открытий. Колониальная экспансия европейских держав. Промышленная революция и возникновение симбиоза политики и рынка. Роль товарного производства. Эволюция роли государства как проводника и защитника интересов национального бизнеса. Связь принципов торгового протекционизма и «свободы торговли» с определёнными историческими этапами развития государств.

Мировой рынок до начала первой мировой войны. Первая глобализация и её закат.

Раскол мира на две системы. Соревнование двух систем хозяйствования в контексте мировой политики. «Великая депрессия» 30-х гг. и её драматические последствия для системы свободного предпринимательства. Вмешательство государства в стихию рынка. Роль государственно-монополистического регулирования Становление транснациональных корпораций (ТНК) и их роль в развитии рыночных отношений. Завершение формирования глобального рынка. Мировой кризис 2008/2012 гг. и попытки нового государственного регулирования стихии рынка.

 

Обязательная литература

  1. Жюль Камбон. Дипломат, Гарольд Никольсон. Дипломатия. Москва. Научная книга. 2006.
  2. Ги Каррон де ла Карьер. Экономическая дипломатия. Дипломатия и рынок. Москва, РОССПЭН.2003.
  3. А.Богатуров. Государство и бизнес в конгломератном обществе. «Международные процессы», январь-апрель 2008 г.
  4. Современные международные отношения и мировая политика. Москва. 2004. Гл. 6. Экономическое измерение мировой политики.
  5. Найл Фергюсон. Восхождение денег. М.,2010.
  6. Эрик С. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.
  7. Ли Куан Ю. Сингапурская история. Из третьего мира в первый. Москва. 2005.

8. Daniel W. Dresner. The New New World Order. “Foreign Affairs”, March-April, 2007

9.Фредерик Мортон. Ротшильды. История династии могущественных финансистов. М., 2010.

 

Тема 2. Международный бизнес в контексте глобализации.(4 часа)

 

Глобализация как всесторонний системный процесс интернационализации мирохозяйственных связей и преодоления исторических различий.

Новая ступень научно-технического прогресса. Постиндустриальные и постмодернистские общества. Роль новых информационных технологий в создании качественно новых условий для наднациональной деятельности бизнес – структур. Информационное общество как фактор ускорения современного развития.

ТНК как двигатель процессов глобализации. Укрепление сцепки бизнеса и национальных государств в продвижении нового мирового порядка, усилении интеграции и взаимозависимости. Механизмы координации корпоративных интересов с государственной политикой. От «трёхсторонней комиссии» до саммитов «Группы-8» и «Группы-20». Односторонний характер преимуществ глобализации.

Соотношение трендов регионализации и глобализации в деятельности международных корпораций. «Думай глобально, действуй локально».

Появление новых центров силы и новых игроков на поле глобализации (страны БРИКС, развивающиеся государства). Реинкарнация «движения неприсоединения». Активизация международной дискуссии на тему «глобализация –зло или благо». Критика глобализации как «американского проекта».Движение «антиглобалистов». Кризис Евросоюза – удар по глобализации. Противоречие между глобальной экономикой и слабостью механизмов глобального управления.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008/2012гг. для международного бизнеса («первый глобальный»). Роль государства в спасении крупных корпораций. Усиление настроений протекционизма во внешнеэкономической деятельности. Попытки реструктуризации мировой финансово-экономической системы, созданной под эгидой США после второй мировой войны («Бреттон-вудская система»). Значение саммитов «Группы 20» для реформирования мировой экономики и международных финансовых институтов (МВФ, МБРР). Ослабление доллара в качестве мировой резервной валюты и поиски новых инструментов заимствования. Спор «рыночников» и «государственников». Попытки ограничить стихию рынка и повысить управляемость процессами глобализации путём создания механизмов международной кооперации. Реакция «большого бизнеса». Соперничество различных моделей экономического развития. «Авторитарный капитализм» против «либерального» капитализма.

Обязательная литература

1.В. Путин. Выступление на совещании послов и постоянных представителей РФ при международных организациях. Москва, 9 июля 2012 г. «Международная жизнь», №7,2012

2.Сергей Лавров. «Россия и мир в ХХ1 веке». «Россия в глобальной политике». Июль – август 2008 г.

3.Современные международные отношения и мировая политика. Москва., 2004. Гл. 4. Глобализация и новый миропорядок.

