Билет № 5. Сервисная деятельность как составная часть экономики.
Сервисная деятельность –разновидность экономической активности, направленной на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессиональной подготовки работников. Сервисная деятельность генерируется (производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами. В качестве субъектов выступают конкретные предприниматели или комплексы сервисных организаций: ü фирмы, в том числе специализированные: туристские, гостиничные, лечебные; ü предприятия: транспортные, авиационные, ремонтные, торговые; ü бюро, конторы: юридические, информационно-рекламные, жилищно-эксплуатационные; ü учреждения (правоохранительные учреждения культуры и. др.) отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки; ü организации: прокатные, банковские, складские, страховые, охранные, в сфере искусства и др. Бизнес в сфере услуг: осуществляется целиком на коммерческой базе, нацеливаясь на достижение высокой производительности труда, низкой себестоимости и конкурентоспособности услуг. Труд в сфере услуг.Работник имеет дело с человеком, его потребностями и желаниями. Здесь важен партнерский характер. Оценить результативность труда сложно. Труд, связанный с услугами, приобретает свою рыночную цену. Показатели сервисной деятельности включаются в показатели экономического развития страны – в валютный национальный доход. Во всех этих комплексных показателях сфера услуг представлена двумя типами показателей: рыночными и нерыночными, каждый из которых получает адекватную стоимостную форму. Признаки качества услуг, которые сообщают сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер: 1. процесс оказания услуг (деятельность, для которой характерно партнерское взаимодействие производителя и потребителя) 2. оказываемые услуги носят неосязаемый характер; 3. услуги не существуют до начала их представления; их нельзя хранить; 4. потребитель услуг не может становиться их собственником; 5. услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит; 6. конкретная услуга – конкретная потребительная стоимость лишь в определенное время на данном направлении. Разные виды услуг приобретают по отношению друг к другу взаимодополнительный характер. Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуют и дополни активность друг друга, создают сервисные продукты, которые складываются их действия таких важных компонентов, как: ü труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий); ü функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта; ü используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары. Национальный туристический продуктскладывается из: ü собственно туристских услуг; ü услуг потребителей финансового, банковского, охранного, страхового и др. профилей; ü товаров туристского ассортимента (сувениры и т.д.); ü работы систем предприятий туристских и смежных отраслей; ü деятельности квалифицированных кадров и вспомогательного персонала; ü природно-климатических и ландшафтных ресурсов; ü социально-культурных объектов и исторических памятников. В современный период вся хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственные и не производственные сферы. В рамках непроизводственной сферы выделялась сфера услуг (сфера обслуживания). Отраслевая структура включает в себя следующие единицы: ü первичные отрасли (добывающая промышленность и с/х); ü вторичные (обрабатывающая промышленность); ü жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание производства и населения; ü управление; наука и научное обслуживание. Согласно системе национальных счетов (которые используются и в РФ и систематических службах ООН), первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охотничество, лесоводство. Вторичный фактор включает в себя индустриальные отрасли - добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышленность, строительную индустрию, выработку и транспортировку электро- водо- и газовых ресурсов. Сфера услуг формирует в национальной экономике третичный сектор, где работники взаимодействуют с людьми и производственными коллективами (транспорт, связь, торговлю, государственное администрирование, образование, здравоохранение, инженерно-бытовые услуги населению и .др.). Четвертичный сектор (научно-исследовательский, информационных, телекоммуникационные услуги). Методичный сектор (услуги, связанные с высококвалифицированным творческим трудом). Другая классификация сервиса с 6-ю укрупненными единицами: ü производственный сервис (услуги по ремонту техники, услуги на базе высоких технологий); ü сервис сферы общественного устройства (услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национально-финансовой системы и др.) ü социально-культурный сервис (2 уровня: общественно-значимый и индивидуально необходимый) здесь дошкольное воспитание, туризм, художественно-эстетические и др. услуги. ü интеллектуальный сервис (образовательный, юридический, финансовый, информационный сервис и др.) ü сервис в сфере обращения товаров и услуг (торговля, общественное питание, коммуникации и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и др.) ü хозяйственно-бытовой сервис (городское хозяйство, бытовое обслуживание населения, включая удовлетворение индивидуальные потребности граждан) Труд и полезные усилия субъектов сервисной деятельности делают их производителями услуг. Полезные усилия производителей направлены на потребителей сервиса – покупателей, клиентов, заказчиков, посетителей, пользователей. Произведенные услуги приобретают потребители стоимость (= затратам общественного труда на ее производство). Услуги выступают в качестве товара, являются важным элементом сервисной деятельности. Субъекты сервисной деятельности встречаются с клиентом, заказчиком лицом к лицу, работая на процессы конечного потребления. Сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического – социального, психологического, духовного – начала. Потребности: (первичные, второстепенные) потребности физические физиологического плана. Общественные и индивидуальные потребности. Социально-культурные потребности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|