Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе 20 страница



Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:

Дебет 51 Кредит 76

- 240 000 руб. - получены от принципала деньги на оплату расходов по проведению рекламной кампании;

Дебет 60 Кредит 51

- 240 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций по проведению рекламной кампании (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 60

- 240 000 руб. - отражены расходы на проведение рекламной кампании, возмещаемые принципалом (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 90-1

- 12 000 руб. - начислено вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 1831 руб. (12 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с суммы вознаграждения;

Дебет 26 Кредит 02 (69, 70)

- 5000 руб. - отражены расходы "Пассива";

Дебет 90-2 Кредит 26

- 5000 руб. - списаны расходы;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 5169 руб. (12 000 - 1831 - 5000) - выявлен финансовый результат;

Дебет 51 Кредит 76

- 12 000 руб. - получено вознаграждение от принципала.

По строке 2110 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год "Пассив" отразит выручку в размере 10 тыс. руб. (10 169 руб. = 12 000 руб. - 1831 руб.).

 

Различия в бухгалтерском и налоговом учете выручки

 

По правилам бухгалтерского учета выручкой считают только доходы от продажи готовой продукции, товаров, работ или услуг. Доходы от продажи прочего имущества (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.) в выручку не включают. Их отражают в составе прочих доходов фирмы (строка 2340 Отчета о прибылях и убытках).

Для целей налогообложения товаром считают любое проданное или предназначенное для продажи имущество (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовую продукцию, покупные товары и т.д.). Доходы от его продажи учитывают в составе выручки.

 

Внимание! В бухгалтерском учете применяется термин "продажа" (п. 5 ПБУ 9/99), а налоговое законодательство использует термин "реализация" (п. 1 ст. 39 НК РФ).

 

В некоторых случаях сумма выручки от реализации в бухгалтерском и налоговом учете формируется по-разному. Так, некоторые доходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают выручку, а по правилам налогового учета - нет:

 

Вид доходов Учет доходов и расходов
бухгалтерский налоговый
Выручка, полученная (причитающаяся к получению) от покупателя товаров (работ, услуг), за минусом НДС Включается в состав выручки от продажи (п. 6 ПБУ 9/99) Включается в состав выручки от реализации (ст. 249 НК РФ)
Курсовые разницы, которые возникают при получении выручки в иностранной валюте Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 8 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99) Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ)
Курсовые разницы, возникающие, когда стоимость товаров, работ, услуг выражена в условных денежных единицах Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 13 ПБУ 3/2006) Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ)
Проценты за отсрочку оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит) Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ)
Проценты или дисконт по векселям, полученным в оплату товаров, работ, услуг Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ)

 

Строка 2120 "Себестоимость продаж"

 

В этой строке указывают сумму расходов по обычным видам деятельности фирмы. Причем здесь отражают только те расходы, которые относятся к проданной продукции (товарам, работам, услугам) в отчетном году (п. п. 9, 21 ПБУ 10/99). Данный показатель указывают в круглых скобках.

 

Внимание! Коммерческие расходы, которые учитывают по счету 44 "Расходы на продажу", подлежат отражению по строке 2210 отчета о прибылях и убытках.

 

Для отражения управленческих расходов в Отчете предназначена строка 2220. Производственные компании учитывают такие расходы по счету 26 "Общехозяйственные расходы" и в строку 2120 их не включают. Однако компании, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме компаний, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 для учета расходов на ведение этой деятельности. Управленческие расходы в отчете они могут не обособлять. Компании, работающие в сфере услуг, все свои расходы по обычным видам деятельности вправе показать по строке 2120 Отчета.

К расходам по обычным видам деятельности относят затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, покупкой и реализацией товаров.

Не считают расходами фирмы и в Отчете о прибылях и убытках не отражают:

- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и т.п.);

- суммы, уплаченные по посредническим договорам в пользу заказчика (комитента, доверителя, принципала);

- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;

- суммы, выданные в качестве задатка;

- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.

При расчете себестоимости проданной продукции (работ, услуг) нужно руководствоваться ПБУ 10/99, а также отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости.

В себестоимость продукции (работ, услуг), как правило, включают все расходы, связанные с ее производством.

Обратите внимание: некоторые расходы фирмы учитывают при расчете налогооблагаемой прибыли только в пределах норм. Однако в бухгалтерском учете их отражают в полной сумме. Корректировка затрат с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов производится только для целей налогообложения.

