Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе 19 страница



Дебет 90-2 Кредит 45

- 60 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 45

- 18 000 руб. - списан НДС, уплаченный в бюджет.

В Отчете о прибылях и убытках за следующий год по строке 2110 бухгалтер "Актива" должен отразить выручку в сумме 100 тыс. руб. (100 000 руб. = 118 000 руб. - 18 000 руб.).

 

Как отразить выручку, если покупателю предоставлен

коммерческий кредит

 

В договоре купли-продажи ваша фирма может предусмотреть предоставление покупателю отсрочки или рассрочки платежа за проданные ему товары (коммерческий кредит).

Обычно при таких условиях покупатель должен уплатить, помимо стоимости самого товара, еще и проценты за отсрочку оплаты. Выручка от продажи, которую получит ваша фирма, увеличивается на сумму процентов. При предоставлении коммерческого кредита фирме следует:

а) отразить выручку в день перехода к покупателю права собственности на товары;

б) увеличить выручку на сумму процентов, которые покупатель заплатит за отсрочку платежа (не дожидаясь наступления срока оплаты).

В учете отразите это проводками:

Дебет 62 Кредит 90-1

- отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 62 Кредит 90-1

- увеличена выручка на сумму процентов за отсрочку платежа.

В налоговом учете проценты по кредиту отражают в составе внереализационных доходов.

 

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" продало товар, стоимость которого по договорным ценам составляет 24 000 руб. (НДС не облагается). По условиям договора покупатель должен оплатить товар через 60 дней после его получения. При этом он обязан заплатить 0,1% от стоимости товара за каждый день отсрочки. Общая сумма процентов за отсрочку по оплате товара составит:

24 000 руб. x 0,2% x 60 дн. = 1440 руб.

Бухгалтер "Пассива" отразил выручку от продажи в день отгрузки записями:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 24 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 1440 руб. - увеличена выручка от продажи на сумму процентов;

Дебет 51 Кредит 62

- 25 440 руб. (24 000 + 1440) - поступила оплата от покупателя.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках должна быть отражена сумма выручки в размере 25 тыс. руб. (25 440 руб.).

 

Аналогично доначисляется выручка, когда покупатель выдал в оплату товаров собственный вексель. Только в этом случае фирма должна увеличить выручку на сумму процентов или дисконта по векселю.

Особенности налогообложения НДС в этой ситуации - в пп. 3 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса.

 

Как отразить выручку по товарообменному

(бартерному) договору

 

Бартерный договор предполагает, что две фирмы обмениваются друг с другом принадлежащим им имуществом: основными средствами, нематериальными активами, товарами, работами, услугами и т.д. Это означает, что каждая сторона сделки одновременно является и продавцом, и покупателем. Если договором не предусмотрено иное, право собственности на передаваемый по бартеру товар переходит к покупателю только после того, как взамен продавец получил от него другое имущество (ст. 570 ГК РФ). Следовательно, пока встречная поставка от контрагента не поступила, товар, отгруженный по товарообменному договору, не считается реализованным и учитывается на счете 45 "Товары отгруженные". Это значит, что ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете выручку не отражают.

Стоимость такого товара нужно отразить в строке 1210 бухгалтерского баланса.

По правилам бухгалтерского учета сумму выручки по бартерному договору рассчитывают исходя из стоимости того имущества, которое получено взамен. Ее устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно фирма определяет стоимость аналогичных ценностей. Если это сделать невозможно, выручку отражают исходя из той стоимости переданного имущества, по которой фирма обычно его продает.

 

Пример. В отчетном году ЗАО "Актив" и ООО "Пассив" заключили договор мены. "Актив" передает по договору партию товаров. Их себестоимость равна 10 000 руб. В обычных условиях "Актив" реализует такую партию товара за 22 000 руб. "Актив" не является налогоплательщиком НДС. В обмен на товары "Актив" получает от "Пассива" партию материалов. Бухгалтер "Актива" отразил бартерную операцию проводками:

Дебет 45 Кредит 41

- 10 000 руб. - списана себестоимость товаров, отгруженных по товарообменному договору;

Дебет 10 Кредит 60

- 22 000 руб. - оприходованы материалы, полученные по товарообменному договору.

При отражении выручки в учете сделаны записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 22 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 45

- 10 000 руб. - списана себестоимость отгруженных по товарообменному договору товаров;

Дебет 60 Кредит 62

- 22 000 руб. - проведен зачет взаимных требований.

