Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет № 6. Методологические основы сервиса.



Сервисная деятельность – это активность людей, выступающих в специфические взаимоотношения по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях делает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляется им возможность обладать такими благами.

Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей.

Сложный характер сервисной деятельности обуславливает специфику сервисологии – науки о сервисной деятельности. Характер сервисного труда – многоплановый.

Основные этапы научного анализа сервисной деятельности.В настоящее время научный анализ сервисной деятельности имеет разные уровни и компоненты.

Эмпирический уровень: сбор данных о сервисной деятельности. Следующий уровень – формирование обобщающих теоретических представлений о сервисной деятельности – причинно-следственные связи, структура. Общетеоретический анализ сервисной деятельности – как целостный феномен общества.

Под методологией анализа сервисной деятельности понимается система обще-теоретических представлений, познавательных принципов, положенных в исследование ее сущности, закономерностей ее исторической эволюции, а также места в общественном производстве.

Прикладной уровень: совершенствование сервиса актуально для работников этой сферы, органов государственной власти. Предметно-дисциплинарный ракурс обеспечивает адекватное отображение сущности сервиса (отбор различных методов сбора и анализа данных о сервисе).

Во второй половине XX века понимание сервисной деятельности приобретает междисциплинарный характер (экономические, социологические, управленческие и др. аспекты рассматриваются как равноправные).

Теоретики взяли за методологическую базу комплекс политэкономических представлений. В основу методологии положено представление об общественных благах, пользе, принципы рационального анализа.

Английская политэкономия рассматривала услуги как составную часть экономических отношений. Услуги относили к нематериальным благам.

Еще одна особенность в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с созданием техники, товаров повседневного спроса, рассматривался как более важный сравнительно с непроизводительным туризмом в сфере обслуживания.

Неосязаемый, невещественный результат труда при оказании многих видов услуг стали определяющим признаком, позволяющим считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отличие от производительного труда в материальном производстве.

50-60гг ХХв – развивается концепция «общества потребления», в которой обосновывается возможность удовлетворения многообразных личных потребностей за счет не только промышленного роста, но и технологических нововведений, достижения на этой основе социальной однородности.

В самой экономической науке происходит переосмысление услуги как элемента производительного труда. Экономисты приходят к убеждению, что любой труд, приводящий удовлетворять человеческие потребности, является производительным трудом.

Констатируется, что движения благ-услуг в экономической системе содержит те же качества что и при обмене вещественными благами.

Разделение услуг на общественные и индивидуальные осуществляется на основе идей, обосновывающих разные типы социальных благ. Используются также представления о социально-психологической базе потребностей, теоретические идеи о регулировании сервисной деятельности со стороны государства, о менеджменте на предприятиях сферы услуг. Рассмотрение сервисной деятельности в тесном соотношении с задачами удовлетворения потребностей людей в контексте макромасштабных систем социального действия.

Конкретизация психологических особенностей потребительской активности разных групп потребителей, их стремление занять более высокое статусное положение – все это подготовило почву для создания теории потребительского поведения. Развитие сферы услуг социологи напрямую связали с увеличением свободного времени у работников современного производства – социология свободного времени. Социологи вынуждены опираться на теоретические идеи, которые отображают характерные особенности сервиса в том или ином сегменте сферы услуг.

Формируются также практические рекомендации по использованию возможностей маркетинга и рекламы в повышении эффективного обслуживания. Анализ менеджмента связывался с пониманием природы и сущности предприятия, а также с оценкой его эффективности в различных условия.

Таким образом, в рамках науки о сервисе рождается самостоятельное прикладное направление – логистика сервисного отклика. Логистика сервисного отклика – процесс координации логических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потреблений.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.