4.С.Афонцев. Глобальный кризис и регулирование мировых финансов. «Международные системы», январь- апрель 2009 г.

5.Алан Гринспен. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. 2-е издание. Москва.2009.

6.Збигнев Бжезинский. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. Москва. 2005.

7.Rawi Abdelal and Adam Segal. Has Globalization Passed Its Peak? “Foreign Affairs”, January-February, 2007

Тема 3. Международный бизнес после «холодной войны. (4 часа)

Окончание «холодной войны» как результат мирного разрешения противоречий двух систем. Значение смены мировой политической и экономической парадигмы для интересов международного бизнеса. Вступление на путь рыночных реформ стран Центральной и Восточной Европы , бывшего СССР и Китая. Глобализация рыночного пространства. Новые материальные ресурсы, рынки сбыта и рабочей силы, новые возможности для инвестирования капиталов и внешнеторговой экспансии.

Роль «мирного дивиденда» в подъёме западной экономики в 90-гг. Эйфория неограниченных возможностей экспансии ТНК. Время вседозволенности в мировой финансово-экономической системе, отказ от регулирующих начал, вера в самонастройку рыночных отношений. Перегруппировка сил в корпоративных кругах США с окончанием идеологической конфронтации и закатом биполярного мира, снижением расходов на гонку вооружений. Создание нового идейно-политического инструментария для продвижения корпоративных интересов на «новую границу» в постконфронтационную эпоху (концепции «демократизации», «вовлечения», «интеграции», «трансформационной дипломатии» и т.д.).

Нестабильность и незавершенность нового мирового порядка, сменившего «холодную войну». Понижение уровня управляемости международной системой. Усиление конкурентной борьбы на мировых рынках, особенно сырьевых и продовольственных - фактор неустойчивости международных отношений. Сужение ресурсной базы мировой экономики и влияние этого на мировую политику. Последствия сверхпотребления стран Запада для усугубления новых угроз. Борьба за постсоветское пространство на шкале приоритетов корпоративных интересов стран Запада. Поиски выхода из глобального финансово-экономического кризиса на путях внешнеэкономической экспансии.

«Конфликт цивилизаций» в свете интересов международного бизнеса. Углубление разрыва между экономикой и внешней политикой стран Запада. Роль и место мира ислама на школе приоритетов глобального бизнес-сообщества. «Арабская весна» и её долговременные макроэкономические последствия. Военный конфликт США и их союзников с частью мусульманского мира под предлогом «войны с террором» как фактор раскола международного бизнес-сообщества.

Российское видение перспектив развития постбиполярного мира. Внешнеполитическое творчество с позиции слабости. Выдвижение концепции многополярного (полицентричного) мира в противовес политике одностороннего доминирования. Геополитическое соперничество и деловая конкуренция вместо идеологического противостояния. Консолидация постсоветского пространства.(ЕЭП, ТС, ЕВРАЗЭС)

 

Обязательная литература

1.Владимир Путин. Новый интеграционный проект для Евразии-будущее, которое рождается сегодня. «Известия», 3 окт. 2011 г.

2.Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 и 2008 гг. Ежегодные обзоры внешней политики РФ, подготовленные МИД РФ в 2007, 2008 и 2009 гг.

3.С.В. Лавров. Международные отношения в новой системе координат. «Российская газета», 8 сентября 2009 г.

4. Современные глобальные проблемы. М., 2010. Раздел 3. Проблемы основных сфер глобального взаимодействия.

5. Роберт Е. Рубин и Джейкоб Вайсберг. В неопределённом мире. На Уолл -стрите и в Вашингтоне. Размышления министра финансов. Москва. 2005 г.

6.Николай Злобин. Второй новый миропорядок. Геополитические головоломки. Москва. 2009..

Тема 4. Американская модель взаимодействия бизнеса и государства в сфере внешней политики.(4 часа)

 

«Бизнес Америки есть бизнес» (К. Кулидж). Соединённые Штаты как первопроходцы в создании современной бизнес - культуры. Универсальный характер американской модели организации деловой жизни. Заимствование американской бизнес – философии и практики после второй мировой войны Западной Европой («план Маршала») и остальным капиталистическим миром. Отказ от не оправдавших себя методов хозяйствования (автаркия, протекционизм, изоляционизм, гос. вмешательство, ограничение конкуренции, сверх монополизация и т.п.) Торжество духа свободного рынка и независимого предпринимательства по формуле «меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве». Сохранение определённых различий между англо-саксонской моделью и «рейнским капитализмом». Бизнес–государство против социального государства.