Например, к нормируемым относятся отдельные виды расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), расходы работодателя на добровольное страхование в пользу работников (п. 16 ст. 255 НК РФ).

У фирмы могут быть расходы, которые обусловливают получение доходов в будущем.

Такие расходы включают в себестоимость в течение определенного периода времени.

Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов возможен только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными актами.

 

Методы учета расходов

 

Расходы в бухгалтерском учете и Отчете о прибылях и убытках отражают одним из двух методов:

- по методу начисления;

- по кассовому методу.

Большинство фирм применяет метод начисления. Если вы используете этот метод, то расходы отражают в бухучете и отчете о прибылях и убытках после того, как они фактически возникли. Оплачены расходы или нет, не важно.

Малым предприятиям, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, разрешено применять кассовый метод учета доходов и расходов. Если вы используете этот метод, то все расходы отражайте только после их оплаты. Соответственно, в строке 2120 Отчета о прибылях и убытках эти фирмы указывают только те расходы на товары (продукцию, работы, услуги), которые они приняли к учету и оплатили.

Обратите внимание: выручка от продаж и расходы фирмы должны учитываться одним и тем же методом.

Малые предприятия могут самостоятельно выбрать тот или иной метод учета доходов и расходов. Его нужно закрепить в учетной политике фирмы.

Фирмы, которые не являются субъектами малого предпринимательства, должны учитывать доходы и расходы только по методу начисления.

 

Как учесть расходы по методу начисления

 

В конце месяца спишите расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг), выручка по которым отражена на счете 90, субсчет "Выручка". Для этого нужно сделать проводку:

Дебет 90-2 Кредит 41 (43, 45, 20)

- списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Таким образом, по строке 2120 Отчета нужно отразить дебетовый оборот по субсчету 90-2.

 

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" продало готовую продукцию. Ее себестоимость составила 320 000 руб. Выручка от продажи готовой продукции - 472 000 руб. (в т.ч. НДС - 72 000 руб.). Фирма определяет выручку для целей налогообложения методом начисления.

После отгрузки товара в учете "Пассива" сделаны записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 472 000 руб. - отражена выручка от продаж;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 72 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 320 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции.

По строке 2120 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год нужно отразить себестоимость проданной продукции в сумме 320 тыс. руб.

 

Как учесть расходы по кассовому методу

 

Если в бухучете вы признаете выручку по кассовому методу, то и расходы нужно учитывать этим же методом, то есть в момент погашения задолженности поставщикам.

Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. малые предприятия получили возможность отражать расходы так же, как и выручку, - по кассовому методу (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), малые предприятия учитывают на счете 20 "Основное производство". Если вы используете этот метод, то расходы отразите в строке 2120 отчета, если они оплачены.

 

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" реализовало товары на сумму 1 200 000 руб. Покупатель перечислил за товары 800 000 руб. Фирма не является плательщиком НДС. Себестоимость проданных товаров - 600 000 руб. Поставщикам товаров было перечислено только 300 000 руб.

В бухгалтерском учете "Пассива" сделаны записи:

Дебет 51 Кредит 62

- 800 000 руб. - поступили деньги от покупателей;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 800 000 руб. - отражена выручка от продаж;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 300 000 руб. - списана себестоимость товара, который был реализован и оплачен поставщикам.

В Отчете о прибылях и убытках за отчетный год по строке 2120 бухгалтер "Пассива" должен отразить расходы в сумме 300 000 руб.

Однако неясно, в какой сумме учитывать товары на балансе. Ведь на складе товаров нет, все они переданы покупателю. Официальных разъяснений на этот счет не имеется.

 

Состав расходов

 

Согласно п. 8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности подразделяются на элементы:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Состав затрат по каждому из элементов определяется организацией самостоятельно (с учетом отраслевых особенностей) и закрепляется в учетной политике. При этом целесообразно опираться на классификацию, используемую в гл. 25 Налогового кодекса.

 

Материальные затраты

 

К материальным затратам относят стоимость израсходованных в процессе производства продукции (работ, услуг):

- сырья и материалов (субсчет 10-1);

- покупных полуфабрикатов и комплектующих (субсчет 10-2);

- горюче-смазочных материалов (субсчет 10-3);

- тары (субсчет 10-4);

- запчастей для ремонта производственного оборудования (субсчет 10-5);

- стройматериалов (субсчет 10-8);

- производственного инвентаря (субсчет 10-9);

- прочих материалов (субсчет 10-6);

- спецоснастки и спецодежды в эксплуатации (субсчет 10-11);

- покупных товаров (счет 41).

