Здавалка
Главная | Обратная связь

При недостаче денег в кассе 38 страница



ЧТО ДЕЛАТЬ С ОТЧЕТНОСТЬЮ

 

После того как бухгалтерская отчетность составлена, фирме необходимо сделать следующее:

- провести аудит отчетности (то есть отдать ее на проверку аудиторской фирме). Сразу скажем, что аудит обязаны проводить только определенные категории организаций;

- утвердить отчетность у участников или акционеров фирмы;

- сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат;

- опубликовать отчетность в печати (это должны делать также только определенные категории фирм).

 

Новое в отчете 2012. В Законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (п. 1 ст. 14) применено новое наименование формы - отчет о финансовых результатах. В качестве нее пока применяется Отчет о прибылях и убытках (п. 34 ПВБУ). Причем некоммерческие организации начиная с отчетности за 2012 г. этот отчет больше не составляют.

 

Как провести аудит отчетности

 

Аудит - это проверка достоверности бухгалтерской отчетности. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы.

Аудиторская проверка бывает двух видов:

- обязательная;

- добровольная (инициативная).

 

Обязательный аудит

 

Согласно Закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат, в частности:

- открытые акционерные общества;

- фирмы, которые получили в году, предшествующем отчетному, выручку (код строки 2110 Отчета о прибылях и убытках) свыше 400 000 000 руб. (без учета НДС и акцизов);

- фирмы, у которых сумма активов баланса (код строки 1600) по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 000 000 руб.;

- банки, страховые компании, биржи.

В итоге аудиторская проверка отчетности за 2012 г. не может оказаться для фирмы неожиданной. Так, количественные критерии представляют собой показатели года, предшествующего отчетному.

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ аудиторское заключение не является формой бухгалтерской отчетности фирмы.

 

Новое в отчете 2012. Аудиторское заключение представляется только в орган государственной статистики по месту государственной регистрации фирмы. Причем сделать это нужно в течение календарного года. Одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представлять его необязательно. Итак, для проведения аудита отчетности за 2012 г. у вас в запасе весь 2013 г. (п. 1 и п. 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ).

 

Но если в течение года, следующего за отчетным, фирма так и не представит в "статистику" обязательное аудиторское заключение, это расценивается как самостоятельное административное правонарушение. Оно предусмотрено новой статьей КоАП РФ - 15.37 "Уклонение от обязательного аудита". Протокол уполномочены составлять должностные лица органов государственного статистического учета. Фирме-нарушителю придется уплатить штраф в размере 700 тыс. руб. Правда, санкций можно ожидать по истечении года, то есть в 2014 г. Но ясно одно: теперь "дешевле" обязательный аудит провести, чем от него уклоняться.

Есть и приятная новость. Начиная с 2013 г. представлять аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется. Ведь оно уже не входит в состав бухгалтерской отчетности. И это справедливо. Дело в том, что составляет и подписывает заключение не сама отчитывающаяся фирма, а проверяющие - аудиторская организация либо индивидуальный аудитор. Аудиторское заключение - это мнение независимых аудиторов об отчетности фирмы.

 

Добровольный (инициативный) аудит

 

Если фирма не обязана проходить аудит, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы подстраховаться на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя - например, при смене главбуха. Инициатором проверки может быть главный бухгалтер, что особенно актуально в случаях, когда участки бухучета закреплены за несколькими бухгалтерами. Аудиторская проверка поможет выявить, насколько тщательно подчиненные ведут учет. А иногда по итогам аудита у главбуха появляются дополнительные помощники, т.к. выявляется, что объем учетных операций слишком большой, что не позволяет вести учет с достаточной скрупулезностью.

Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересует финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще, т.к. он прописан в стандартах аудиторской деятельности.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет на фирме.

Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели. Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов.

Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими.

Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

 

Как выбрать аудитора

 

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг производится решением общего собрания участников (ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).