Американские корпорации и сверхкорпорации – результат естественного саморазвития бизнеса, а не передела госсобственности. Значение антитрестовского законодательства в США («законы Шермана») - пример ограничения всевластия монополий и введения законодательного контроля за их деятельностью.

Соотношение рынков внутреннего и внешнего. Завершение формирования внутреннего рынка в США в конце 19 века и переход к внешней экспансии. Неразрывная связь геополитики и интересов бизнеса. Доктринальное прикрытие внешней экспансии (теории «предначертания судьбы», «равных возможностей», «открытых дверей», свободной торговли, демократического транзита и т.д. ).

Американское послание внешнему миру: свобода частного предпринимательства -открытые рынки - конкуренция – политический плюрализм – демократия - международный мир. Консерватизм (неоконсерватизм) и либерализм – две стороны одной медали.

Новая роль американского государства с началом внешней экспансии. («Что хорошо для «Дженерал Моторс, то хорошо для Америки». Ч . Вильсон). Лоббизм как легитимное

средство координации интересов бизнеса и государства. Роль предпринимательских союзов, правительственных спец учреждений, Конгресса, фондов в выработке внешнеполитических решений. Особая роль госдепартамента и посольств США в продвижении интересов американского бизнеса за рубежом. Значение кадровой ротации между госслужбой и корпорациями для консолидации власти и бизнеса и достижения единства цели. Понятие «коммерческая дипломатия».

Сочетание «мягкой» и «жёсткой» силы в арсенале США. Экономические и политические санкции в качестве инструментов внешней политики США. Несостоятельность концепции однополярного мира и поворот администрации Б. Обамы от доминирования к «коллективному лидерству». Интересы «большого бизнеса» в президентской кампании 2012 г.

 

Обязательная литература

1. Фарид Закария. Постамериканский мир будущего.М., 2009.

2. Thomas P.M. Barnett. America and the World after Bush. N.Y. 2009

3. Task Force on Russia and U.S. National Interests Report. RUSSIA and U.S. National Interests. Why should Americans Care? G.Allison and R.Blackwill. October 2011.(www.cftni.org)

4. Jeffrey E. Garten. Business and Foreign Policy. “Foreign Affairs”, May/June, 1997.

5. Richard Burt and Dmitry K.Simes. Morality Play Instead of Policy. “The National Interest”, Sept.-Oct., 2012.

6. Алан Невинс. Джон Рокфеллер. Промышленник и филантроп. М., 2010.

7. Тема 5. Становление взаимоотношений бизнеса и государства в российской внешней политике ( 90-е гг.)(4 часа)

 

Специфические исторические условия формирования российского капитализма.. Кризис государственно-плановой экономики и командно-административной системы в СССР. Роль теневой экономики в период перестройки для первоначального накопления капитала. Связь кризиса экономического с политическим, идеологическим и межнациональным. Раскол элит. Конец однопартийной системы. Распад СССР и поворот России к рыночной экономике, политическому плюрализму и предпринимательству.

Гайдаровские реформы. «Шоковая терапия». Либерализация цен и приватизация. Влияние западного либерализма и его представителей на политику проводимых реформ и разгосударствление собственности. Залоговые аукционы. Полулегитимный и криминальный характер частной собственности в России. Ослабление роли государства. Потеря ориентиров во внешней политике. Опасность реванша внутренней (коммунистической ) оппозиции и поиск союзников на Западе. Сближение с Западом в интересах становления российского бизнеса.. Дипломатическая линия Ельцина- Козырева и её издержки - подлинные и мнимые. Утеря МИД РФ своих координирующих функций во внешней политике. Возникновение разных «центров силы» во внешней политике как отражение стихии раннего постсоветского периода и кризиса власти.

«Естественные монополии» как наследники советской сверхмонополии. . Возникновение в России олигархического капитализма и его сущность. Усиление центробежных процессов внутри страны –плата за перевод экономики на рыночные рельсы и политическую децентрализацию. Новые факторы влияния и движущие силы во внешней политике. «Семибанкирщина». Прагматизм вместо идеологии. Власть в качестве заложника интересов крупного бизнеса.

