Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет № 5. Сервисная деятельность как составная часть экономики.



Сервисная деятельность –разновидность экономической активности, направленной на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессиональной подготовки работников. Сервисная деятельность генерируется (производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами. В качестве субъектов выступают конкретные предприниматели или комплексы сервисных организаций:

ü фирмы, в том числе специализированные: туристские, гостиничные, лечебные;

ü предприятия: транспортные, авиационные, ремонтные, торговые;

ü бюро, конторы: юридические, информационно-рекламные, жилищно-эксплуатационные;

ü учреждения (правоохранительные учреждения культуры и. др.) отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки;

ü организации: прокатные, банковские, складские, страховые, охранные, в сфере искусства и др.

Бизнес в сфере услуг: осуществляется целиком на коммерческой базе, нацеливаясь на достижение высокой производительности труда, низкой себестоимости и конкурентоспособности услуг.

Труд в сфере услуг.Работник имеет дело с человеком, его потребностями и желаниями. Здесь важен партнерский характер.

Оценить результативность труда сложно. Труд, связанный с услугами, приобретает свою рыночную цену. Показатели сервисной деятельности включаются в показатели экономического развития страны – в валютный национальный доход. Во всех этих комплексных показателях сфера услуг представлена двумя типами показателей: рыночными и нерыночными, каждый из которых получает адекватную стоимостную форму.

Признаки качества услуг, которые сообщают сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер:

1. процесс оказания услуг (деятельность, для которой характерно партнерское взаимодействие производителя и потребителя)

2. оказываемые услуги носят неосязаемый характер;

3. услуги не существуют до начала их представления; их нельзя хранить;

4. потребитель услуг не может становиться их собственником;

5. услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;

6. конкретная услуга – конкретная потребительная стоимость лишь в определенное время на данном направлении.

Разные виды услуг приобретают по отношению друг к другу взаимодополнительный характер.

Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуют и дополни активность друг друга, создают сервисные продукты, которые складываются их действия таких важных компонентов, как:

ü труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);

ü функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;

ü используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.

Национальный туристический продуктскладывается из:

ü собственно туристских услуг;

ü услуг потребителей финансового, банковского, охранного, страхового и др. профилей;

ü товаров туристского ассортимента (сувениры и т.д.);

ü работы систем предприятий туристских и смежных отраслей;

ü деятельности квалифицированных кадров и вспомогательного персонала;

ü природно-климатических и ландшафтных ресурсов;

ü социально-культурных объектов и исторических памятников.

В современный период вся хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственные и не производственные сферы. В рамках непроизводственной сферы выделялась сфера услуг (сфера обслуживания).

Отраслевая структура включает в себя следующие единицы:

ü первичные отрасли (добывающая промышленность и с/х);

ü вторичные (обрабатывающая промышленность);

ü жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание производства и населения;

ü управление; наука и научное обслуживание.

Согласно системе национальных счетов (которые используются и в РФ и систематических службах ООН), первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охотничество, лесоводство.

Вторичный фактор включает в себя индустриальные отрасли - добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышленность, строительную индустрию, выработку и транспортировку электро- водо- и газовых ресурсов.

Сфера услуг формирует в национальной экономике третичный сектор, где работники взаимодействуют с людьми и производственными коллективами (транспорт, связь, торговлю, государственное администрирование, образование, здравоохранение, инженерно-бытовые услуги населению и .др.).

Четвертичный сектор (научно-исследовательский, информационных, телекоммуникационные услуги).

Методичный сектор (услуги, связанные с высококвалифицированным творческим трудом).

Другая классификация сервиса с 6-ю укрупненными единицами:

ü производственный сервис (услуги по ремонту техники, услуги на базе высоких технологий);

ü сервис сферы общественного устройства (услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национально-финансовой системы и др.)

ü социально-культурный сервис (2 уровня: общественно-значимый и индивидуально необходимый) здесь дошкольное воспитание, туризм, художественно-эстетические и др. услуги.

ü интеллектуальный сервис (образовательный, юридический, финансовый, информационный сервис и др.)

ü сервис в сфере обращения товаров и услуг (торговля, общественное питание, коммуникации и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и др.)

ü хозяйственно-бытовой сервис (городское хозяйство, бытовое обслуживание населения, включая удовлетворение индивидуальные потребности граждан)

Труд и полезные усилия субъектов сервисной деятельности делают их производителями услуг.

Полезные усилия производителей направлены на потребителей сервиса – покупателей, клиентов, заказчиков, посетителей, пользователей. Произведенные услуги приобретают потребители стоимость (= затратам общественного труда на ее производство). Услуги выступают в качестве товара, являются важным элементом сервисной деятельности.

Субъекты сервисной деятельности встречаются с клиентом, заказчиком лицом к лицу, работая на процессы конечного потребления. Сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического – социального, психологического, духовного – начала.

Потребности: (первичные, второстепенные) потребности физические физиологического плана. Общественные и индивидуальные потребности. Социально-культурные потребности.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.