В Законе об акционерных обществах содержится аналогичное требование. Следовательно, выбирать аудиторскую компанию может общее собрание акционеров.

При выборе аудиторов нужно соблюдать принцип независимости. Для этого должны выполняться следующие условия:

- проверяющие не могут занимать в вашей фирме каких-либо должностей;

- аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителей или работников вашей фирмы;

- ваша фирма не должна быть учредителем аудиторской компании;

- аудиторская компания не должна быть среди учредителей вашей фирмы;

- у аудиторской компании и вашей фирмы не должно быть общих учредителей;

- аудиторы должны избегать ситуаций, в которых их заинтересованность может повлиять на мнение об отчетности фирмы (например, аудитор не должен быть конкурентом вашей фирмы или участвовать в бизнесе ваших конкурентов);

- аудиторская компания не должна иметь договор страхования ответственности аудиторов с аудируемым лицом - страховой компанией;

- выбранная аудиторская компания в течение последних трех лет не должна была заниматься восстановлением и ведением бухучета на вашей фирме.

Последнее ограничение легко обойти. Если аудиторы восстанавливали бухучет фирмы, сформулируйте предмет договора, по которому они это делали, как консультационные услуги. Тогда впоследствии вы сможете заключить с этой же фирмой договор об аудите отчетности.

Нередко вопрос о том, какой же аудиторской компании отдать предпочтение, ложится на плечи главного бухгалтера фирмы. Универсальных "рецептов" для выбора аудиторов нет. Многое зависит от финансовых возможностей и целей фирмы.

Некоторые фирмы желают получить аудиторское заключение без проверки, поэтому они обращаются к так называемому черному аудиту. Естественно, такие "проверки" дешевле всего, ведь учет и отчетность не проверяются. Но надо иметь в виду: если впоследствии у фирмы возникнут проблемы, она не сможет предъявить претензии к таким проверяющим. Если же вскроется правда о "проведенном" аудите, то дешевое заключение может быть признано заведомо ложным со всеми вытекающими последствиями.

 

Внимание! Напомним, что с 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности отменено. Теперь все аудиторы при проведении проверки вместо лицензии обязаны иметь документы, которые подтверждают их членство в саморегулируемой организации аудиторов. Это является обязательным для всех аудиторов, как для аудиторской фирмы и ее работников, так и для индивидуальных аудиторов.

 

Если фирме нужно не просто формальное заключение, а реальная помощь, то за проверку придется заплатить больше.

Критериев, по которым можно заранее определить качество предстоящей проверки, немного. Например, вы можете выяснить, сколько в штате компании работает аудиторов с профессиональными аттестатами, какой стаж работы у потенциальных ревизоров, как долго фирма оказывает аудиторские услуги и т.д.

Самым надежным показателем качества работы аудиторов является репутация их компании. Поэтому не секрет, что многие выбирают аудиторов по рекомендациям своих знакомых.

Положение компании на рынке аудиторских услуг (например, место, которое она занимает в рейтингах аудиторских фирм) тоже может свидетельствовать о хорошей работе организации. Однако стоимость услуг компаний-лидеров значительно выше, чем у рядовых фирм.

Обратите внимание, что стоимость проверки не может быть поставлена в зависимость от выполнения определенных требований компании - заказчика аудита о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (п. 2 ст. 8 Закона N 307-ФЗ).

 

Как составить договор

 

Обычно аудиторские компании сами предлагают типовой договор на проведение проверки.

 

Внимание! Проследите, чтобы в договоре был четко указан срок выполнения работы (дата ее начала и окончания). Нелишним будет зафиксировать и количество часов, которые аудиторы планируют потратить на проверку. Особенно это актуально, если стоимость своих услуг аудиторы определяют исходя именно из этого показателя.