Поиски новой идентичности во внутренней и во внешней политики. Преодоление острого внутреннего кризиса 1993г. Сплочение бизнес-элит в поддержку Б.Н.Ельцина в ходе президентских выборов 1996г. Национальные интересы как основа консолидации внешней политики России. Роль Е.М.Примакова во главе МИД РФ и Правительства РФ.. Возрастание влияния ТЭК и ВПК на внешнюю политику России. Завершение процесса приватизации госсобственности и переход «естественных монополий» к внешней экспансии. Потребность в сильном государстве для укрепления режима частной собственности и содействия в конкурентной борьбе на внешних рынках. «Дефолт» 1998 г. и его долговременные последствия для системы власти в России. Добровольный уход Б.Н. Ельцина в отставку с поста президента. (1999 г.)

 

Обязательная литература

  1. Егор Гайдар. Гибель империи. Уроки для современной России. Москва. 2006
  2. Евгений Примаков. Мысли вслух. М.,2011
  3. Игорь Иванов. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. Москва. 2002 г.
  4. Стивэн Коэн. «Вопрос вопросов», Почему не стало Советского Союза? М., 2011.
  5. К. Н. Брутенц. Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. Москва. 2005
  6. Егор Гайдар, Анатолий Чубайс. Экономические записки. Москва. 2008 г.
  7. А.М. Салмин. Изнанка внешней политики. «Полития» №5 , 2001.
  8. Владислав Дорофеев, Татьяна Костылева. Принцип Абрамовича. Талант делать деньги. Москва. 2009 г.
  9. А.Ю. Борисов. Российско-американские отношения. В кн. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999 гг. Москва. 2000 г.
  10. Madeline Albright. Madam Secretary. With Bill Woodward. New York. 2003

 

Тема 6. Частно-государственное партнёрство во внешней политике России (2000-е гг.)(4 часа)

 

Приход В.В.Путина к руководству Россией. Начало путинской стабилизации. Укрепление вертикали власти. Преодоление центробежных тенденций во внутреннем развитии. Раскол в бизнес-элите. Дело ЮКОСа и его смысл. Закат олигархической модели российского капитализма. Неприемлемость для России восточно-европейского пути. Российский госкапитализм-выравнивание маятника. Номенклатурно-бюрократический капитализм. Корпоративное государство. Государство в качестве главного акционера в делах бизнеса. Возвращение государством части стратегических активов. Обострение отношений с западными инвесторами. Определение новых правил игры. Попытки концептуализации новых взаимоотношений бизнеса и власти под флагом «суверенной демократии». Кремлёвский консенсус. Рост государственной бюрократии и коррупции. Закрепление системообразующей роли бизнеса в Концепции внешней политики РФ (2000 г.)

Разочарование Запада переменами в России. Неготовность к сотрудничеству «на равных». Настороженность в отношении выхода российских компаний на внешние рынки и недовольство введением ограничений на деятельность западных корпораций, особенно сырьевых, в России. Обострение отношений по государственной линии с США и Евросоюзом. Стремление Запада вернуть отношения с Россией к эпохе Горбачёва и Ельцина. Обвинения России в «откате от демократии», установлении «авторитарного капитализма», нежелании интегрироваться и трансформироваться на западных условиях и т.д.

Усиление государственной поддержки экспансии российского бизнеса на внешних рынках. Президент - главный лоббист российских корпораций. Многовекторность российских бизнес-интересов, их широкий географический охват, влияющий на геополитические приоритеты российской внешней политики. Утверждение принципа национальных интересов в качестве первоосновы государственной политики. Его нередкое отождествление с интересами «естественных монополий». Восстановление принципов великодержавия и глобализма во внешней политике. Нарастание трудностей и неудач в экспансии российского бизнеса. Осложнение внешнеэкономической ситуации в связи с разразившимся в 2008 г. финансово-экономическим кризисом..

Поворот России от стабилизации к модернизации с приходом Д.А.Медведева в качестве нового президента России.(2008 г.) « Тандемократия» как форма консолидации элит. Усиление разногласий в российском бизнес-сообществе в отношении перспектив развития страны и новой приватизации во время президентской кампании 2012 г. Противники и защитники экспортно-сырьевой модели российской экономики. Новые задачи внешней политики России в свете модернизации. Возвращение В.В.Путина на пост Президента РФ и корректировка российской внешней политики.