По строке 2110 отчета о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер должен отразить сумму выручки в размере 22 тыс. руб.

 

НДС по бартерной реализации исчисляется исходя из рыночной цены передаваемого имущества (п. 2 ст. 154 НК РФ).

 

Новое в отчете 2012. К доходам и расходам, признанным начиная с 1 января 2012 г., ст. 40 НК РФ не применяется (п. 6 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ). Но отклонение цен от рыночных по-прежнему является предметом налогового контроля. Контролируемые сделки охарактеризованы в ст. 105.14 НК РФ. Каждый налогоплательщик обязан самостоятельно уведомить налоговую инспекцию по месту своего нахождения о совершенных им в календарном году контролируемых сделках не позднее 20 мая следующего года (п. п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ). В свою очередь территориальные налоговые инспекции направляют эти сведения в ФНС России (п. 5 ст. 105.16 НК РФ). Если цены в контролируемых сделках отклоняются от рыночных, ФНС России произведет доначисление налогов (ст. 105.17 НК РФ).

 

Пример. В декабре отчетного года ЗАО "Актив" решило обменять 10 000 штук силикатного (белого) кирпича на 10 000 штук красного кирпича, заключив с поставщиком договор мены.

Белый кирпич числится в учете "Актива" по цене 20 руб. за штуку (без НДС).

Бухгалтер "Актива" проанализировал цены на кирпич по прайс-листам различных компаний и публикациям в печатных изданиях. На основании этих данных он определил, что на момент совершения бартерной сделки рыночная цена на белый кирпич составляла 24,10 руб. за штуку (без НДС).

Обычно "Актив" покупает красный кирпич по цене 19,2 руб. за штуку (без НДС). Следовательно, белого кирпича передано на сумму 226 560 руб. (19,2 руб/шт. x 10 000 шт. x 1,18), в том числе НДС - 34 560 руб. Обмен признан сторонами равноценным, то есть суммы взаимных требований сторон сделки совпадают и никто никому доплачивать не должен. Значит, красного кирпича "Актив" получил на ту же сумму.

В учете "Актива" сделаны следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 226 650 руб. - отражена выручка от продажи белого кирпича (по цене приобретения партии красного кирпича);

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 43 380 руб. (24,1 руб/шт. x 10 000 шт. x 18%) - начислен НДС с рыночной цены передаваемого белого кирпича;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 200 000 руб. (20 руб/шт. x 10 000 шт.) - списана фактическая себестоимость белого кирпича;

Дебет 41 Кредит 60

- 192 000 руб. (226 560 - 34 560) - принят к учету красный кирпич;

Дебет 19 Кредит 60

- 34 560 руб. (192 000 руб. x 18%) - учтен НДС по красному кирпичу;

Дебет 60 Кредит 62

- 225 560 руб. - произведен зачет взаимных требований;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 34 560 руб. - предъявлен к вычету НДС по красному кирпичу (на основании счета-фактуры поставщика).

Стоимость переданного белого кирпича в рыночных ценах составила 284 380 руб. (24,10 руб. x 10 000 шт. x 1,18), включая НДС. Эта сумма оказалась выше фактической выручки от его реализации (226 650 руб., включая НДС).

"Актив" и "Пассив" являются взаимозависимыми лицами по критерию доли участия в уставном капитале (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), а сумма доходов "Актива" от сделок с "Пассивом" в отчетном году превысила 3 млрд руб. (пп. 1 п. 2 и абз. 5 пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ). Значит, сделки "Актива" и "Пассива" признаются контролируемыми. Поэтому бухгалтер "Актива" самостоятельно, не дожидаясь налоговой проверки, доначислил налог на прибыль исходя из рыночных цен на белый кирпич. Для этого он применил проводку:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",

- 9800 руб. ((24,1 - 19,2) руб/шт. x 10 000 шт. x 20%) - доначислен налог на прибыль исходя из рыночной цены белого кирпича.

По строке 2110 отчета о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер должен отразить сумму выручки в размере 183 тыс. руб. (183 180 руб. = 226 560 руб. - 43 380 руб.).

 

Как отразить выручку, если цена товаров выражена

в условных денежных единицах

 

Цена товаров (работ, услуг) в договоре может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах с условием, что расчеты будут производиться в рублях. Поэтому цену, выраженную в иностранной валюте или условных единицах, пересчитайте в рубли.