Материальные затраты возникают при расходовании материально-производственных запасов. При отпуске материалов в производство сделайте в учете записи:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29) Кредит 10

- списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства;

Дебет 28 Кредит 10

- списаны материалы на исправление брака.

Для списания материалов выберите один из трех методов, закрепив его в учетной политике фирмы:

- ФИФО;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости каждой единицы.

При этом по каждому виду материалов можно применять разные методы списания.

Фирмы могут учитывать материалы либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам. Выбранный порядок учета закрепите в учетной политике фирмы.

При учете материалов по фактической себестоимости все затраты на их приобретение учитывайте непосредственно на счете 10 "Материалы". Тогда при их отпуске в производство (расходы на продажу) корректировок делать не нужно.

Если же фирма приходует материальные ценности по учетным ценам, то скорректируйте их, доведя до уровня фактических цен. Для этого используйте счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

В состав материальных затрат входит также стоимость электроэнергии, тепла, воды, работ и услуг сторонних организаций, если без них невозможен выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг).

К вспомогательным производствам относят собственные подразделения по обеспечению фирмы электроэнергией, газом и т.д.; по ремонту основных средств; по изготовлению инструментов, запчастей и др.; по возведению временных сооружений и т.д.

Расходы на содержание подобных служб спишите в дебет счета 20:

Дебет 20 Кредит 23 (29)

- включены в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы вспомогательного (обслуживающего) производства.

Стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, отразите в учете проводками:

Дебет 20 Кредит 60 (76)

- учтена в затратах основного производства стоимость работ (услуг) сторонних организаций;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.

 

Затраты на оплату труда

 

В составе затрат на оплату труда учитывается зарплата рабочих основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Ее начисляют проводкой:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 70

- начислена зарплата работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Ни одно производство невозможно без участия работников инженерных и технологических служб (в т.ч. службы контроля за качеством продукции). Начисление им заработной платы отразите записью:

Дебет 25 Кредит 70

- начислена зарплата работникам обслуживающих и вспомогательных производств.

В случае, если работникам оплачивается исправление брака, примените записи:

Дебет 28 Кредит 70

- начислена зарплата работникам, занятым исправлением брака.

Если ваша компания специализируется на оказании услуг (консультационных, юридических, посреднических и т.п.), сделайте запись:

Дебет 26 Кредит 70

- начислена зарплата работникам сферы услуг.

 

Отчисления на социальные нужды

 

К отчислениям на социальные нужды относят страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В учете начисление страховых взносов отразите проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Фонд социального страхования",

- начислены взносы в Фонд социального страхования;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования",

- начислены взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",

- начислены взносы на страховую часть трудовой пенсии;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",

- начислены взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

 

Новое в отчете 2012. С 2012 г. все "медицинские" взносы перечисляются в Федеральный фонд ОМС. Платежи в территориальные фонды ОМС не производятся.

 

Начисление взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний отразите в учете проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты с Фондом социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний",

- начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

 

Амортизация

 

На себестоимость относят суммы амортизации, начисленные по основным средствам производственного назначения, а также по нематериальным активам.

По основным средствам, купленным до 1 января 2002 г., амортизацию начисляйте по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.

Для налогообложения прибыли амортизацию учитывают в сумме, которая начислена в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

Если основное средство фирма приобрела в 2002 г. или позже, то в бухгалтерском учете амортизацию по нему можно начислять так же, как и в налоговом учете (на основе Классификации).

Амортизацию начисляют по каждому объекту основных средств ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету по счету 01 "Основные средства". Факт ввода объекта в эксплуатацию роли не играет. Ее начисление прекращают с месяца, следующего за месяцем полной амортизации или списания основного средства с баланса фирмы (продажа, ликвидация и т.д.).

Начисление амортизации в учете отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 02

- начислена амортизация основных средств.

По некоторым объектам основных средств амортизацию не начисляют. В их числе:

- жилой фонд, который не сдается внаем (не приносит доходов), приобретенный до 1 января 2006 г. (Письмо Минфина России от 6 июля 2006 г. N 03-06-01-04/141);

- законсервированные объекты, которые предназначены для мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством;

- земельные участки и объекты природопользования;

- музейные предметы и коллекции;

- объекты основных средств некоммерческих организаций.