 

Обязательная литература

1.Указ Президента В.В. Путина от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».(www.kremlin.ru/acts/15256)

2.Д.М. Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г. Президент России. Официальный сайт.

3. В.В.Путин. Россия в меняющемся мире. «Московские новости», 27 февраля, 2012 г.

4. С.В.Лавров. Выступление на ежегодном заседании Американо-российского делового

Совета, Нью-Йорк, 25 сентября 2009 г

5. Александр Рар. Куда пойдёт Путин? Россия между Китаем и Европой. М., 2012.

6.Дмитрий Тренин. Интеграция и идентичность. Россия как новый Запад. Москва. 2006 г.

7.. Azar Gat. The Return of the Authoritarian Great Powers. “Foreign Affairs”, July| August 2007

Тема 7. Экономическая дипломатия как средство продвижения интересов российского бизнеса за рубежом.(4 часа)

 

Новая роль Министерства иностранных дел Российской Федерации. Отказ от идеологизации, поворот к прагматизму, неконфронтационности при отстаивании национальных интересов, многовекторности. Введение в дипломатический оборот с середины 90-х гг. понятие «экономическая дипломатия». Её сходство и отличия от американского варианта «коммерческой дипломатии». Восстановление координирующей роли МИД РФ в вопросах внешней политики.

Рационализм и прагматизм во внешней политике как результат влияния деловых кругов в общественной жизни, их места в социально-экономическом развитии постсоветской России. Негативные аспекты этого влияния ( безудержная погоня за прибылью, авантюризм, агрессивность, экономический эгоизм, пренебрежение социальной ответственностью, отождествление корпоративных интересов с государственными). Экономическая дипломатия как средство балансирования различных интересов, выработки взвешенного подхода, недопущения односторонности в принятии решений, объединения интересов общества, бизнеса и государства. Важность создания средствами дипломатии благоприятной внешней среды для продвижения интересов российского бизнеса, недопущения его дискриминации, введения протекционистских, кредитных и других ограничений. Значение вступления России в ВТО (август 2012 г) для интересов российского бизнеса. Переговоры о вступлении России в ОЭСР и их перспективное значение.

Антитеррористическое сотрудничество государственных и предпринимательских кругов в развитие международной инициативы антитеррористического партнёрства государств и бизнеса, выдвинутой Российской Федерацией в ходе своего председательства в «Группе восьми» в 2006 г.– важная часть деятельности МИД РФ.

Российский бизнес как часть гражданского общества. Предпринимательские союзы (РСПП, АРБ, «Деловая Россия», «Опора» и др.) как составная часть механизма формирования внешней политики, учитывающей интересы различных финансово-промышленных групп. Значение торгово-промышленных палат, различных рабочих групп и советов при выработке решений. Роль Делового совета при министре иностранных дел Российской Федерации. Кремль в качестве окончательного «разводящего» при принятии внешнеполитических решений, затрагивающих интересы российского бизнеса.

Новые требования к работе российских посольств по сопровождению интересов отечественного бизнеса за рубежом. Объединение информационной, дипломатической экономической, имиджевой составляющих этой работы.

Задача разработки новых критериев оценки внешнеполитической деятельности по решению проблем модернизации и технологического прорыва, поставленная в Послании Президента Д.А.Медведева Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. Значение предстоящего нового этапа приватизации для российского бизнеса.

 

Обязательная литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации . 2008 г. Раздел «Экономическая дипломатия».

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537

3. С.В. Лавров о связи бизнеса и государства в интервью журналу «Международная жизнь» № 9, 2009 г.

4. Е.М.Астахов. Дипломатическое сопровождение национального бизнеса.М., 2010.

5. Dimitri R. Simes and Paul J. Saunders. The Kremlin Begs To Differ. “The National Interest”, 28 October, 2009 (есть перевод на ИНОСМИ)

 

Тема 8. Энергетическая составляющая частно-государственного партнёрства во внешней политике России.(4 часа)

 

Влияние экспортно-сырьевого характера российской экономики на внешнюю политику

страны. Роль и место крупнейших сырьевых корпораций, прежде всего нефтегазовых, в экономике России, в формировании её бюджета, ВВП, экспортной выручки, поддержании социальной стабильности. Российская внешняя политика в жёстких рамках экспортно-сырьевой зависимости. Проблема диверсификации российской экономики.