Обычно в договоре купли-продажи предусматривают условие о том, что товар оплачивается покупателем в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег продавцу. В этой ситуации поступите таким образом:

а) отразите в учете выручку в день перехода права собственности на товары (передачи результата выполненных работ, оказания услуг) к покупателю (заказчику) по курсу иностранной валюты, действующему в этот день;

б) пересчитайте дебиторскую задолженность на последний день каждого отчетного периода (следующего за периодом отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги), в рамках которого оплата не поступала, и на дату оплаты.

Если с вами расплачиваются авансом, то курсовых разниц ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не возникает.

Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет больше, чем на дату его отгрузки, то возникнет положительная курсовая разница. Ее нужно включить в состав прочих доходов:

Дебет 62 Кредит 91-1

- отражена положительная курсовая разница по расчетам с покупателями.

 

Пример. В марте отчетного года ЗАО "Актив" реализовало партию товаров ООО "Пассив" по договору купли-продажи на сумму 11 800 евро (в т.ч. НДС - 1800 евро). Оплата осуществляется в рублях по курсу Банка России на день платежа.

Курс евро составил:

- на дату отгрузки товаров - 35,10 руб/евро;

- на последний день отчетного периода, то есть марта, - 35,20 руб/евро;

- на дату оплаты товаров - 35,30 руб/евро.

На конец квартала товар оплачен не был. После отгрузки товаров в бухгалтерском учете "Актива" сделаны проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 414 180 руб. (11 800 евро x 35,10 руб/евро) - отражена задолженность покупателя;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 63 180 руб. (1800 евро x 35,10 руб/евро) - начислен НДС;

Дебет 62 Кредит 91-1

- 1180 руб. (11 800 евро x (35,20 руб/евро - 35,10 руб/евро)) - отражена положительная курсовая разница на последний день отчетного периода.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках за I квартал отчетного года нужно отразить выручку в сумме 351 тыс. руб. (351 000 руб. = 414 180 руб. - 63 180 руб.). Положительную курсовую разницу в размере 1 тыс. руб. (1180 руб.) нужно отразить в Отчете о прибылях и убытках по строке 2340 "Прочие доходы".

После поступления денег в апреле отчетного года в бухгалтерском учете "Актива" сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62

- 416 540 руб. (11 800 евро x 35,30 руб/евро) - поступила оплата от покупателя;

Дебет 62 Кредит 91-1

- 1180 руб. (416 540 - 414 180 - 1180) - отражена положительная курсовая разница на дату оплаты.

Положительную курсовую разницу в размере 1 тыс. руб. (1180 руб.) нужно отразить в Отчете о прибылях и убытках по строке 2340 "Прочие доходы".

 

Внимание! Начиная с 1 октября 2011 г. корректировать НДС в связи с курсовыми разницами не нужно.

 

Если курс иностранной валюты на дату оплаты будет меньше, чем на дату отгрузки, то возникнет отрицательная курсовая разница. Она также не влияет на выручку с продаж и относится к прочим расходам:

Дебет 91-2 Кредит 62

- отражена отрицательная курсовая разница.

 

Пример. В марте отчетного года ЗАО "Актив" реализовало партию товаров ООО "Пассив" по договору купли-продажи на сумму 11 800 долл. США (в т.ч. НДС - 1800 долл. США). Оплата осуществляется в рублях по курсу Банка России на день платежа. Курс доллара составил:

- на дату отгрузки товаров - 26,4 руб/USD;

- на последний день отчетного периода (марта) - 26,35 руб/USD;

- на дату оплаты товаров - 26,3 руб/USD.

На конец квартала товар оплачен не был. После отгрузки товаров в бухгалтерском учете "Актива" сделаны проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 311 520 руб. (11 800 USD x 26,4 руб/USD) - отражена задолженность покупателя;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 47 520 руб. (1800 USD x 26,4 руб/USD) - начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 62

- 590 руб. (11 800 USD x (26,40 руб/USD - 26,35 руб/USD)) - отражена отрицательная курсовая разница на последний день отчетного периода.