По объектам основных средств стоимостью не более 40 000 руб. каждый амортизацию можно не начислять. Их учитывают в составе МПЗ. Списывают их по мере отпуска в производство.

При начислении амортизации по нематериальным активам сделайте одну из проводок:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 05

- начислена амортизация нематериальных активов.

 

Прочие затраты

 

К прочим затратам относят расходы по обычным видам деятельности, которые не относятся к элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация (п. 8 ПБУ 10/99).

Прочими затратами можно считать расходы на выполнение работ и оказание услуг другими компаниями и физическими лицами по договорам гражданско-правового характера, налог на добычу полезных ископаемых, стоимость лицензий на осуществление определенных видов деятельности, взносы в профессиональные саморегулируемые организации и т.п. Для их отражения примените записи:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 60 (76, 68)

- отражены работы и услуги сторонних организаций, а также налоги и сборы, обеспечивающие обычные виды деятельности.

 

Учет расходов, выраженных в условных единицах

 

Цена тех или иных работ (услуг), необходимых для нужд основного производства, может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Цену, выраженную в иностранной валюте или условных единицах, пересчитайте в рубли.

Обычно в договоре о выполнении работ (оказании услуг) предусматривают условие о том, что работа оплачивается заказчиком в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег продавцу.

В этой ситуации поступите таким образом:

а) отразите расходы в день передачи вам результатов выполненных работ (оказания вам услуг) по курсу иностранной валюты, действующему на этот день;

б) пересчитайте кредиторскую задолженность на последний день отчетного периода и на последний день каждого отчетного периода (следующего за периодом приобретения работы или услуги), в рамках которого оплата не производилась;

в) пересчитайте кредиторскую задолженность на дату оплаты поставщику.

Если вы расплачиваетесь авансом, то курсовая разница не возникает.

Если курс иностранной валюты на дату оплаты работ (услуг) будет больше, чем на дату их выполнения, то возникает отрицательная курсовая разница. Отрицательные курсовые разницы спишите на субсчет прочих расходов:

Дебет 91-2 Кредит 60

- отражена отрицательная курсовая разница по расчетам с поставщиками.

 

Пример. В отчетном году ЗАО "Актив" оплатило услуги сторонних фирм производственного характера. Стоимость услуг - 1770 евро (в т.ч. НДС - 270 евро). Оплата услуг производится в рублях по курсу Банка России на дату перечисления денег. Официальный курс евро составил:

- на дату оказания услуг - 35,10 руб/евро;

- на дату оплаты услуг - 35,30 руб/евро.

Бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 20 Кредит 60

- 52 650 руб. ((1770 евро - 270 евро) x 35,10 руб/евро) - учтены услуги производственного характера;

Дебет 19 Кредит 60

- 9477 руб. (270 евро x 35,10 руб/евро) - учтен НДС;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 9477 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 62 481 руб. (1770 евро x 35,30 руб/USD) - оплачены услуги;

Дебет 91-2 Кредит 60

- 354 руб. (62 481 - 52 650 - 9477) - отражена отрицательная курсовая разница по расчетам с поставщиками.

 

Если курс иностранной валюты на дату оплаты работ (услуг) будет меньше, чем на дату их выполнения, то возникнет положительная курсовая разница.

Величину положительной курсовой разницы отнесите на субсчет прочих доходов:

Дебет 60 Кредит 91-1

- отражена положительная курсовая разница.

 

Пример. В отчетном году ЗАО "Актив" оплатило услуги сторонних фирм производственного характера. Стоимость услуг - 1770 долл. США (в т.ч. НДС - 270 долл. США).

Оплата услуг производится в рублях по курсу Банка России на дату перечисления денег.

Официальный курс доллара США составил:

- на дату оказания услуг - 26,50 руб/USD;

- на дату оплаты услуг - 26,30 руб/USD.

Бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 20 Кредит 60

- 39 750 руб. ((1770 USD - 270 USD) x 26,50 руб/USD) - учтены услуги производственного характера;

Дебет 19 Кредит 60

- 7155 руб. (270 USD x 26,50 руб/USD) - учтен НДС;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- 7155 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 46 551 руб. (1770 USD x 26,30 руб/USD) - оплачены услуги;

Дебет 60 Кредит 91-1

- 354 руб. (46 551 - 39 750 - 7155) - отражена положительная курсовая разница по расчетам с поставщиками.

В строке 2120 Отчета о прибылях и убытках за отчетный год нужно указать стоимость услуг в размере 40 тыс. руб. (39 750 руб.).