 

В соответствии с действующим законодательством аудиторы самостоятельно определяют формы и методы проверки (пп. 1 п. 1 ст. 13 Закона N 307-ФЗ). Причем проверки проводятся выборочным методом. Вы можете потребовать, чтобы аудиторы, кроме тех участков, которые они определили самостоятельно, проверили объекты учета, интересующие вас. Причем чтобы проверка была проведена сплошным методом. Зафиксировать такое требование в договоре можно следующим образом:

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Статья 4. Порядок проведения проверки │

│ 4.1. Исполнитель проводит указанную в п. 2.1 настоящего Договора│

│аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством│

│Российской Федерации. Указанная проверка проводится выборочным методом. │

│ 4.2. Проверка первичной документации, связанной с внешнеэкономической│

│деятельностью Заказчика, осуществляется сплошным методом. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Однако сплошная проверка является более трудоемкой и увеличивает сроки аудита и его стоимость.

Один из разделов договора должен быть посвящен ответственности аудиторской компании.

Вы можете настоять, чтобы в нем были указаны конкретные суммы неустойки, которую заплатит компания, если проверка будет проведена некачественно. Например, можно оговорить, что если после аудита за тот же период проверку проведет налоговая инспекция и начислит штрафы за неправильное отражение в учете тех или иных операций, то их будет компенсировать аудиторская компания.

Этот пункт договора может выглядеть так:

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Статья 7. Ответственность исполнителя │

│ Исполнитель несет ответственность в случае необнаружения им ошибок│

│в отчетности Заказчика. Если эти ошибки будут выявлены налоговой│

│инспекцией, Исполнитель обязуется заплатить Заказчику неустойку в сумме│

│начисленных штрафных санкций. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Правда, в этом случае аудиторы будут нести дополнительный риск и стоимость договора может существенно возрасти.

 

Какие документы вправе потребовать аудиторы

 

При обязательной проверке аудиторы имеют право потребовать любые финансовые документы, которые относятся к проверяемому году. Если вы их не представите, то проверяющие вправе будут отказаться выдать заключение.

Вы также обязаны давать аудиторам устные разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам. Кроме того, ревизоры могут проверить фактическое наличие у фирмы имущества, отраженного на ее балансе (то есть провести инвентаризацию).

Если выбранные аудиторы проверяют вашу компанию впервые, то они имеют право посмотреть документы, которые относятся к предыдущему периоду. Это необходимо для проверки входящих остатков. Поэтому надо быть готовым предоставить документы и ответить на вопросы, не относящиеся к отчетному периоду.

 

Аудиторское заключение

 

Аудитор может либо выразить мнение о достоверности отчетности (немодифицированное мнение), либо выразить модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Немодифицированное мнение выражается, если отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности. Чтобы было понятнее, можно использовать словосочетание "безоговорочно положительное мнение", которое использовалось ранее и аналогично немодифицированному мнению.

Модифицированное мнение выражают в следующих случаях:

- бухгалтерская отчетность в целом содержит существенные искажения;

- у аудитора отсутствует возможность получения достаточных доказательств, что отчетность в целом не содержит существенных искажений.

Существенные искажения могут быть связаны:

- с учетной политикой, принятой компанией;

- с тем, каким образом реализована принятая учетная политика;

- с правильностью и полнотой раскрытия информации в отчетности.

В зависимости от формы модифицированного мнения, часть аудиторского заключения может именоваться "Мнение с оговоркой", "Отрицательное мнение", "Отказ от выражения мнения".

Если аудитор модифицирует свое мнение, то в аудиторское заключение включается специальный раздел, где описываются все причины, послужившие основанием для выражения такого мнения.

Также в аудиторское заключение может быть включена специальная часть с дополнительной информацией, на которую пользователи отчетности должны обратить внимание (например, если между фирмой и налоговой инспекцией проходит судебное разбирательство, а отчетность не предусматривает никаких резервов на случай, если решение суда будет не в пользу компании).

Чаще всего аудиторы выражают мнение о достоверности отчетности.

Ведь даже если они обнаружат какие-то недочеты, вы можете исправить их во время проверки и в заключении о них не будет сказано ни слова.