Особый характер международного бизнеса в сфере энергетики. Высокая степень конкуренции, борьба за ресурсы, транзитные маршруты, распределительные сети и т.д. Высокий уровень политизации и вовлечённости государств и их руководителей в предпринимательскую деятельность на стороне «своих» корпораций. Превращение нефтегазового бизнеса в острейший вопрос взаимоотношений России с США и Евросоюзом. Роль энергетического фактора в консолидации постсоветского пространства.

Россия как энергетическая «сверхдержава».. Конец энергетического «романтизма» в рамках СНГ и перевод отношений с союзниками и партнёрами на рыночные рельсы. Энергетический фактор как одна из причин обострения отношений с Украиной. Непосредственная вовлечённость российского руководства в решение энергетических конфликтов за рубежом. Стремление МИД продвигать интересы российских энергетических корпораций без нанесения ущерба отношениям с главными зарубежными

партнёрами. «Третий пакет» Евросоюза и реакция России.

Строительство транзитных маршрутов в обход проблемных стран - стратегический курс России. Состояние дел с «Северным» и «Южным» потоками, «Голубым потоком-2». Концентрация дипломатических усилий в этом направлении. «Газовые», «нефтяные», «транзитные войны». Постановка Россией вопросов энергетической безопасности на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 г., учитывающая интересы экспортёров-производителей, потребителей и транзитных стран. Стремление ЕС и США создать транзитные маршруты в обход России ( газопровод «Набукко»). Борьба за Каспий.

Роль Среднего и Ближнего Востока в топливно-энергетическом раскладе. Энергетика и геополитика. Последствия «арабской весны» для мировых энергетических раскладов.

Стратегические последствия для Запада разворота России к Китаю и азиатским рынкам. Саммит АТЭС во Владивостоке (сентябрь 2012 г). и вопросы энергобезопасности.

Борьба мнений в российской власти по вопросам энергетической политики. Сырьевики и модернизаторы. Создание «газовой ОПЕК» как пример столкновения мнений между умеренными и радикальными кругами. Преодоление сырьевой направленности российской экономики, её модернизация – важное условие успешного решения внешнеполитических задач.

Обязательная литература

1. Д.М. Медведев. Россия, вперёд. 10 сентября 2009 года. Президент России. Официальный сайт.

2.Владимир Путин. Новый интеграционный проект для Евразии. «Известия», 3 октября, 2011 г.

3. Константин Симонов. Русская нефть. Последний передел. Москва. 2005 г.

4. Роман Толберг. Конфликты власти и бизнеса в нефтегазовой сфере. «Международные процессы», май - август 2008 г.

5.А.Ю. Борисов. Игра по правилам или «по понятиям». Пределы и возможности энергетической дипломатии. «Газовый бизнес», сентябрь-октябрь 2007 г.

6. С.Терентьев. Нефть. М., 2011 г.

7. Edward L. Morse. Low and Behold. Making the Most of Cheap Oil. “Foreign Affairs”, September-October, 2009.

Заключительное занятие.

Дискуссия о перспективах взаимоотношений российского бизнеса и власти в сфере внешней политики.

  1. Уточнение понятия «национальные интересы».
  2. Возрастание роли экспертного сообщества на формирование внешней политики
  3. Роль гражданского общества в определении миссии современного бизнеса.
  4. Влияние задач модернизации на эволюцию внешней политики. России и отношения с Западом в свете перспектив инновационного развития.
  5. Как может эволюционировать российский бизнес в посткризисный период, в каком государстве он нуждается?
  6. В чём заключается социальная ответственность российского бизнеса?

 

 

А.Ю.БОРИСОВ.

Бизнес и внешняя политика.

МГИМО, специалист-международник, референт по странам Запада.

доктор исторических наук, профессор.

стаж н/п работы с 1971 г. очная аспирантура с 1968 г.

с 1971 г. (38 лет), в магистратуре –первый год. Данный курс читался на ф-те МО в качестве спецкурса с 2005 г.

МГИМО, профессор каф. МО и ВП России в штате.

программа прилагается

Внешняя политика Российской Федерации. 1992-2008 гг. М., 2009 г. в соавторстве.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.