 

Курсовые разницы возникают, только если оплата за товары (работы, услуги) поступает после их реализации. Если вы расплачиваетесь авансом, курсовые разницы не возникают (п. п. 9, 10 ПБУ 3/2006).

В Отчете о прибылях и убытках курсовые разницы показывают по строкам 2340 "Прочие доходы" и 2350 "Прочие расходы".

 

Учет и списание расходов неторговых фирм

 

Расходы таких фирм делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы списывают на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета материально-производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Расходы вспомогательных или обслуживающих производств списывают на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг), а также с управлением и обслуживанием основного производства. Их списывают в дебет счета 20 "Основное производство" с кредита счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие производства".

Все расходы, собранные на счете 20, производственные фирмы включают в себестоимость готовой продукции. Для этого делают запись:

Дебет 43 Кредит 20

- выпущена готовая продукция.

Стоимость готовой продукции, реализованной покупателям, списывают в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". В строке 2120 Отчета укажите оборот по дебету субсчета 90-2 в корреспонденции со счетом 43 "Готовая продукция" за отчетный период.

Затраты, связанные со сбытом продукции, учтенные на счете 44 "Расходы на продажу", по строке 2120 Отчета о прибылях и убытках не отражают. Их указывают в строке 2210 "Коммерческие расходы".

Фирмы, которые выполняют строительные работы или оказывают услуги, списывают расходы, собранные на счете 20, непосредственно в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". В строке 2120 отчета укажите оборот по дебету субсчета 90-2 в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" за отчетный период.

Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) фирма может оценивать:

- по полной себестоимости;

- по сокращенной себестоимости.

Порядок формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) нужно закрепить в учетной политике организации. При этом готовая продукция (работы, услуги) может отражаться в учете по фактической или нормативной (плановой) себестоимости.

От выбранного фирмой варианта учета зависит сумма, отражаемая по строке 2120 отчета о прибылях и убытках.

 

Как учесть продукцию (работы, услуги)

по полной себестоимости

 

Если ваша фирма учитывает продукцию (работы, услуги) по фактически произведенным затратам, в затраты на ее выпуск включите как прямые, так и косвенные расходы.

Косвенные расходы предварительно отразите на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". В конце месяца спишите их в дебет счета 20.

Обратите внимание, что в конце месяца счет 20 закрывается не всегда. Если производственный цикл не завершен (изготовление части продукции не закончено или она не прошла приемку), то счет 20 может иметь на конец месяца дебетовое сальдо (незавершенное производство). Стоимость "незавершенки" на конец отчетного периода отразите в строке 1210 "Запасы" бухгалтерского баланса. На показатель строки 2120 Отчета о прибылях и убытках она не влияет.

 

Пример. ЗАО "Актив" зарегистрировано в отчетном году и осуществляет строительные работы. Его годовая выручка - 590 000 руб. (в т.ч. НДС - 90 000 руб.). Расходы "Актива" составили 400 000 руб., из них:

- прямые - 300 000 руб.;

- общепроизводственные - 60 000 руб.;

- общехозяйственные - 40 000 руб.

Фирма ведет учет выполненных работ по полной себестоимости.

Для упрощения примера предположим, что строительные работы произведены в рамках одного договора с заказчиком.

Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 590 000 руб. - отражена выручка от выполнения работ;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 90 000 руб. - начислен НДС с выручки;

Дебет 20 Кредит 02 (10, 69, 70...)

- 300 000 руб. - учтены прямые расходы;

Дебет 25 Кредит 02 (10, 69, 70...)

- 60 000 руб. - учтены общепроизводственные расходы;

Дебет 26 Кредит 02 (10, 69, 70...)

- 40 000 руб. - учтены общехозяйственные расходы;

Дебет 20 Кредит 25

- 60 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;

Дебет 20 Кредит 26

- 40 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;

Дебет 90-2 Кредит 20

- 400 000 руб. (300 000 + 60 000 + 40 000) - списана полная себестоимость выполненных работ;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 100 000 руб. (590 000 - 90 000 - 400 000) - отражена прибыль.

В Отчете о прибылях и убытках за отчетный год по строке 2120 нужно отразить сумму, списанную с кредита счета 20 в дебет субсчета 90-2. Она составит 400 тыс. руб. (400 000 руб. = 300 000 руб. + 60 000 руб. + 40 000 руб.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.