Аудиторское заключение включает в себя:

- наименование "Аудиторское заключение";

- указание, кому оно адресовано;

- сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

- сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов;

- перечень (состав) бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;

- распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;

- сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

- мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;

- подпись аудитора;

- дату аудиторского заключения.

Дополнительно аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором.

Заключение подписывает руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение. Если аудит проводил индивидуальный аудитор, то подпись должна включать его фамилию и инициалы.

К аудиторскому заключению прилагают вашу отчетность. Она должна быть датирована, подписана и скреплена печатью фирмы.

Аудиторское заключение и отчетность брошюруют в единый пакет, листы нумеруют, прошнуровывают, скрепляют печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.

Проверяющие составляют как минимум два таких пакета: один - для фирмы, другой - для аудитора.

 

За что отвечают аудиторы

 

По итогам проверки аудиторы высказывают свое мнение только о достоверности бухгалтерской отчетности фирмы. И отвечают они только за то, что проверят вашу отчетность, составят заключение и выполнят прочие договорные условия.

Ответственность за состояние учета, даже проверенного аудиторами, все равно несет руководство фирмы. Если после аудиторов вас посетят налоговые инспекторы и начислят фирме штрафы, то взыскать эти убытки с аудиторской фирмы будет очень сложно. Ведь в соответствии с действующим законодательством аудиторы подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Но никак не достоверность налоговых деклараций, правильность ведения налогового учета и исчисления налогов.

 

Внимание! Заставить аудиторскую фирму возместить ущерб можно, если фирма понесла потери по вине аудиторов. Например, если они дали неверные письменные рекомендации в ответ на ваш запрос. Кроме того, аудиторы будут обязаны возместить потери, если это прямо предусмотрено договором. Для этих целей саморегулируемые организации аудиторов создают компенсационные фонды.

 

Как учесть расходы на аудит

 

Затраты на проведение аудиторской проверки для целей налогообложения прибыли отражают в составе прочих расходов (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если ваша фирма платит НДС, то сумма этого налога, которую вы перечислили аудиторской компании, принимается к вычету. Если ваша фирма не платит НДС, то сумму этого налога включают в состав расходов. Стоимость аудиторской проверки отразите записями:

Дебет 26 (44) Кредит 76

- учтены расходы на проведение аудита;

Дебет 19 Кредит 76

- учтен НДС по расходам на аудит;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- НДС по аудиторской проверке принят к вычету (если фирма платит НДС)

или

Дебет 26 (44) Кредит 19

- НДС по аудиторской проверке включен в состав расходов (если фирма не платит НДС);

Дебет 76 Кредит 51

- перечислены деньги за аудит.

В аналогичном порядке учитывают расходы на прочие аудиторские услуги - консультирование, ведение учета и т.д. (п. 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

 

Как утвердить отчет

 

После составления отчетности ее должны утвердить владельцы фирмы (участники или акционеры). Если предприятие обязано проводить аудит своей отчетности, то достоверность отчетности должна быть подтверждена индивидуальным аудитором или аудиторской фирмой. В этом случае отчетность представляется для утверждения вместе с аудиторским заключением.

Порядок утверждения отчетности должен быть прописан в уставе фирмы. Он зависит от организационно-правовой формы предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.).

 

Новое в отчете 2012. За прежние годы представлению подлежала только утвержденная отчетность. Напомним, что п. 2 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ гласит: представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами. Но это правило утратит силу с 1 января 2013 г. Закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ такого требования не содержит. В п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ сказано, что бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем фирмы.

 

Предположим, вы представили в орган статистики или в налоговую инспекцию неутвержденную отчетность, а впоследствии был утвержден другой ее вариант, существенно отличающийся от первоначального. В этом случае вы обязаны заменить отчетность, предоставив этим пользователям новый, утвержденный вариант - пересмотренную отчетность (п. 8 ПБУ 8/2010).