По строке 2110 отчета о прибылях и убытках за I квартал отчетного года нужно отразить выручку в сумме 264 тыс. руб. (264 000 руб. = 311 520 руб. - 47 520 руб.). Отрицательную курсовую разницу следует отразить в Отчете о прибылях и убытках по строке 2350 "Прочие расходы".

После поступления денег бухгалтер сделает проводки:

Дебет 51 Кредит 62

- 310 340 руб. (11 800 USD x 26,3 руб/USD) - поступила оплата от покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 62

- 590 руб. (310 930 - 310 340) - отражена отрицательная курсовая разница на день оплаты.

Отрицательную курсовую разницу нужно отразить в Отчете о прибылях и убытках за первое полугодие по строке 2350 "Прочие расходы".

 

Как отразить выручку по посредническим договорам

 

Доходы посредников являются вознаграждением за оказанные ими услуги.

 

Договор комиссии

 

По такому договору заказчик (комитент) поручает посреднику (комиссионеру) совершить одну или несколько сделок. Причем в отношениях с фирмами-покупателями посредник всегда выступает от своего имени, будь то покупка или продажа чего-либо. При продаже товаров он оформляет все документы - договоры поставки (купли-продажи), накладные, акты, счета-фактуры - от себя.

При отгрузке комитентом в адрес посредника товара право собственности на него не переходит к комиссионеру - в этом состоит главная особенность договора комиссии. Вещь, поступившая от комитента к посреднику или приобретенная посредником за счет комитента, является собственностью последнего (ст. 996 ГК РФ).

Товар, переданный на комиссию, комитент учитывает на счете 45 "Товары отгруженные" до его отгрузки конечному покупателю. При передаче товара сделайте проводку:

Дебет 45 Кредит 41

- передан товар комиссионеру для реализации.

В момент физической отгрузки товаров посреднику комитент НДС не начисляет.

Дело в том, что комиссионер не является покупателем и право собственности на товар к нему никогда не переходит. То есть между сторонами договора комиссии не произойдет реализации и, следовательно, не возникнет объекта налогообложения НДС. До получения от комиссионера извещения об отгрузке товаров покупателям комитент выручку от реализации в учете не начисляет. Поэтому в строку 2110 "Выручка" отчета о прибылях и убытках он ничего не вписывает.

Комитент отражает в учете операции по продаже товара на основании отчета комиссионера. В отчете посредник должен указать, кому и на какую сумму отгружен товар.

После поступления отчета комитент должен сделать проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- отражена выручка от реализации товара;

Дебет 90-2 Кредит 45

- списана себестоимость реализованного товара;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- начислен НДС с суммы реализации.

Выручкой от реализации товаров у комитента являются все деньги, уплаченные покупателями, включая удерживаемое комиссионером вознаграждение (при его участии в расчетах). Следовательно, по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках указывают всю сумму выручки от продажи товара, включая вознаграждение посредника.

Выручку от продажи товаров комитент отражает в бухгалтерском учете независимо от того, поступила оплата от покупателей к нему или к комиссионеру на расчетный счет (в кассу) или нет. Однако налог на прибыль он начисляет в зависимости от своей учетной политики - либо в момент оплаты, либо по мере отгрузки.

Как отразить выручку комитенту, если посредник в расчетах участвует, покажет пример.

 

Пример. В январе ЗАО "Актив" (комитент) передало на реализацию товар фирме-посреднику по договору комиссии. Себестоимость товара составляет 5500 руб. Его продажная цена, указанная комитентом в договоре, - 9000 руб. (в т.ч. НДС - 1373 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 10% от стоимости проданного товара и составляет 900 руб. (в т.ч. НДС - 137 руб.). По условиям договора оплата за товар поступает от покупателей на расчетный счет посредника (посредник в расчетах участвует). После получения денег комиссионер перечисляет выручку на расчетный счет "Актива" за вычетом своего комиссионного вознаграждения. Товар был продан в январе.

Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 45 Кредит 41

- 5500 руб. - передан комиссионеру товар на реализацию;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 9000 руб. - отражена выручка от продажи товара в момент принятия комитентом отчета комиссионера о реализации;

Дебет 90-2 Кредит 45

- 5500 руб. - списана себестоимость проданного товара;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 1373 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 44 Кредит 76

- 763 руб. (900 - 137) - начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 19 Кредит 76

- 137 руб. - учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 137 руб. - принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 90-2 Кредит 44

- 763 руб. - списано комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 1364 руб. (9000 - 1373 - 5500 - 763) - отражен финансовый результат;

Дебет 76 Кредит 62

- 900 руб. - произведен зачет взаимных требований на сумму комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62

- 8100 руб. (9000 - 900) - поступила комитенту от посредника выручка от продажи товаров за вычетом комиссионного вознаграждения.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год комитент отразит выручку в размере 8 тыс. руб. (7627 руб. = 9000 руб. - 1373 руб.).