 

Как утвердить отчетность в ООО

 

Если ваша фирма зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью, то годовую бухгалтерскую отчетность нужно утвердить на общем собрании участников (учредителей). Такое собрание проводят не реже одного раза в год в сроки, установленные уставом фирмы. Причем его нельзя провести ранее двух и позднее четырех месяцев после окончания финансового года (ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).

О том, что фирма проводит собрание, нужно не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить каждого участника (учредителя). Для этого им направляют заказные письма. В них указывают место, дату, время проведения собрания, а также предлагаемую повестку дня.

Если в обществе больше 15 участников, то бухгалтерскую отчетность должна проверить ревизионная комиссия (ревизор). Общее собрание не может утвердить отчетность без заключения комиссии или ревизора. Проверяющим отчетность ревизорам необходимо представить все документы, связанные с деятельностью фирмы. Главный бухгалтер и другие работники фирмы обязаны давать им необходимые письменные или устные пояснения.

Решение об утверждении отчетности оформляют в виде протокола общего собрания участников. Специального бланка для такого протокола нет. Поэтому его составляют в произвольной форме. Как правило, в протоколе указывают:

- место, дату и время проведения общего собрания;

- фамилии председателя и секретаря собрания;

- фамилии участников общества, принимающих участие в собрании, и их доли в уставном капитале;

- повестку дня;

- решения, принятые на собрании.

Протокол может выглядеть так.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ООО "Ромашка" │

│ │

│ УТВЕРЖДЕН│

│ общим собранием│

│ участников ООО "Ромашка"│

│ │

│ ПРОТОКОЛ │

│ │

│от 3 марта 2013 г. N 1│

│ │

│ Собрание проводится по адресу: г. Москва, ул. Власова, д. 19, оф. 23.│

│ Дата и время проведения собрания: 3 марта 2013 г., 12.00. │

│ Председатель собрания: Никита Сергеевич Уткин. │

│ Секретарь собрания: Дарья Сергеевна Простова. │

│ На собрании присутствовали следующие участники ООО "Ромашка": │

│ - Бобров И.А. - 60% уставного капитала; │

│ - Ганин П.М. - 30% уставного капитала; │

│ - Иванов Г.А. - 10% уставного капитала. │

│ Кворум соблюден. │

│ │

│ ПОВЕСТКА ДНЯ: │

│ 1. Утверждение бухгалтерской отчетности общества за 2012 г. │

│ 2. Распределение прибыли, полученной в 2012 г. │

│ │

│ ПОСТАНОВИЛИ (единогласно): │

│ 1. Утвердить бухгалтерскую отчетность за 2012 г. в составе следующих│

│форм: │

│ - Бухгалтерский баланс; │

│ - Отчет о прибылях и убытках; │

│ - Отчет об изменениях капитала; │

│ - Отчет о движении денежных средств; │

│ - Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках; │

│ - Пояснительная записка. │

│ Прибыль, полученную ООО "Ромашка" в 2012 г. в сумме 250 000 руб.,│

│распределить в 2013 г. пропорционально долям участников в уставном│

│капитале общества. │

│ │

│Председатель собрания Уткин /Уткин Н.С./ │

│Секретарь собрания Простова /Простова Д.С./│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Для доказательства утверждения отчетности достаточно выписки из такого протокола общего собрания. Это фрагмент протокола, озаглавленный "Выписка", относящийся к отдельному вопросу повестки дня - об утверждении годовой бухгалтерской отчетности. Подписывать ее у председателя и секретаря собрания не обязательно. Заверить выписку может руководитель ООО, применив стандартную оговорку "Выписка верна".

 

Как утвердить отчетность в АО

 

Если ваша фирма является акционерным обществом, то годовую бухгалтерскую отчетность нужно утвердить на общем собрании акционеров. Сделать это нужно не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Это установлено ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ.

Такое собрание должно проходить не реже одного раза в год в сроки, установленные уставом фирмы.

О том, что фирма проводит собрание, нужно уведомить каждого акционера, который имеет право в нем участвовать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.