 

Как отразить выручку комитенту, если посредник в расчетах не участвует, покажет другой пример.

 

Пример. Сохраним условия предыдущего примера с той разницей, что оплата от покупателей поступает на расчетный счет "Актива" (посредник в расчетах не участвует).

Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 45 Кредит 41

- 5500 руб. - передан товар на реализацию комиссионеру;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 9000 руб. - отражена выручка за проданный товар в момент утверждения комитентом отчета комиссионера о реализации;

Дебет 90-2 Кредит 45

- 5500 руб. - списана себестоимость проданного товара;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 1373 руб. - начислен НДС;

Дебет 44 Кредит 76

- 763 руб. (900 - 137) - начислено комиссионное вознаграждение посреднику;

Дебет 19 Кредит 76

- 137 руб. - учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 137 руб. - произведен вычет НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 51 Кредит 62

- 9000 руб. - поступила оплата от покупателей на расчетный счет "Актива";

Дебет 76 Кредит 51

- 900 руб. - перечислено вознаграждение комиссионеру;

Дебет 90-2 Кредит 44

- 763 руб. - списаны затраты по договору комиссии;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 1364 руб. (9000 - 1373 - 5500 - 763) - отражен финансовый результат.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год комитент отразит выручку в сумме 8 тыс. руб. (7627 руб. = 9000 руб. - 1373 руб.).

 

Товары, принятые от комитента, посредник учитывает на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию". Товары числятся на нем в ценах, указанных в товаросопроводительных документах.

Эту операцию отражают проводкой:

Дебет 004

- приняты на комиссию товары.

После отгрузки товаров конечному покупателю нужно сделать запись:

Кредит 004

- отгружены товары покупателю.

Поскольку товары не принадлежат комиссионеру и их продажа не является для него реализацией, в Отчете о прибылях и убытках по строке 2110 комиссионер отразит только сумму своего вознаграждения без НДС (кредит субсчета 90-1 "Выручка" за вычетом суммы по дебету субсчета 90-3 "Налог на добавленную стоимость").

Порядок учета у комиссионера зависит от того, участвует он в расчетах или нет, то есть деньги за товар поступают на его расчетный счет (в кассу) или на расчетный счет (в кассу) комитента. Комиссионер, который в расчетах участвует, должен сделать проводки:

Дебет 51 (50) Кредит 62

- поступила от покупателей оплата за отгруженный товар;

Дебет 62 Кредит 76

- средства покупателей признаны средствами комитента.

Затем делают записи:

Дебет 76 Кредит 51

- перечислена комитенту выручка за вычетом удержанного комиссионного вознаграждения;

Дебет 76 Кредит 90-1

- отражена выручка комиссионера;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- начислен НДС с комиссионного вознаграждения.

Вся выручка, полученная по посредническим операциям, является доходом комитента, включая дополнительную выгоду. Выгода возникает, если сделка совершена на лучших по сравнению с договором условиях (например, товары проданы дороже, чем поручено). Заказчик и посредник должны разделить "сверхплановые" деньги поровну (ст. 992 ГК РФ), если договор не предусматривает других условий.

Если комиссионер в расчетах не участвует, то учет он ведет так:

Дебет 76 Кредит 90-1

- отражена выручка комиссионера;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- начислен НДС;

Дебет 51 (50) Кредит 76

- поступило от комитента комиссионное вознаграждение.

Как отразить выручку посреднику, если он в расчетах не участвует, покажет пример.

 

Пример. ЗАО "Актив" является посредником и продает товары по договору комиссии.

В отчетном году комитент передал "Активу" товары, которые тот должен продать за 9000 руб. (в т.ч. НДС - 1372,88 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 10% от стоимости товара и составляет 900 руб. (в т.ч. НДС - 137 руб.). Расходы "Актива" составили 20 руб.

Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 004

- 9000 руб. - принят товар на основании приемо-сдаточного акта;

Кредит 004

- 9000 руб. - отгружен товар покупателю;

Дебет 76 Кредит 90-1

- 900 руб. - начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 137 руб. - начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 76

- 900 руб. - поступило на расчетный счет "Актива" комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-2 Кредит 26

- 20 руб. - списаны расходы;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 743 руб. (900 - 137 - 20) - отражен финансовый результат.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер "Актива" должен отразить сумму выручки в размере 1 тыс. руб. (763 руб. = 900 руб. - 137 руб.).

 

Договор поручения

 

По договору поручения поверенный (посредник) за вознаграждение обязуется совершить за счет доверителя (заказчика) те или иные юридические действия (например, представляет интересы доверителя в суде). В отличие от договора комиссии посредник действует от имени доверителя. Если посредник не может выполнить поручение лично, он прибегает к передоверию. Все права и обязанности по договору поручения принадлежат доверителю. Этим договор поручения также отличается от договора комиссии.

Поверенный не привлекается для совершения сделок (практических действий) - например, купли-продажи товаров от имени доверителя.

 

Агентский договор

 

По агентскому договору агент (посредник) обязуется за вознаграждение совершить по поручению принципала (заказчика) те или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Если агент действует от своего имени, то его взаимоотношения с принципалом строятся так же, как и по договору комиссии. Если же агент действует от имени принципала, то к агентскому договору применяются правила, действующие для договора поручения.

Порядок отражения в учете выручки по агентскому договору такой же, как и по договору комиссии.

Обратите внимание: помимо уплаты вознаграждения, принципал должен возместить агенту все расходы, связанные с исполнением договора (ст. 1011, п. 2 ст. 975, ст. 1001 ГК РФ). Поэтому если в договоре указано, что расходы на исполнение поручения принципала несет агент, действующий от своего имени, то данное положение договора считается недействительным.

Денежные средства, которые агент получил в качестве компенсации затрат по договору, выручкой не считаются. Поэтому они по кредиту счета 90 "Продажи" не учитываются. В учете агента такие расходы отражают проводками:

Дебет 60 Кредит 51

- оплачены услуги организаций, связанные с исполнением договора (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 60

- предъявлены принципалу расходы, подлежащие возмещению (с учетом НДС);

Дебет 51 Кредит 76

- получена от принципала компенсация расходов по агентскому договору (с учетом НДС).

Агент должен документально подтвердить все расходы, произведенные им по договору. Иначе сумма их компенсации будет считаться безвозмездно полученными средствами. Тогда агенту придется включить их в состав внереализационных доходов и начислить с них налог на прибыль.

Иногда стороны устанавливают сумму вознаграждения уже с учетом компенсации расходов агента по договору. Это приводит к необоснованному завышению выручки агента. Кроме того, агент не может включить такие расходы в себестоимость, поскольку по Гражданскому кодексу они должны возмещаться принципалом. По этой же причине он не может принять к вычету НДС по ним. Поэтому укажите отдельно в договоре сумму вознаграждения агента и перечислите те расходы (и их максимальную сумму), которые возмещает принципал.

Оказывая услуги, агент может оплатить расходы, прямо не связанные с предметом посреднического договора (например, аренду своего офиса, коммунальные платежи, размещение в СМИ рекламы о своей фирме и т.п.). Такие затраты агент должен включить в расходы и отразить их на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Указанные расходы отражают в учете агента проводками:

Дебет 26 Кредит 02 (60, 76, 69, 70...)

- отражены расходы, связанные с деятельностью агента;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- учтен НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным агентом;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- произведен вычет по НДС;

Дебет 60 (76) Кредит 51

- оплачены товары, работы и услуги.

 

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" (агент) заключило агентский договор с ЗАО "Актив" (принципал). По договору "Актив" поручил "Пассиву" провести рекламную кампанию своих товаров на телевидении и в прессе. На проведение рекламной кампании выделена сумма в размере 240 000 руб. (с учетом НДС). Агент получает вознаграждение в размере 5% от стоимости рекламных услуг (в рамках утвержденной сметы). Сумма вознаграждения составила 12 000 руб. (240 000 руб. x 5%), в том числе НДС - 1831 руб. Расходы агента, связанные с осуществлением его деятельности (заработная плата сотрудников со страховыми взносами, амортизация основных средств и т.д.), составили 5000 руб.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.